Русская линия
Красная звезда Юрий Авдеев22.09.2006 

Сами с у"SaM"и

Российско-французское совместное предприятие «Пауэрджет» (PowerJet) провело в Москве торжественное мероприятие, посвященное успешному завершению 9 июля 2006 г. на испытательном стенде Научно-производственного объединения (НПО) «Сатурн» в Рыбинске первого этапа испытания двигателя SaM146.
Для отечественного двигателестроения это знаковое событие, основа которого была заложена в начале нового века. Тогда НПО «Сатурн» выполняло контракт с французской фирмой «Снекма» (Snecma) на поставку деталей для двигателя CFM56. В 2001 году две компании для расширения взаимовыгодного сотрудничества решили объединить свои усилия и создать двигатель SaM146 для нового регионального самолета российского производства. Отметим, что по расчетам специалистов в течение следующих 20 лет потребности рынка в самолетах категории на 70−100 мест составят около 5.000 авиалайнеров.
В апреле 2003 г. двигатель SaM146 был избран компанией «Гражданские самолеты «Сухого» для регионального самолета SUPERJET 100. В июле 2004 г. «Снекма» и НПО «Сатурн» создали в равных долях совместное предприятие под названием «Пауэрджет» (PowerJet) для решения вопросов программы SaM146 по управлению разработкой, производством, маркетингом и продажами, а также послепродажной поддержки заказчика, технического обслуживания и ремонта. Совместное предприятие имеет два структурных подразделения, одно во Франции (PowerJet SA), а другое — в России (ЗАО «Пауэрджет»).

НАША СПРАВКА. В Ярославле по западному образцу построен и функционирует завод «ВолгАэро», введенный в эксплуатацию в октябре 2005 года. Он имеет свыше 10.000 кв. м цехов и 2.500 кв. м офисных помещений. В конечном итоге на предприятии будут установлены около 100 современных станков, в том числе 21 станок с числовым программным управлением. Полная загрузка мощностей планируется к началу серийного производства двигателя SaM146 (2008 год).

В этой структуре «Снекма» отвечает за газогенератор, систему управления, привод агрегатов (вспомогательная коробка приводов, промежуточный редуктор), общую конструкторскую интеграцию двигательной установки и летные испытания. НПО «Сатурн» отвечает за разработку и производство контура низкого давления, детали обвязки двигателя, маслоагрегаты, производственную сборку двигателя и наземные испытания. «Контрольные точки», обозначенные в планах по реализации проекта и названные общественности еще в самом начале работ, дают возможность оценить, насколько успешно идут фирмы к намеченной цели. В настоящее время независимые эксперты не спешат с выводами на далекую перспективу, но отмечают: взаимодействие партнеров напоминает работу хорошо отлаженного часового механизма.
30 ноября 2005 г. на стенде «Снекмы» в городе Вилларош (в районе Парижа) проведено первое испытание газогенератора двигателя SaM146, который успешно развил номинальную тягу.
8 апреля 2006 года закончены испытания вентилятора. Подтверждены параметры по расходу воздуха, получен КПД, близкий к расчетному. Принят план улучшений, разработана новая конструкция лопатки.
9 июля 2006 г. первый опытный двигатель (FETT) успешно прошел испытания на стенде НПО «Сатурн» в Рыбинске.
Следующим знаковым рубежом станут летные испытания, начало которых запланировано на февраль 2007 года. Они пройдут на летающей испытательной лаборатории Ил-76. Будут проведены две серии испытаний: одна в Москве, другая — в г. Истр (Istres) на юге Франции, в одном из специализированных центров летных испытаний «Снекмы».
Всего для сертификационных испытаний будут использованы восемь двигателей SaM146, которые наработают 4.500 рабочих циклов в ускоренном режиме. Сертификация двигателя SaM146 запланирована на март 2008 года.
Это планы на ближайшее будущее. Однако прежде всего продукт должен найти своего покупателя. Их поиск СП «Пауэрджет» и компания «Гражданские самолеты «Сухого» ведут при совместном маркетинге через Консультационные советы авиакомпаний. Уже проведено пять заседаний совета. Совместно две российские фирмы также участвуют в акциях по продвижению товара на рынке. В декабре 2005 г. российская авиалиния «Аэрофлот» сделала заказ компании «Гражданские самолеты «Сухого» на 30 самолетов SUPEPJET 100 (95 пассажиров) базовой конфигурации. Первые поставки самолетов SUPEPJET 100 «Аэрофлоту» намечены на ноябрь 2008 года. Еще на 10 самолетов подписала контракт Финансовая лизинговая компания в феврале 2006 г. Помимо этого проведен ряд встреч технических групп с участием специалистов авиакомпаний. Например, по кабине и авиационному радиолектронному оборудованию. В результате этой работы внесены сотни конструктивных изменений в спецификации самолета.
Не менее важна и другая характерная особенность в реализации проекта. «Пауэрджет» поставит полностью укомплектованную двигательную установку, включая двигатель и гондолу.
Здесь надо напомнить, что фирмам, участвующим в проекте, пришлось делом доказывать жизнеспособность их долгосрочного сотрудничества. По крайней мере, рассчитывать на господдержку на начальном этапе не приходилось. Не секрет, что и по сей день завистники пророчат SaM146 и SUPEPJET 100 различные беды, трудности. В какой-то мере они правы.
Акционеры СП «Пауэрджет» пользуются поддержкой французского и российского правительств, что свидетельствует об уверенности руководства стран в этом перспективном проекте. И все же без ложки дегтя здесь не обошлось. Во французском законодательстве сняты все юридические барьеры для серийного производства двигателей, а в российском их только предстоит убрать. Пора бы нам научиться работать в новом ритме, как известно, время — деньги.
Другой проблемой, которая не заставит себя долго ждать, если не принять мер, станут российские аэродромы. В настоящее время они не соответствуют международным требованиям по аэронавигационному обеспечению и не дадут в полной мере использовать возможности, заложенные в SUPEPJET 100. Если Россия хочет остаться в числе ведущих авиастроительных стран мира, то пора приводить в порядок аэродромы. Рост авиаперевозок и экономическое развитие страны уже сегодня требуют начать расширение аэродромной сети. Работы, что называется, непочатый край.
Почему еще у российско-французского проекта есть перспективы? Прежде всего двигатель SaM146 соответствует самым строгим стандартам по выбросам и шуму. Он имеет все преимущества, необходимые для выхода на рынок с высокой конкурентностью, жесткими требованиями заказчиков относительно низкой стоимости приобретения и эксплуатации при высокой надежности, ремонтопригодности и экологической безопасности. В двигателе внедрены передовые технологии, обеспечивающие экономичность коммерческой эксплуатации авиакомпаниями. За счет оптимизированной стоимости эксплуатации, легкости обслуживания в ходе полета по маршруту и меньшей стоимости ремонта, надежности двигателя общие финансовые расходы по SaM146 по сравнению с зарубежным двигателем — лидером этого класса CFM56 ниже на 20 процентов.
В соответствии с новой концепцией SaM146 имеет тягу в пределах 14.000−17.500 фунтов. Авиакомпании могут просто регулировать уровень тяги с помощью системы управления FADEC и извлечь пользу из оптимизации управления двигателем. Поскольку на всем семействе самолетов RRJ установлен один тип двигателя, авиалинии получат преимущества в виде взаимозаменяемости и экономичности за счет роста масштаба производства.
Не менее важен широкий перечень специализированных услуг по поддержке и техническому обслуживанию. Двигатель SaM146 выигрывает за счет огромного опыта «Снекмы» в послепродажной поддержке на международном рынке. Техническое обслуживание и ремонт SaM146 будут осуществлять исключительно СП «Пауэрджет» через глобальную сеть «Снекма Сервисис» и НПО «Сатурн».
В заключение стоит отметить, что SaM146 представляет большие возможности для авиационного двигателестроения России как раз в тот момент, когда она готова вновь выйти на мировой рынок авиастроения.

http://www.redstar.ru/2006/09/2209/303.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика