Русская линия
Красная звезда Мария Гришина23.08.2006 

ДОВСЕ признают не все

Одним из наиболее четко разработанных механизмов по контролю над обычными вооружениями в мире, по мнению большинства экспертов, остается Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Однако в последнее время создается впечатление, что договор продолжает существовать скорее по инерции. Большинство европейских стран, как известно, так и не ратифицировали ДОВСЕ в его адаптированной форме, принятый на Стамбульском саммите ОБСЕ 1999 года. Для России это означает, что многие решения, связанные с ограничениями уровня вооружений, ей пока приходится принимать в одностороннем порядке. И это в то время, когда в ряде стран Европы, в первую очередь входящих в НАТО, создаются новые военные базы и наращивается количественный и качественный уровень технической оснащенности вооруженных сил. В этих условиях встает вопрос о дальнейшей судьбе договора, который когда-то назвали «краеугольным камнем европейской безопасности».

Адаптация без ратификации


Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в ноябре 1990 года в Париже. В нем участвовали с одной стороны страны Организации Варшавского договора, а с другой — страны НАТО. Главной задачей соглашения было снизить риск развязывания военного конфликта на континенте. С этой целью обе стороны согласились на количественные лимиты развертывания в Европе основных категорий тяжелого оружия, включая танки, бронемашины, артиллерию и боевые самолеты. Подсчет велся по четырем регионам Европы: Центральному, так называемому «расширенному Центральному», «расширенному Центральному вместе с тыловыми районами» и по фланговому району. При этом документ никак не определял точное количество вооружений для каждой страны — он требовал только, чтобы общее их количество не превышало установленных пределов.
С самого начала ДОВСЕ показал себя весьма эффективным режимом контроля над обычными вооружениями в Европе. Он позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого числа избыточных тяжелых вооружений. Однако, после того как прекратили существование Варшавский договор, а затем и Советский Союз, как НАТО стала расширять свои ряды за счет новых стран, возникла необходимость провести адаптацию ДОВСЕ к новым условиям. Кроме того, российская сторона неоднократно высказывала возражения в связи с установленными ДОВСЕ так называемыми фланговыми ограничениями, подразумевающими необходимость поддержания Россией довольно низкого уровня вооружений и военной техники в ЛВО и СКВО, своих приграничных регионах. Ввиду угроз своей безопасности, исходящих от международного терроризма и нестабильной обстановки на южных границах, эти условия были явно неприемлемы для России.
Переговорный процесс завершился в ноябре 1999 года подписанием Соглашения об адаптации ДОВСЕ на Стамбульском саммите ОБСЕ. Документ подписали тридцать стран — участниц ОБСЕ, включая США, Канаду, Великобританию, Грузию, Молдавию, Турцию, Украину, Польшу.

Наша справка


Адаптированный ДОВСЕ предусматривает сокращение национальных уровней вооружений (НПУ) в 19 государствах — членах НАТО по сравнению с действующими: по танкам — более чем на 4.800 ед., по боевым бронированным машинам (ББМ) — на 4.000 ед., по артиллерии — более чем на 4.000 ед. Вводимая в договоре система национально-территориальных ограничений устанавливает потолок для размещения ограничиваемых договором наземных вооружений и техники (ОДВТ). Для России эти параметры сохранились неизменными: 6.350 ед. танков, 11.280 ед. боевой бронированной техники (ББМ), 6.315 ед. артиллерийских систем, 3.416 боевых самолетов, 855 ед. ударных вертолетов. Вместе с тем Россия получила возможность иметь в регулярных частях новой фланговой зоны (ЛВО без Псковской области и СКВО — без Волгоградской, Астраханской областей и восточной части Ростовской) в четыре раза больше ББМ: 2.140 вместо 580 ед., а также временно развертывать здесь дополнительно 153 танка и 140 артсистем.

В рамках двусторонних договоренностей в контексте адаптированного договора Грузия согласилась на сохранение на ее территории российской военной техники в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем). Одновременно были зафиксированы обязательства России по сокращению находящихся в Грузии излишков ОДВТ, вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на военных базах в Вазиани, Гудауте и ремонтных предприятиях Тбилиси. В Заключительном акте по адаптации ДОВСЕ содержались также обязательства РФ вывести (уничтожить) к концу 2001 года излишки российских ОДВТ в Молдавии, а также полностью вывести свои войска из этой страны.
Принципиальное значение имел и вводимый в договоре запрет на чрезвычайные временные развертывания 459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем во фланговом районе, куда входят Болгария, Румыния и ряд других восточноевропейских стран. Для государств — членов НАТО договором были также ограничены возможности по развертыванию обычных вооруженных сил. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 года (Польша — до конца 2003 года) сократить свои территориальные и национальные уровни вооружений (ТПУ, НПУ) по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. О дополнительном сокращении своих уровней вооружений заявили также Германия (ТПУ и НПУ по танкам были понижены на 200 единиц) и Италия (ТПУ понижен на 81 танк, 167 ББМ и 137 артсистем).
Принятое соглашение в целом решало многие важные для укрепления европейской безопасности военно-политические задачи. Однако, к сожалению, большинство стран, подписавших Соглашение об адаптации и Заключительный акт переговоров об адаптации ДОВСЕ, впоследствии отказалось от их ратификации. По состоянию на сегодняшний день стамбульские соглашения ратифицировали лишь Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина (последняя не депонировала грамоты). А чтобы адаптированный ДОВСЕ вступил в силу, его должны ратифицировать все остальные подписанты.

Взаимные претензии накапливаются


Такая ситуация давно является мишенью для критики со стороны России и других стран, подтвердивших свои обязательства по исполнению договора. Из-за отказа НАТО ратифицировать адаптированный ДОВСЕ и включить новые прибалтийские страны — члены этой организации в число государств, подпадающих под ограничения, введенные ДОВСЕ, Президент России Владимир Путин не принял приглашение посетить Стамбульский саммит НАТО, состоявшийся в июне 2004 года. А заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны РФ Сергей Иванов несколько месяцев назад и вовсе заявил о возможном выходе России из адаптированного ДОВСЕ.
Какие же основные камни преткновения существуют между Россией и ее союзниками и странами НАТО по Договору об обычных вооруженных силах в Европе? В чем разошлись позиции сторон и почему европейские страны, входящие в НАТО, отказываются от его ратификации?
Следует указать, что таких спорных и неурегулированных моментов, относящихся к ДОВСЕ, сразу несколько. Сюда относятся в первую очередь вопрос о последствиях от расширения НАТО для российской системы безопасности, а также проблемы вывода российских войск из Молдавии и Грузии.
В этой связи следует отметить, что с момента формирования исполняющего консультативные функции Совета Россия — НАТО (1997 г.) и в особенности в преддверии Стамбульского саммита 1999 года Россия не раз получала последовательные заверения со стороны НАТО, что альянс будет осторожно подходить к развертыванию обычных вооружений и их инфраструктуры на территории новых стран-членов. Российские же представители в ответ продолжали высказывать опасения относительно принятия в НАТО Эстонии, Латвии и Литвы, не подпадающих под ограничения ДОВСЕ. Фактически это дает право прибалтийским государствам размещать на своей территории какие угодно вооружения, технику, военные базы, в том числе под эгидой НАТО, причем «в неограниченном количестве».
В Прибалтике уже дислоцируются самолеты ПВО альянса и радары, просматривающие территорию РФ на 400 км от границы, что можно рассматривать как угрозу безопасности России. В Литве Североатлантический альянс вложил средства в реконструкцию аэродрома Зокняй, где будет дислоцироваться авиация НАТО. Эксперты не исключают в дальнейшем появления и других военных баз альянса в Балтии. В соответствии с планами Вашингтона, одобренными Брюсселем, в скором времени Польша может стать площадкой для размещения там ракет-перехватчиков ПРО, а Румыния и Болгария предоставят территории для размещения там новых военных баз НАТО. Все эти действия не только противоречат ДОВСЕ, но и заставляют Россию принимать дополнительные меры по укреплению своей безопасности.
Что же касается российского военного присутствия в Грузии и Молдавии, которое используется Североатлантическим альянсом в качестве предлога для отказа ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, то Москва считает его надуманным. В соответствии со своими обязательствами по адаптированному ДОВСЕ Россия к настоящему времени вывела с территории Грузии и Молдавии более 800 ед. тяжелых вооружений и техники, а также сократила свои региональные воинские группировки здесь до уровней, установленных договором. В рамках российско-грузинского соглашения, заключенного в марте 2006 года, ведется вывод российских войск, а также оборудования и военной техники с военных баз в Батуми и Ахалкалаки. В Гудауте бывшая российская военная база преобразована в гарнизон миротворческих сил.
Развернутые в Молдавии (Приднестровье) ограниченные договором вооружения и военную технику (ОВВТ) Россия вывела в конце 2001 года, а вывод войск практически завершила к 2002 году. По сообщениям министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сохраненный в Приднестровском регионе российский контингент составляет около 500 человек, причем главной задачей оставшихся военнослужащих является охрана запасов вооружений, складированных там еще с середины 1950-х годов (речь идет о тысячах тонн снарядов, которые Россия обязалась вывезти из ПМР). Никакого отношения к ДОВСЕ проблема утилизации российских боеприпасов в ПМР не имеет.
Тем не менее руководство Молдавии, равно как и Белый дом, с которым у Кишинева согласованная позиция, продолжает подчеркивать, что подписание адаптированного ДОВСЕ станет возможно только после вывода российских военных с территории республики. В свою очередь, заместитель министра обороны Грузии Мамука Кудава в июле 2006 года выступил с заявлением, что Тбилиси ратифицирует стамбульские соглашения, только когда Россия полностью ликвидирует военную базу в Гудауте, а также решит проблему нелегального нахождения в Южной Осетии и Абхазии завезенных якобы из России вооружений, ограниченных договором.

Договору грозит смерть


В результате мы имеем кардинально различающиеся позиции сторон относительно условий стамбульского соглашения. Так, страны НАТО продолжают считать, что Российская Федерация не выполнила своих обязательств по адаптированному ДОВСЕ, и отказываются подписывать этот документ. Россия, в свою очередь, настаивает на том, что ратификация ДОВСЕ не должна напрямую увязываться с выводом ее баз с территории Грузии и Молдавии — с политическими обязательствами, принятыми в Стамбуле параллельно с адаптированным ДОВСЕ. Тем более что Россия полностью выполнила все основные заключенные в Стамбуле договоренности: вписалась во фланговые уровни по вооружениям на Северном Кавказе, сократила свои ограничиваемые договором вооружения и технику в Грузии и вывела такие вооружения и технику из Молдавии, расформировала базы Вазиани и Гудаута, заключила с Грузией Соглашение о сроках и порядке вывода российских военных баз.
И эти позиции сторон имеют тенденцию к все большему расхождению. На ежегодной конференции ОБСЕ в Вене по обзору проблем безопасности от имени России выступил генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа, который в своем докладе сосредоточился на проблемах разоружения и безопасности и в том числе выразил серьезную обеспокоенность в связи с ситуацией вокруг Соглашения об адаптации ДОВСЕ и отказа стран — членов НАТО от его ратификации. Однако российская обеспокоенность по данному вопросу была фактически оставлена представителями ОБСЕ без внимания. При этом в пику России поддержку ОБСЕ получила декларация стран ГУАМ, в которой Грузия, Молдавия и Азербайджан призвали ОБСЕ приложить большие усилия для разрешения конфликтов на постсоветском пространстве, минимизировав в этом процессе роль России.
Фактически безрезультатно завершилась и прошедшая незадолго до сессии ОБСЕ Конференция по рассмотрению действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе, на которую российская делегация возлагала определенные надежды. Участникам состоявшегося 31 мая — 2 июня 2006 года форума так и не удалось согласовать заключительный документ и определиться с дальнейшим механизмом действия ДОВСЕ. Ни проект, предложенный Россией, ни тот, что выдвинули члены НАТО, ни компромиссный вариант, составленный Казахстаном в качестве председателя конференции, не нашли консенсуса среди участников заседания. Провалом завершилась и инициатива МИД РФ принять проект стран НАТО с двумя оговорками: о подтверждении стремления участников переговоров ввести адаптированный ДОВСЕ в действие до конца 2007 года и о согласии на временное применение соглашения об адаптации с 1 октября 2006 года.
«Итоги конференции, — отметил в этой связи глава департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Анатолий Антонов, — еще раз убедительно подтвердили, что ДОВСЕ в его нынешнем виде практически исчерпал свою жизнеспособность». Еще более жесткие позиции по вопросу о ратификации ДОВСЕ 8 июля этого года озвучил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В интервью радиостанции «Голос России» глава российского внешнеполитического ведомства заявил, что ДОВСЕ может «умереть своей смертью», если западные страны будут по-прежнему отказываться от ратификации адаптированного текста документа. Немногим ранее, выступая на правительственном часе в Госдуме РФ, Сергей Лавров подчеркнул, что Россия будет в ближайшее время пересматривать свой подход к договору с учетом негативных итогов обзорной конференции по ДОВСЕ.

http://www.redstar.ru/2006/08/2308/304.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика