Русская линия
Красная звезда Владимир Мохов11.07.2006 

Достижима ли «черноморская гармония»?

В конце июня стало известно, что ВМФ России может присоединиться к операции по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения «Черноморская гармония», которая проводится Военно-морскими силами Турции на Черном море. Минобороны и МИД Российской Федерации проведут переговоры о заключении соответствующего соглашения между военными ведомствами двух стран.

Когда интересы совпадают


Расширение взаимодействия военно-морских сил причерноморских государств по предотвращению угрозы терроризма — инициатива Минобороны России, согласованная с заинтересованными министерствами и ведомствами. Почему она появилась?
Турция — один из самых сильных на сегодняшний день игроков на Черном море. Именно поэтому подключение России к «Черноморской гармонии» большинство экспертов считают правильным и своевременным шагом. Малые тактические шаги, которые на общем фоне могут показаться несущественными, на самом деле не только сближают соседние страны, но и зачастую позволяют подступиться к решению более серьезных проблем.
Надо сказать, что сейчас наши отношения с Турцией значительно улучшились. Прежде всего они продвинулись в экономическом плане. Частыми стали контакты на уровне президентов двух стран. В ходе своего последнего визита в Москву президент Турции Ахмет Недждет Сезер заявил: «Наши отношения с Россией вышли на стратегический уровень, они переживают лучший период в своей истории». Сегодня, по его словам, наши государства ориентированы на то, чтобы выйти на двусторонний товарооборот в объеме 25 млрд. долларов. В ходе последней встречи Владимир Путин и Ахмет Недждет Сезер обсудили и широкий спектр международных проблем. При этом эксперты отмечают близость и совпадение позиций Москвы и Анкары по целому ряду этих проблем, и прежде всего региональных. Оба президента с удовлетворением констатировали общую позицию по вопросам обеспечения безопасности в черноморском регионе, высказались за углубление взаимодействия в рамках организации «Черноморское экономическое сотрудничество», оперативной военно-морской группировки «Блэксифор». При этом президент Турции назвал решение Москвы о присоединении России к операции «Черноморская гармония» важным шагом на пути укрепления безопасности на Черном море.
По мнению заведующего отделом Закавказья Института стран СНГ Михаила Александрова, в политическом плане в Турции тоже началось переосмысление ее позиций в мире и регионе. У страны сохраняются амбиции вступить в Евросоюз, но похоже, что эти планы становятся все более призрачными. В том числе из-за неурегулированности так называемой кипрской проблемы. Потому у Турции возникает необходимость переосмысления того, чего же добиваться дальше. И в принципе определенная переориентация Турции на СНГ — не такой уж невероятный вариант.
В конце концов, эта страна весьма масштабно присутствует на рынках России и других постсоветских республик. Да и мы все активней проникаем на турецкий рынок. Чего стоит «Голубой поток», который несет по дну Черного моря миллионы кубометров газа. Турция уже сейчас на 60 процентов зависит от поставок нашего голубого топлива. В перспективе же эта зависимость может возрасти до 80 процентов. Как отметил Президент России Владимир Путин, еще два-три года назад размер российских инвестиций на турецком рынке составлял 200 млн. долларов. Сегодня же этот показатель равен 2 миллиардам. Собственно, ничто не мешает нам углублять экономические связи еще более интенсивно.
— Сам Бог велел двум мощным евразийским странам, которые поневоле оказались за бортом мировых интеграционных процессов, идти навстречу друг другу, — считает Михаил Александров. — В мире ныне жизнеспособны только крупные интеграционные группировки — ЕС, АСЕАН, ШОС. И такие страны, как Турция или Иран, вполне могут пойти на интеграцию с нами, если их не «берут» никуда больше.
Разумеется, Турцию пока несколько сдерживает членство в НАТО. Но с другой стороны, в Анкаре понимают, что это членство не сулит ей особых экономических и политических дивидендов. К тому же оно никак не помогло ей в ситуации с курдами. Наоборот, в результате развязанной американцами в Ираке войны курдский вопрос только обострился. И еще неизвестно, во что все это выльется, особенно если США нападут на Иран. Тогда курды вообще могут выйти из-под контроля, что чревато развалом всего турецкого государства.
Анкару это очень беспокоит. И как раз переориентироваться на сотрудничество с Россией, другими странами СНГ, примыкающими к Черноморскому бассейну, в определенном плане ей более выгодно, чем оставаться в сфере влияния США. Соединенные Штаты, как показал опыт, не всегда считаются с интересами Турции.
Таким образом, на нынешнем этапе долгосрочные стратегические интересы наших стран на Черном море совпадают. И не только в экономике. Прежде всего Москва и Анкара крайне не заинтересованы в военно-морском присутствии здесь третьих стран. И это не менее широкое поле взаимодействия, позволяющее не только проводить какие-то совместные маневры на Черном море, но и выступать с общеполитической позицией на различных международных форумах.

Стратегия окружения


Необходимость таких совместных действий все более очевидна, поскольку Черное море становится ареной жесткого геополитического соперничества. Но надо понимать, почему это происходит.
— Во всяком случае не потому, что море само по себе, как некогда Карибский бассейн, привлекло всеобщее внимание, — считает Михаил Александров. — Все дело в усилении геополитического соперничества на постсоветском пространстве.
Запад стал активно подминать под себя страны СНГ, начав цепочку «цветных» революций с Грузии — самого слабого звена Содружества. По сути, это был государственный переворот. И когда к власти там пришел Саакашвили, началась резкая переориентация этой причерноморской страны на евроатлантические рельсы.
То же самое произошло на Украине, когда власть там вырвали «оранжевые». Киев добавил Москве головной боли на Черном море, ибо все его внешнеполитические шаги в этом регионе теперь носят явный антироссийский подтекст. Начало этого года, как известно, было ознаменовано массовыми провокациями в отношении объектов Черноморского флота. При этом не приходится сомневаться, что все эти «маячные скандалы», демарши радикалов из «Студенческого братства» и т. п. были санкционированы из Киева. Фоном для них служили безапелляционные заявления о том, что в нарушение базового соглашения по разделу ЧФ от 1997 года, четко зафиксировавшего, что в течение ближайших двадцати лет арендная плата за нахождение нашего флота в Крыму меняться не будет, официальный Киев намерен «выйти на международные стандарты в вопросе стоимости аренды земли для ЧФ».
Если вспомнить о вплотную примыкающей к черноморскому региону Молдове, станет понятно, что тот же ГУАМ изначально создавался и как блок региональный, способный стать своеобразной опорой для США в осуществлении наступательной черноморской политики. Не случайно действия той же Украины в отношении ЧФ стали до боли напоминать тактику вытеснения из Грузии российских военных баз. Там тоже начинали с того, что без собственной «отмашки» не давали возможности выехать за ворота КПП ни одному транспортному средству ГРВЗ. МИД Украины, кажется, тоже пытается загнать ЧФ в «резервацию», жестко настаивая на том, чтобы не только корабли не выходили в море без разрешения украинской стороны, но и любые передвижения моряков-черноморцев были детально регламентированы украинской стороной.
Как заявил «Красной звезде» бывший командующий ЧФ адмирал Игорь Касатонов, это противоречит духу и букве подписанных ранее документов. По его словам, фон, который создают вокруг флота определенные украинские круги, не имеет ничего общего с тем, как относятся к российским военным морякам сами севастопольцы и крымчане.
— Интерес американцев к Черному морю имеет ярко выраженный геополитический характер, — считает Игорь Касатонов. — Оно давно входит в зону их повышенного внимания. Они следят за обстановкой, фиксируют малейшие изменения. Ну, а верным проводником их политики в черноморском регионе, кроме союзников по НАТО, с недавних пор стала и Украина. С ее помощью они надеются закрепиться здесь на долгие времена. Закрепиться с той целью, чтобы Черное море стало натовским (с небольшой 400-километровой прибрежной полосой России). А если натовским — значит, американским!
Иными словами, не столько Черное море, сколько омываемые им берега оказались в зоне геополитического соперничества. При этом Россия, вначале не разобравшись в истинных целях этой закулисной игры, только сейчас стала оказывать сопротивление активному проникновению НАТО в черноморский регион. Ибо это сужает здесь наше политическое, экономическое, военное влияние. Расширяя в свою очередь влияние Соединенных Штатов. Судя по всему, в Средиземном море, где господство американцев неоспоримо, им уже тесно.
Запад, таким образом, пытается вторгнуться на пространство СНГ в военно-политическом отношении, чего никогда раньше, в общем-то, не происходило. Ранее Запад ограничивался различными экономическими проектами, хотя и они зачастую противоречили интересам России. Яркий пример тому — нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан.
В 2003-м стратегия Запада претерпела резкие изменения. Был взят курс на окружение нашей страны кольцом военных баз. В том числе в Черноморском бассейне. Так, достигнута договоренность о создании американских военных баз в Болгарии и Румынии, ставших совсем недавно членами Североатлантического альянса. Скажем, на четырех военных базах США в Румынии разместятся 1.500 военнослужащих. А на одной из этих баз — аэродроме близ Констанцы — предполагается разместить штаб-квартиру Восточноевропейской оперативной группы Пентагона.
Для чего там эти базы Соединенным Штатам? Смешно утверждать, что для борьбы с международным терроризмом. Вашингтон намерен закрепиться в регионе, имеющем важное геостратегическое значение, и использовать его для решения своих национальных задач.
Возьмите ту же Грузию, откуда мы сегодня уходим. Быть может, крупных американских баз там сразу и не появится. Но наверняка будут какие-то военные объекты, какая-то инфраструктура, причем адаптированная под НАТО, которая позволит в случае чего быстро развернуть воинский контингент, включая авиацию, радиотехнические комплексы. Вот вам и еще один стратегический плацдарм. И вполне возможно — военно-морской. Не случайно натовские военные корабли в грузинских портах гостят все чаще и чаще.
Появление американских войск в Румынии и других странах Восточной Европы ведет к ограничению возможностей наших флотов — как Черноморского, так и Балтийского. По сути, они будут заперты в акваториях и будут находиться под постоянным прицелом.
В связи с перспективой открытия американских баз в Румынии министр обороны России Сергей Иванов сказал недавно о том, что если другие государства не будут выполнять Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), то мы «будем делать соответствующие выводы».
Очевидно, что договор этот нарушается. В новой его адаптации, принятой в 1999 году в Стамбуле, нарушения эти просматриваются сплошь и рядом. Достигнутые договоренности не выполняются. Если буква еще где-то «заморожена», то дух этого документа давно нарушен. Таким нарушением является включение в НАТО стран Балтии и отказ подтянуть их к ДОВСЕ, что было ранее обещано. То же самое происходит с Румынией. То есть американцы зону действия этого договора заморозили центром Европы, а ее восточное пространство остается серым полем, где можно делать что угодно. Кроме того, ДОВСЕ так и не приобрел юридической силы. Наши партнеры его не ратифицировали. По сути, используя этот документ лишь как рычаг давления на Россию и определенный сдерживающий фактор для нее. ДОВСЕ ограничивает только нашу страну, которая выполнила все ограничения, накладываемые этим договором. Страны же, вошедшие недавно в НАТО, просто не охвачены ДОВСЕ. Получается, там можно превышать любые квоты вооружений. И чисто юридически не придерешься. Страны эти в зону действия ДОВСЕ не включены!

Что ждет Конвенцию Монтро?


Интересная деталь: под флагом борьбы с терроризмом американцы поначалу предлагали разместить свои военные базы именно в Турции — на побережье Черного моря, но турки от этого отказались. Турция — страна с большой дипломатической историей, серьезным международным опытом. Здесь понимают, что, размещая на своей территории американские войска, они втягиваются в конфронтацию с Россией, а возможно, и другими государствами. Им это ни к чему.
Анкара не раз подчеркивала, что она может самостоятельно обеспечить безопасность в черноморском регионе. Турции это вполне по силам. Ее военно-морской потенциал, по данным экспертов, превосходит потенциал ЧФ уже в несколько раз. Но российское предложение об активизации взаимодействия, в том числе на уровне военно-морских сил, на Черном море как раз соответствует интересам Турции. Ей не помешает сильный союзник, также выступающий за то, чтобы не допускать дополнительного военного присутствия в регионе. А Анкара, как известно, категорически возражает против присутствия третьих стран, и в первую очередь американцев, в Черноморском бассейне.
Конвенция Монтро от 1936 года запрещает постоянное нахождение военно-морских кораблей других стран в Черном море. В соответствии с ней они могут сюда временно заходить, но нести здесь боевую службу на постоянной основе не вправе. И свой отказ от размещения у себя американских ВМС Турция обосновывала именно этой конвенцией. Она контролирует важнейшие с геополитической, экономической точки зрения черноморские проливы, и конкуренты здесь Анкаре не нужны. В соответствии с этой конвенцией по проливам предусмотрено свободное перемещение только мирных судов.
Если в составе американских военных баз в Румынии и Болгарии будут не только сухопутные части и авиация, но и военно-морские силы, эти страны могут стать невольными инициаторами развала системы Монтро. И коль созданная за долгие годы система развалится, вряд ли удастся быстро создать на ее месте нечто подобное. «Черноморская гармония» и без того находится под постоянным давлением национальных, геополитических, религиозных и прочих интересов разных стран. А без четкой законодательной базы она и вовсе станет иллюзией…
Впрочем, американцы в последнее время только тем и занимаются, что разваливают общепризнанные нормы. У них сейчас такой фирменный стиль, поскольку они перестраивают мир по своим лекалам, полностью игнорируя международное право.
— К сожалению, у нас это слишком поздно поняли, — утверждает Михаил Александров. — Но разве раньше, еще с момента бомбардировок Югославии, непонятно было, куда идет дело? Уже тогда надо было резко наращивать свой военный потенциал, занимать более жесткую позицию по так называемым непризнанным государствам — Приднестровью, Карабаху, Южной Осетии, Абхазии. Только они являются сейчас нашими точками присутствия, и только они позволяют сдерживать американское проникновение. В том числе проникновение в черноморский регион, ибо та же Абхазия занимает здесь очень выигрышное геополитическое положение.
Американцы навязывают средиземноморскую модель своего нахождения в Черном море, поскольку она позволит им постоянно присутствовать здесь в военном отношении. И держать под контролем наш Черноморский флот, что тоже немаловажно.
— На Черном море американцам делать нечего, — говорит Игорь Касатонов. — Мы с тем же успехом могли бы предложить им нести совместную боевую службу где-нибудь в районе Великих озер. Разве там не актуальна борьба с терроризмом?
Именно под предлогом этой борьбы, в жертву которой сегодня, кажется, можно принести что угодно, Соединенные Штаты пытаются поставить ногу в «черноморское стремя». Если это им позволит сделать хотя бы одна из причерноморских стран, американцы получат здесь то, что хотят, — постоянное военно-морское присутствие. Получив, таким образом, и возможность оказывать силовое влияние на прибрежные государства.
Однако сорванные жителями Крыма натовские учения на Черном море — та горькая пилюля, которую США получили на полуострове. Хотя американцы, как мы знаем, умело выкручивают руки. Они любыми способами заставляют принять свою позицию. Поэтому борьба будет продолжаться.
Уже очевидно, что нахождение на территории Украины российского Черноморского флота не станет препятствием на пути вступления этой страны в НАТО. В Вашингтоне намекнули, что готовы закрыть на это глаза, явно имея в виду то обстоятельство, что срок пребывания ЧФ в Крыму ограничен 2017 годом. В этой ситуации проще подождать, чем ломать копья.
Побывавший на прошлой неделе в гостях у Джорджа Буша Михаил Саакашвили тоже вернулся домой окрыленный. Американский президент заявил о том, что США готовы сделать все, чтобы у Грузии было как можно меньше проблем на пути вступления в НАТО. Не с расчетом ли получить в перспективе военно-морские базы в Батуми и Поти?
Все это пока свидетельствует только об одном. О том, что до подлинной «черноморской гармонии» очень далеко…

http://www.redstar.ru/2006/07/1107/304.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика