Русская линия
Независимое военное обозрение Ольга Кошкина23.06.2006 

Краснозвездные «агрессоры» американских ВВС
Место F-16N в учениях «Рэд Флэг» могут занять истребители Су-30 Индии

По оценке самих американцев, во время войны в Корее соотношение потерь истребителей ВВС США к потерям истребителей противника составляло приблизительно 10:1. Во время вьетнамской войны вероятность боевых потерь истребителей США и эффективность применения оружия также имели малоудовлетворительные показатели. Потери большого числа истребителей и бомбардировщиков США были вызваны здесь действием не только авиационных, но и зенитных средств противника. В конечном счете командование ВВС США пришло к выводу, что необходимо проведение реалистического обучения боевых летчиков. Как следствие этого — в начале 1970-х годов были основаны учения «Рэд Флэг», местом проведения которых была выбрана авиабаза ВВС США «Неллис» (штат Невада). В итоге к середине 1970-х годов поражение самолетов ВВС США снизилось, а соотношение потерь американских истребителей в боях с истребителями МиГ противника в ряде военных конфликтов составило примерно 1:2 (по американским данным).

История учений


Для имитации противника при обучении летчиков выживанию и победе во время боевых действий в США были созданы специальные эскадрильи, получившие обозначение «агрессорских». В 1970—1980-е годы ВВС США имели четыре «агрессорские» эскадрильи, причем не только на авиабазе ВВС Неллис, но и на «передовых рубежах» — одну в Великобритании, другую Ц в Филиппинах. Как показатель высокой ответственности, проявленной в то время к имитированию противника в учениях «Рэд Флэг», можно рассматривать создание особой модели истребителя F-16 — самолета-имитатора F-16N, предназначенного специально для формирования «агрессорских» эскадрилий.

После окончания холодной войны ограничения военного бюджета США привели к уменьшению числа самолетов в «агрессорских» эскадрильях, и к 1990 году свели их общее количество до семи. Все эти самолеты и их экипажи были переведены на авиабазу «Неллис» и включены в учебную эскадрилью «Рэд Флэг», получив название Антагонистического тактического подразделения (Adversary Tactics Devesion — ATD). Их задачей стало воспроизведение во время учений тактики действия самолетов противника.

Однако времена меняются, и в 2003 году специальная «агрессорская» эскадрилья, получившая обозначение 64-й эскадрильи, была восстановлена в связи с возросшей потребностью боевой подготовки летчиков. К семи самолетам подразделения ATD было добавлено еще пять истребителей F-16. Возрастание потребности продолжалось, однако, и далее. Общий налет 12 самолетов 64-й эскадрильи в последние годы составил более 2500 часов в год. Это весьма большая величина даже для полной эскадрильи, имеющей вдвое большее количество самолетов. В 2005 году было принято решение расширить эту единственную авиационную часть, предназначенную для моделирования противника при проведении боевых учений. Для этого в начале 2006 года к существующим самолетам F-16 было добавлено восемь самолетов F-15, доведя размер 64-й эскадрильи до полного.

Было принято также решение окрасить все «агрессорские» истребители в особый коричнево-синий камуфляж. Это должно было сделать их визуально распознаваемыми в качестве самолетов противника во время учений «Рэд Флэг», не проводя излишней конкретизации государственной принадлежности «агрессора».

В состав 64-й эскадрильи были введены также эксперты по боевым угрозам, обязанностью которых является обеспечение предельно точного воспроизведения вооружения и боевой тактики потенциального противника. По мнению командира 64-й эскадрильи Хаффмана, было сделано очень многое, чтобы при использовании американской боевой техники промоделировать боевую технику противника. А тактики и боевые построения самолетов «красных», безусловно, по мнению Хаффмана, соответствуют имитированию угроз противника. Все это основывается на использовании разведданных.

В настоящее время на авиабазе «Неллис» взамен подразделения ATD организовано новое подразделение — Антагонистическая тактическая группа ATG, которая теперь сама включает эскадрилью «Рэд Флэг», 64-ю агрессорскую эскадрилью и специальную эскадрилью разведки. По сообщению Хаффмана, в перспективе ATG будет включать также экспертов по космическим и информационным угрозам противника. Он отметил, что группа ATG должна обладать всеобъемлющей способностью воспроизведения угрозы. Это подразумевает не только угрозу от боевых самолетов или космических систем, но и их комбинации, которые создают полный спектр угроз. Планировщики учений «Рэд Флэг» будут в состоянии выбрать уровень желательной сложности угрозы.

В последние годы учения «Рэд Флэг» были сильно модернизированы вовлечением в них Объединенных центров управления воздушных и космических сил (CAOC). Это подняло уровень имитируемых в учениях боевых действий с тактического до операционного и обеспечило обучение не только летчиков, но и операторов CAOC, которое не может быть реализовано другим образом.

Теперь в учениях «Рэд Флэг» принимают участие не только все виды вооруженных сил США, но и многочисленные союзники Вашингтона. Но в начале 2005 г. была запущена еще более широкая и более сложная версия учений.

Технология учений


Фундаментом современных учений «Рэд Флэг» является полигон авиабазы США «Неллис» (NTTR) площадью 38 000 кв. м. Это огромное малонаселенное пространство в штате Невада, состоящее из пустыни и безлесных гор, считается среди других полигонов ВВС наиболее удачным по части условий для боевой подготовки.

По оценкам летчиков, принимавших участие в учениях «Рэд Флэг», полигон «Неллис» представляет собой огромную чашу, окруженную горами, в районе озера Грум, которое выводит атакующие силы «синих» в относительно ограниченный, предсказуемый канал в северной части полигона. Зона ограниченного доступа в районе озера Грум фактически вносит свой вклад в учебные цели учений «Рэд Флэг». Эта зона требует от экипажей самолетов, чтобы они обращали очень пристальное внимание на свое местоположение даже во время маневров уклонения от атаки ЗУР и борьбы с истребителями противника.

В настоящее время на полигоне NTTR проводится большая техническая работа по обеспечению имитации перспективных систем ПВО, дополненная имитацией информационной среды радиоэлектронной борьбы. Моделирование такой среды позволяет ценить безопасность средств связи и линий передачи данных (ЛПД) для распределения необходимой информации.

Другая модернизация полигона заключалась в создании среды боевых действий в городских условиях, моделирующей то, с чем множество летчиков столкнулись в Ираке. Для этого используются морские контейнеры «Конекс», которые устанавливаются друг на друга, после чего на них краской наносятся изображения окон и дверей. На расстоянии приблизительно 900−1500 м и при полете на скорости 550−750 км/ч они выглядят весьма реалистично.

Моделируемые дороги и водные пути наносятся краской на поверхности пустынной местности. Тележки небольшого размера с дистанционным управлением, с установленными на них тонкостенными металлическими оболочками, имитирующими танки противника и транспортные средства террористов, передвигаются по улицам этих моделируемых городов. С помощью бортового приемника GPS оператор перемещает транспортные средства по имитируемым улицам, тем самым осуществляя постановку для авиационных средств разведки и наблюдения задач обнаружения, сопровождения и передачи цели атакующему самолету.

Лазерные и инфракрасные детекторы в «городе» позволяют имитировать доставку оружия с лазерным наведением к «зданиям». Дымовой заряд, появляясь на некотором расстоянии, сообщает летчику, что оружие поразило намеченную цель.

Учения «Рэд Флэг» ставят своей целью обучение как авиационных, так и наземных экипажей, реалистично имитируя условия круглосуточных боевых действий. Каждое учение длится четыре недели, но при этом разбито на двухнедельные периоды. Некоторые детали могут оставаться только в одном из периодов, а некоторые присутствуют на учениях все четыре недели. В последнее время усилия штаба полковника Джордана сосредоточены на отработке сценариев учений «Рэд Флэг», которые учитывают новые угрозы и отражают изменение характера авиационных боевых действий. Например, динамическое целеуказание, проведение атаки целей, чувствительных ко времени поражения, или маневренных целей, боевые операции поиска и спасения, а также координирование боевых действий со специальными оперативными группами.

Постоянно развивающиеся сценарии учений «Рэд Флэг» структурированы так, чтобы сосредоточить усилия прежде всего на двух целях:

Первая — это боевая подготовка нового летчика, получившего наименование «синей четверки», поскольку он, как правило, совершает полет ведомым под номером 4.

Вторая — обучение молодых боевых командиров планированию и выполнению сложных ударов.

Опыт, который приобретает летчик в процесс учений, эквивалентен опыту около 10 боевых задач. На первом боевом задании требования к «синей четверке» сводятся лишь к тому, чтобы он смог провести дозаправку топливом от самолета-дозаправщика и не потерять контроля за ситуацией за первые 45 секунд боевых действий. Считается реальным успехом, если летчик может проделать весь путь до цели и сбросить на нее бомбы.

Аналогично, от офицера командного состава на уровне капитана, обычно именуемого командиром боевого задания учений «Рэд Флэг», требуется выполнение задачи планирования боевого задания, в которое вовлечено около 140 самолетов. Офицер должен совместить в одном плановом решении общую задачу командующего, выявление приоритетов целей, расстановку самолетов-дозаправщиков в воздухе, а также всегда существующий дефицит на численный состав самолетов. Боевая задача командующего считается выполненной, если наибольшее число приоритетных целей поражено, а наибольшее число самолетов выжило во время выполнения задания.

Во избежание деморализации летных экипажей, еще не получивших опыта, штаб учений «Рэд Флэг» не преследует цели быстрого овладения опытом. В первый день учений перед экипажами не ставится задачи сброса реального оружия. Приблизительно на третий день экипажи могут начать применение инертных бомб, затем, со второй недели, экипажи могут использовать настоящие бомбы. То же самое — с угрозами от истребителей МиГ. В первый день экипажи могут моделировать боевые действия с истребителями МиГ-29, оснащенными оружием с невысокой боеспособностью, применяя очень несложную тактику и не используя системы РЭБ. С середины или конца недели, когда экипажи уже овладели некоторым уровнем навыков, начитаются учебные бои с моделированием истребителей Су-27, оснащенных оружием с большими возможностями. На следующей неделе экипажи проводят боевые действия с самолетами Су-30МКК и угрозами от ЗУР и применяют более свободный полет.

В целом учения «Рэд Флэг» являются сочетанием и чередой успехов и провалов испытуемых летчиков. Вот несколько иностранных летчиков истребителей F-16 оказались неспособны осуществить пуск оружия. Одновременно с этим бомбардировщик B-1B «вышел из строя», очевидно, по причинам технического состояния бортовых систем. Несколько летчиков истребителей F-16 смогли осуществить обход местоположения ЗРК, однако некоторые из самолетов были все же «сбиты» ЗУР, примененными этим ЗРК. Летчики самолетов EA-6B «Проулер» выполнили эффективное радиоэлектронное подавление противника.

А вот имитируемый МиГ, совершая полет на малой высоте, преодолел блокировку из истребителей F-15 и, обойдя самолет EA-6B, вышел в тыл «синих» сил. К счастью, летчик истребителя F-16 сингапурских ВВС то ли сам осуществил распознавание имитируемого «агрессора» МиГ, то ли был направлен на его перехват диспетчером системы раннего обнаружения и наведения AWACS, после чего поразил самолет МиГ и спас самолет-постановщик помех, имеющий высокую ценность.

Каждое боевое задание тщательно поставлено, однако события неизбежно идут вразрез с запланированным ходом, что требует непрерывных обновлений плановых решений. Операторы, контролирующие боевые действия с центрального пункта, могут видеть поле обзора сверху вниз в виде медленно сменяющихся цветных широкоформатных картинок и могут видеть тонкости, незаметные из кабин экипажей самолетов, где информация ограничена данными о ЗУР, истребителях МиГ и целях. В результате имеет место реальное обучение в смысле осведомления о боевой ситуации. Все это увенчивается общим разбором боевых вылетов.

Для проведения такого разбора летные экипажи собираются в большой аудитории штаба учений «Рэд Флэг». Каждый аспект учебного боя просматривается с помощью летных данных и графики, генерируемой компьютером. Ускоренное воспроизведение на компьютере боевых действий показывается на широкоформатных экранах в сопровождении комментариев одного из инструкторов. Периодически руководитель разбора приостанавливает воспроизведение и дает некоторую дополнительную информацию относительно показанного на экране.

Имитирование «агрессора»


Однако 64-я эскадрилья все еще акцентируется на копировании тактики боевой авиации СССР. До сих пор «агрессоры», воспроизводимые 64-й эскадрильей, придерживаются советского стиля ведения боевых действий, заключающегося в централизованной тактике командования и управления. Для этого 64-я эскадрилья дополняется опытными офицерами, выступающими в качестве «красных» операторов наземных служб перехвата. Они сообщают летчикам «агрессорской» эскадрильи, где нужно совершать полеты и какие маневры выполнять во время воздушного боя с «синими» силами.

В то же время наметились признаки, что в ВВС некоторых государств, отнюдь не относящихся к числу союзников США, уже практикуется предоставление летчикам больше автономности в их действиях. В 2004 г., во время учений «Коуп Индия», летчики истребителей F-15C ВВС США были впечатлены гибкостью мышления и тактическими способностями, показанными индийскими летчиками, пилотировавшими истребители МиГ-29 и Су-30. В условиях, когда американским летчикам самолетов F-15C было предписано не использовать ракеты средней дальности и преимущества дальнего радиолокационного обнаружения цели, им не удалось одержать верх над индийскими летчиками при количественном соотношении 3:1 в пользу противника. В результате этого урока и других выводов, сделанных в результате учений «Коуп Индия-2004», 64-я эскадрилья была поставлена перед необходимостью обновить свою тактику имитации противника. Опыт учений «Коуп Индия» раскрыл американцам, что существуют некоторые страны с очень хорошей тактикой ведения боя. ВВС США извлекают уроки из таких учений, а затем принимают решение о включении этих уроков в свои учения.

Убедившись в ходе учений «Коуп Индия-2005», что откровения по поводу летно-тактической подготовки индийских летчиков, обнаруженные ранее, не были случайностью, американцы в своих методических выводах пошли еще дальше. Судя по сведениям, попавшим в индийские средства информации, ВВС США предложили ВВС Индии принять участие в очередных учениях «Рэд Флэг» на территории авиационной базы «Неллис» в США. Вполне естественно, что индийским летчикам предложена роль «красных». Кроме того, представители ВВС США выразили желание увидеть с индийской стороны истребители Су-30МКИ, ознакомление с боевыми возможностями которых продолжает интересовать американских военных. Так что, возможно, недалек тот день, когда специально созданные для имитирования «красных» американские истребители F-16N с камуфляжем российских ВВС будут заменены не сине-коричневыми F-15E, а российскими Су-30МКИ с опознавательными знаками ВВС Индии.

«Рэд флэг» и боевая авиация нового поколения


По мнению американских летчиков — ветеранов боевых действий в Ираке и Афганистане, реальные боевые действия не настолько интенсивны, как учения «Рэд Флэг». Это подтверждает вывод десятилетней давности, что учения «Рэд Флэг» дают неопытным летчикам эквивалент первых 10 боевых вылетов, сильно повышая их возможности выживания в реальных боевых ситуациях. Но этой чисто психологической настройкой летчиков на боевую встречу с противником не ограничивается роль учений «Рэд Флэг» в подготовке летного состава боевых самолетов нового поколения. Еще большее значение имеет совершенствование оперативно-тактической подготовки и совершенствование самих тактик применения самолетов нового поколения, то есть реализация процесса CONOPS.

В настоящее время учения «Рэд Флэг» приобрели еще одно значение. С начала 2003 г. 64-я эскадрилья поддерживает программу создания самолетов F-22. В 2004 г. самолеты 64-й эскадрильи выполнили около 300 вылетов с общей продолжительностью 700 часов с целью поддержки программы создания самолета F-22 в части разработки тактики его применения.

Включение учений «Рэд Флэг» в процесс создания F-22 является закономерным. Принятая сегодня в США технология разработки боевых самолетов 5-го поколения, так называемая технология SBA (Simulation Based Acquisition), применяемая уже на стадии внешнего проектирования боевого самолета, включает в себя помимо чисто проектных исследований еще и целый комплекс операционных исследований, образующих процесс CONOPS (Concept of Operations), связанный с разработкой тактики боевого применения самолетов. Описание этой технологии впервые вышло за пределы грифа секретности в связи с проведением программы JSF и созданием по этой программе семейства новых боевых самолетов 5-го поколения, известных сегодня как F-35. Практическое же применение этой технологии, судя по всему, началось еще в программе ATF, результатом которой является истребитель F-22. Причем сегодня эта технология является здесь имитационной только наполовину.

По мнению командира 64-й эскадрильи подполковника Хаффмана, с появлением задачи разработки тактики применения истребителей F-22 у руководителей учений «Рэд Флэг» возникла большая потребность в совершенствовании всей «красной» авиации на авиабазе Неллис. Именно это стало причиной восстановления в 2003 г. «агрессорской» эскадрильи в прежнем виде.

А после того как истребитель F-22 вышел на этап первоначальной боевой готовности, самолеты F-22 задействованы в учениях «Рэд Флэг» непосредственно. Моделируемым в отработке тактик применения F-22 остается только противник. Вопрос — насколько долго.

http://nvo.ng.ru/concepts/2006−06−23/4_f16.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика