Русская линия
Независимое военное обозрение Вадим Соловьев23.06.2006 

Совбез встряхнул оборонные планы
Новое слово в военном деле — уже исчерпавшие себя подходы

«Здесь нужны срочные меры», — решительно звучало из уст президента страны Владимира Путина на последнем (20 июня) заседании Совбеза, где в числе других проблем безопасности страны обсуждалось, в частности, нынешнее кризисное состояние оборонно-промышленного комплекса. Состояние собственно Вооруженных сил выглядело получше.

ОПК разваливается


Глава государства подверг критике правительство, которое «не торопится, к сожалению». К примеру, по словам Владимира Путина, «до сих пор не завершена работа над целевой программой развития ОПК». Президент был вынужден признать: «Анализ состояния дел в оборонно-промышленном комплексе показал, что он не гарантирует выполнение заданий по обеспечению вооружением». По сути Верховный главнокомандующий повторил слово в слово начальника Генштаба генерала Юрия Балуевского, который не так давно высказал серьезное опасение в том, что Госпрограмма вооружений вряд ли будет выполнена к 2011 году, поскольку ОПК технически слаб. Таким образом налицо уже консолидированное мнение политического и военного руководства страны: дела в российской оборонке — хуже некуда.

Однако надежд на то, что после этого заседания Совбеза что-либо принципиально изменится, — тоже немного. Ибо рецепты для оздоровления предлагаются не только старые, но и скомпрометировавшие себя в прошлом. Все 1990-е годы прошли под знаком реанимации ОПК. Причем обязательно применялся научный подход: программы поставок вооружения в войска тесно увязывались с параллельными программами развития собственно ОПК. Итог плачевный: планы на пятилетие или десятилетие на практике превращались в несостоятельные уже через год-два. Затем рождалось новое громадье планов (якобы с учетом предыдущих промахов) — и с тем же отрицательным результатом.

Последняя такая попытка — октябрь 2001 года. Утверждается Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2002—2006 гг.». Разворачивается бурная работа — в субъектах федераций разрабатываются, утверждаются соответствующие подпланы., проводят совещания — однако воз и поныне там. Тем временем изношенность основных производственных фондов в ОПК возрастает до 80%. Холдинги не создаются, реформирование дальше разговоров не идет. Кадры разбегаются — средний возраст оборонщиков вплотную подобрался к пенсионному. А тут еще и Госдума лишила отсрочек от военной службы молодых специалистов ОПК.

Весь прошлый год соответствующие агентства по промышленности и министерства разрабатывали и согласовывали программу развития ОПК на 2006−2010 годы. Уже тогда звучало признание, что выполнение ее возможно только с 2007 года, когда пойдет финансирование. После чего и Владимир Путин потребовал: представить программу на утверждение в третьем квартале этого года, а начать выполнение со следующего, 2007-го.

Но, к сожалению, то, что согласовывалось в прошлом году, суть — повторение задов. Та же программа предыдущего пятилетия — она ведь остается невыполненной. Только теперь ставится задача спрессовать пять упущенных лет (2002−2006) до двух (2007−2008). Каким образом? Главное — сколотить пресловутые холдинги (около четырех десятков) и укрепить научно-технический и производственно-технологический базис ОПК. О чем, кстати, речь идет на протяжении без малого пяти лет. Однако эти оргидеи никоим образом не вдохновляют оборонные предприятия, потому и глохнут. И сегодня никаких новых подходов не предлагается. Можно ли рассчитывать на успех? Напомним еще один факт: опять-таки в 2001 году намечалась организация серийного производства более чем 150 приоритетных образцов ВВТ почти на 453 предприятиях оборонки. Также предусматривалось проведение работ по развитию свыше тридцати критических технологий, включенных в перечень критических технологий России и утвержденных президентом РФ еще в 2002 году. По новой программе промышленных критических технологий стало в 10 раз (!) больше. Соответственно возрастает и количество приоритетных вооружений.

На последующий период (2009−2010 годы) главным станет «модернизация основных производственных фондов». Вот тогда-то и будет обеспечен серийный выпуск новых образцов вооружения и боевой техники. При этом предприятия российского ОПК получат выход на мировые рынки «с перспективной, конкурентоспособной и высокотехнологичной продукцией».

Значит, надо за годы сделать то, на что другим странам потребовались десятилетия. Кажется, нечто подобное уже доводилось слышать…

Назвал президент 20 июня и наиболее узкие места в ОПК — это судостроение, производство боеприпасов, спецхимии и элементной базы, где «до сих пор нет стратегии развития и реформирования». То есть даже бумажно-реформистские веяния 2002−2006 годов не коснулись вовсе. Здесь выполнение «пятилетки за четыре года» представляется проблематичным.

В известной мере меняется схема финансирования: значительный объем ресурсов — до двух третей — должны составить внебюджетные средства, главным образом на кредитной основе и именно для развития производства высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения.

Общая динамика


На Совбезе прозвучала озабоченность по поводу того, что «еще слабо набирают обороты процессы технологического перевооружения армии и флота». Владимир Путин предложил внести в классификацию бюджетных расходов новый раздел «Модернизация Вооруженных сил и других войск» Он признал, что «мы все еще отстаем в обеспечении армии и флота современными системами вооружения». И дал указание: «В интересах эффективного распределения бюджетных ресурсов надо определить порядок их расходования, разделив цели развития и содержания Вооруженных сил».

Чрезвычайно важна, по мнению Главковерха, «корректировка системы мобилизационной подготовки». До сих пор Министерство обороны толком не определилось, как работать с резервистами в условиях рыночной экономики. Старые методы не годятся, поиск новых, наиболее рациональных, с точки зрения существующих экономических и социальных условий, — ведется наощупь. При этом президент отметил успехи, в том числе «обеспеченную поддержку стратегических ядерных сил, продолжающееся формирование соединений и частей постоянной готовности в силах общего назначения, значительная часть которых переведена на контрактный способ комплектования». Путин также отметил, что «удалось стабилизировать финансовую составляющую военной организации, более активным образом стала решаться проблема обеспечения военных жильем, запущена ипотечно-накопительная система».

В целом, считает Верховный главнокомандующий, «очевидна тенденция к преодолению прежнего кризисного состояния, в котором долгое время находились Вооруженные силы России». Констатировав «общую положительную динамику», Путин призвал тем не менее более активно заниматься перевооружением армии и флота.

Нововведения


Выступивший на заседании Совбеза вице-премьер — министр обороны Сергей Иванов впервые публично признал, что Минобороны проводит эксперимент по переходу от окружного руководства войсками к руководству межвидовой региональной группировкой войск. (Об этом «НВО» сообщало еще в ноябре прошлого года, но по инерции представители военного ведомства всячески отрицали эту информацию). Ставится задача разделения оперативной и административной ветвей управления. «При получении положительных результатов эксперимента с 2008 по 2010 годы планируется формирование на постоянной основе региональных командований «Восток», «Юг» и «Запад», — сообщил Сергей Иванов.

По замыслам военного руководства, в любом военном округе могут быть сформированы из соединений постоянной готовности группировки, способные вести локализацию конфликта наподобие конфликтов на Северном Кавказе. «Для того, чтобы успешно вести борьбу в глобальном, региональном и нескольких локальных конфликтах, нам необходимо существенно повысить число соединений и воинских частей постоянной готовности, доведя их количество к 2011 году до 700», — заявил Сергей Иванов.

Таким образом предполагается выполнить указания президента, высказанное им в мае в послании к Федеральному Собранию, насчет того, что Вооруженные силы должны быть способны вести одну глобальную войну и несколько региональных.

Вот только бы офицеры не разбежались, как специалисты ОПК. Все же не меньше четверти их числа спят и видят, как покинуть военную службу досрочно — настолько она не привлекательна. Впрочем на них нашлась управа. Министр обороны сообщил, что «военное ведомство предлагает увеличить на пять лет предельный возраст пребывания офицеров на службе с одновременной корректировкой сроков их нахождения в каждом воинском звании на один год как минимум». Заявка с далеко идущими последствиями. Уже очевидно, что будет пересматриваться законодательство по военным пенсиям. Сегодня отставников и запасников около миллиона человек. Для государства накладно. Видимо, эту цифру сократят, то есть пересмотрят сроки пребывания на военной службе. В сторону увеличения.

Но уготован и «пряник». Сергей Иванов сказал о том, что военное ведомство предлагает материально и морально стимулировать офицеров, непосредственно работающих с личным составом. Но очень невнятно.

http://nvo.ng.ru/forces/2006−06−23/1_sovbez.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика