Русская линия
Красная звезда Андрей Гаравский,
Андрей Гавриленко
07.06.2006 

Нева впадает в океаны

В Санкт-Петербурге под председательством заместителя председателя Правительства РФ — министра обороны Сергея Иванова прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. В город на Неве прибыли и другие члены правительства — министры транспорта Игорь Левитин и природных ресурсов Юрий Трутнев. Столь представительный состав коллегии вызван важностью рассмотренных на ней вопросов, которые имеют не только экономический, но и геополитический и военный аспект.
На заседании рассматривался проект ежегодного доклада Президенту РФ «О комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности», обсуждались вопросы, связанные с созданием условий для укрепления и развития отечественного флота и формирования единой корабельной программы. В частности, был рассмотрен ряд перспективных задач по реализации национальной морской политики. Руководители судостроительных предприятий России проинформировали участников заседания о ходе выполнения госзаказа по строительству кораблей. Были рассмотрены вопросы разведки месторождений и использования минеральных и энергетических ресурсов континентального шельфа России.
Но особое внимание было уделено вопросам создания и функционирования морских и речных портов России.
Сергей Иванов, в частности, заявил, что деятельность портового комплекса страны не соответствует законодательству. По его мнению, для расчета арендной платы применяются временные схемы с заранее заложенной заниженной суммой арендной платы. Как передает агентство Интерфакс-АВН, глава военного ведомства предложил участникам коллегии установить сроки действия временных схем работы портов.
«А то ввели временные схемы в 1993 году и шарашим. Морские пункты пропуска существуют порою за счет их владельцев и арендаторов, а это — коррупция», — сказал Сергей Иванов.
«Вывод Президента РФ о сращивании коммерческих организаций с администрациями пунктов пропуска находит свое подтверждение и в функционировании морских пунктов пропуска», — подчеркнул он.
Глава военного ведомства высказался за совершенствование порядка строительства портов, их реконструкции, ликвидации и передачи в аренду. «Нуждаются в пересмотре и меры по обеспечению устойчивого функционирования пунктов пропуска международных портов», — сказал он.
Сергей Иванов сообщил, что только в 29 морских портах открыты пункты пропуска, из них лишь шесть отвечают современным требованиям. «С большим сожалением и тревогой я вынужден констатировать, что понятие „граница на замке“ менее всего применимо к деятельности портов», — сказал глава военного ведомства.
Он также отметил, что из 62 портов надлежащим образом юридически оформлены документы только на один, на 15 портов документы находятся в Минтрансе. Морские порты России обеспечивают более 40 процентов объема российской внешней торговли. По итогам 2005 года в портах нашей страны были переработаны 407 млн. тонн грузов, что в три раза больше, чем в 1993 году. «В результате доля портов сопредельных государств — Украины, Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии — в общем объеме перевалки российских грузов в прошлом году сократилась с 37 до 17 процентов, — сказал Сергей Иванов.
По прогнозам специалистов, к 2010 году объем переработки грузов в портах должен возрасти до 530 млн. тонн. В речных портах объемы переработки грузов в 2005 году составили 170,6 млн. тонн.
Еще один важный вопрос, поднятый на коллегии российскими судостроителями, — проблемы с финансированием госзаказа на предприятиях отрасли. Генеральный директор судостроительного завода „Северная верфь“ Александр Бузаков заявил Интерфаксу-АВН, что „необходимо наконец остро поставить вопрос о постоянных срывах финансирования государственных заказов“. Недофинансирование приводит к тому, что сроки сдачи кораблей сдвигаются, а их достройку заводам приходится финансировать за счет собственных средств и за счет средств акционеров», — сказал А.Бузаков.
По словам директора, «эти вопросы уже неоднократно поднимались предприятием, и есть надежда, что вмешательство заместителя председателя Правительства РФ — министра обороны Сергея Иванова наконец исправит ситуацию».
Отметим, что на «Северной верфи» по заказу Минобороны РФ строятся и ремонтируются девять кораблей, однако из них только головной корвет проекта 20 380 финансируется в полном объеме. Для выполнения контрактных сроков только по серийным корветам на 2007 год необходимы объемы финансирования не менее 5,5 млрд. рублей при планируемом объеме 650 млн. рублей, что менее требуемого почти в десять раз.
Генеральный директор другого крупного судостроительного предприятия ОАО «Балтийский завод» Валерий Левченко в свою очередь отметил, что с момента подписания контракта на достройку атомного ледокола «50 лет Победы» в 2003 году (строительство ведется с 1989 года) «Балтийский завод» неоднократно ставил на самом высоком уровне вопрос об обеспечении планомерного и достаточного финансирования этого проекта. «На сегодняшний день заказчик согласен с необходимостью выделения дополнительных средств в размере 577,7 млн. рублей, однако соглашение по этому вопросу до сих пор не заключено, что ставит под угрозу сдачу судна в 2007 году», — сказал гендиректор ОАО «Балтийский завод».
Сегодня, понимая важность выполнения заказа, «Балтийский завод» привлекает заемные средства и продолжает строительство ледокола.
Он также сообщил, что «на предприятии неоднократно проходили проверки Счетной палатой, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, экспертной рабочей группой Минтранса РФ, Генпрокуратурой и ни разу не было установлено фактов нарушения порядка использования бюджетных средств».
Что касается проблемы развития Северного морского пути, то Сергей Иванов считает, что исследования Арктического шельфа дадут новый импульс к его развитию.
«Работы, даже самое предварительное исследование, приведут к развитию и возрождению береговой инфраструктуры Северного морского пути», — заявил он на заседании Морской коллегии. По его словам, государство сегодня располагает определенными финансовыми ресурсами, которые необходимо вкладывать в высокотехнологичные сферы: космос, электронная база и нанотехнологии. Но область разработки шельфа тоже относится к сфере высоких технологий, и сюда также надо вкладывать средства. «Не закапывать, не затаптывать, а разумно действовать», — подчеркнул С. Иванов.

http://www.redstar.ru/2006/06/0706/102.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика