Русская линия
Русская линия Сергей Григорьев02.06.2010 

Одежда нас обличает

Некоторые считают, что в храм можно ходить в любой одежде. Не могу с этим согласиться. И не только вспоминая евангельскую притчу об участи пришедшего на пир в неподобающей одежде (Мф.22.11−14). Одежда — обязательный, первый атрибут жизни человека, по ней нас встречают, по ней о нас судят. В одной одежде мы пойдём на свадьбу, на похороны — в другой, в одной на работу, в другой — на спортплощадку. Так и в церкви: во время Великого поста священнослужители облачаются в чёрные одежды, в Пасху — в красные, в воскресенье — в жёлтых одеждах служат, богородичным праздникам приличествуют голубые цвета, а в Троицу положены зелёные.

В одно из воскресений прошедшей пятидесятницы я встретил в храме своего доброго товарища, пришедшего, как и я, на литургию. Он был в строгом чёрном костюме и в чёрной рубашке. Я подумал, что у него траур и хотел было выразить соболезнование, но попал впросак. Оказалось, что никакого траура нет, а в чёрное он оделся без всякого повода, случайно, хотя знал, что идёт пятидесятница и служба будет с крестным ходом и пр. То есть правила церковной жизни — они как бы только для церковных служащих писаны, а нас не касаются. А по сути — мы просто не хотим ни знать, ни соблюдать никаких традиций, при этом обязательно считая себя консерваторами-традиционалистами.

А что одевают верующие на пасхальную заутреню? Или когда приступают к святым Христовым Тайнам?

В этом году на ночной пасхальной службе в нашем храме из двух сотен мужчин всего двое были в светлых рубашках и один — в красной. Все остальные мужики пришли праздновать «праздников праздник и торжество из торжеств» в тёмной, повседневной одежде, а почти все женщины почему-то — в чёрных чулках (раньше считалось, что чёрные чулки соответствуют трауру, ажурные — «древнейшей профессии» женщины и пр.). Особенно выделялась группа наших доморощенных «ревнителей». Видимо полагая, что настоящие черносотенцы должны всегда ходить в чёрном, они пришли на пасхальную службу в нарочито чёрных одеяниях. «Что, — спрашиваю, — Христос Воскрес: у христиан — радость, у жидов — траур?» Одежда бо обличает, радость на душе или печаль. Празднично, пасхально, были одеты, по сути, только священники и церковные служительницы!

А в чём мы приходим на воскресную литургию?! Хорошо ещё если в свитере и джинсах, а то ведь сплошь и рядом — в физкультурных костюмах! И ведь так ходят не потому, что другой одежды нет! Я как-то по простоте душевной одному такому «физкультурнику», всегда приходящем в церковь в тренировочном костюме, попробовал дать денег на брюки. Так оказалось, что он вполне состоятелен — приехал в церковь на дорогом импортном автомобиле.

Случись нам быть приглашёнными в дорогой ресторан на праздник к начальнику — мы бы нашли подобающую одежду, а вот приходя в храм Божий причаститься, жалеем одеть лучший костюм, при этом лицемерно себя оправдывая — мол, Богу наша одежда не нужна — ему сердце наше нужно. Кто бы спорил, конечно — сердце. Только вот зачем тогда мы печёмся о красоте наших храмов, высокими словами рассуждаем о стиле и качестве письма тех или иных храмовых икон и всего церковного убранства? Если не можем отличить праздничного от будничного своего сердечного состояния? И ещё требуем от наших баб, чтобы они в храмы Божии исключительно в юбках ходили.

Начинается лето, погода тёплая, и в храмах запестрели мужчины в рубашках с короткими рукавами. Да и понятное дело — жара. А священник чем хуже? А ну как и он выйдет служить в джинсах и бобочке? Так ведь сразу заверещим, что, мол, каноны, традиции и всё прочее. Только почему-то считаем, что это касается исключительно тех, кто с той стороны иконостаса, так сказать.

Традиционно священники совершают праздничные богослужения в самой что ни на есть праздничной одежде, сохраняя «моду», пришедшую к нам из глубокой древности. А почему, собственно? Неужто совершение Евхаристии от одежды зависит? А если не зависит, так пусть бы и одевались священнослужители не как положено, а как вздумается — как мы одеваемся. Странная логика: если священник без поручей или без фелони служить вздумает, то служба его как бы недействительная получается, а если мирянин в кедах и футболке к Тайнам приступает, то это ничего, это — законно. Но ведь совершается Евхаристия на литургии, то есть «общем деле»! А какое же это общее дело, если одни его участники облачаются с великим благоговением в древние одежды, подтверждая тем самым святость Дела, а другие по своей прихоти, а не по нужде, — в чём попало одеты, разве что не в трусах и майках. Сомнительно, что дело общим при таких обстоятельствах сможет получиться. Как бы не оказалось, что священники причащаются Плоти и Крови Христовой в помин Царствия Небесного, а те, кто в бобочках — себе во осуждение.

Мало этого, у нас ещё едва ли не хорошим тоном считается какого-нибудь священника либералом обозвать. Только этот «либерал» ради нас, окаянных, на службу ходит в средневековом одеянии, а мы себя консерваторами считаем, не стыдясь приходить в Храм в американских штанах для пастухов. Так может быть любителям «стадионной одежды» лучше на стадионы ходить (там тоже религиозные действа бывают), а не в церковь?

Почтим же наших священников! Чтобы не соблазнить нас по слову Апостола (1Кор.8.13), они смиренно, без всякого ропота и недовольства, в любую жару и в любом физическом состоянии служат в тяжеленных одеяниях на давно забытом языке. Я очень желал бы и надеюсь, что Господь простит им все их прегрешения только за то, что они, жертвуя своим здоровьем и комфортом, приучают народ любить и сохранять ТРАДИЦИЮ. Так приложим малые усилия и мы к этому, дабы не пропали их труды напрасно!

https://rusk.ru/st.php?idar=42082

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  раба Божья Ольга Борзова    11.03.2012 17:45
"Не в бровь, а в глаз"….
Не согласна с Евгенией…часто именно потому мы и находимся в тяжелом душевном состоянии, что небрежно относимся не только к Храму, в котором живёт Господь, но и к самому Господу.
Не вижу в статье ничего осуждающего… автор рассуждает о культуре. А вот высказывание о том, что в Храме запрещено смотреть по сторонам, именно на фарисейство и похоже..много ли есть среди нас людей, которые не окинут взглядом народ при входе в Храм, хотя бы для того, чтобы поприветствовать братий и сестре. Надо быть слепыми, чтобы не заметить, кто и как одет…другое дело, что молящийся не зацикливается на увиденном, но видит…и никуда от этого не деться.
Культура одеваться нормально не присуща нашему народу…посмотрите на рынке… сколько дамочек ходит за покупками в дорогих шубах, в блестящих платьях…а в присутственных местах…зайдите в суд, в прокуратуру, в администрацию, в театр, наконец….чего только там не увидишь. А почему? Думается потому, что понятие – элементарное приличие, исчезло из нашего сознания. Кто должен помочь вернуть хотя бы это понятие? Где оно должно пробудиться? Думаю в Храме…с малого начинается духовное возрождение.
Простите, Христа ради, если кого обидела другим мнением.
  михаил андр    09.11.2011 22:45
согласен с евгенией. и вообще не понимаю, как такую фарисейскую статью могли выложить на сайте Почаевской Лавры. Православным глазеть в храме по сторонам запрещено, а тут автор сосчитал, что из 200 мужчин на пасхальной службе только двое одеты празднично. Представляете, радость вселенская, Христос Воскресе, обниматься и целоваться хочется с близ стоящими братьями и сестрами во Христе и какое мне дело до того, во что они одеты? Последнее дело для христианина судить ближнего по одежде.
  Евгения2011    30.10.2011 14:57
Люди в церковь часто приходят в таком тяжелом душевном состоянии, что об одежде и не думают, что они одели, что не одели.
На одежду внимание обращаете, а в каком состоянии находится человек?
Будьте внимательнее к людям, а не к их одежде.
Мне это напоминает посиделки на завалинке с обсуждением, кто во что одет. Пусть кто во что хочет, тот и одевается. Оставьте людей в покое.
Священника должно волновать душевное состояние людей, а не цвет рубашки.
Вы приходите в церковь молиться или глазеть на чужую одежду? Как насчёт: "Не судите, да не судимы будете."

А как относиться к этому пассажу «Что, – спрашиваю, – Христос Воскрес: у христиан – радость, у жидов – траур?»
Опять во всём жиды виноваты. Всё виноватых ищём.
  Ольга Х.    20.04.2011 00:25
Спасибо автору статьи. Пора, пора уже давно поднимать эту тему. В храм как на прогулку, как на пикник. На пикник как на бал. На работу как в бордель.
Смотрю как убого одеты сейчас наши женщины, хотя им кажется, что по самой последней моде. Жуткие мятые брюки-джинсы, сапоги на высоченных каблуках, непонятные тряпочки сверху. Все без стиля, вкуса. Сразу же вспоминаю элегантных дам начла ХХ века, Блока и его Незнакомку. Ну как было не влюбиться и как не носить такую даму на руках. А будет ли желание брать на руки мятую даму с сигаретой и банкой пива в руках в придачу?
Одежда способна отвратить и наоборот привлечь к себе. Всему свое время и место. Есть праздники, есть будни. Посещение Церкви – праздник, праздник общения с Богом, праздник души. Автор правильно сказал – надо радоваться этому и готовиться к этому. В человеке тогда будет прекрасна и душа, и тело, и одежда. Но мы потеряли культуру одежды…
  Елена Пальшина    20.02.2011 23:49
С мнением, высказанным в статье полностью согласна. Хочу добавить, что известный батюшка о.Василий Ермаков говорил, что одежда не только отражает наше содержание, наш настрой, но и определяет, влияет на наше внутреннее состояние. Это взаимосвязанные вещи. Например, надел американские джинсы – приобщился к "их западной" культуре. И как часто повторяет о.Михаил Преображенский: "Чья культура, того и диктатура, те к нам придут и нас завоюют, прежде всего это начинается с духовного, с нашего поклонения их одежде, обычаям и, в конце концов, ценностям".
  Смирнова Наталья    04.02.2011 21:01
По тому как одеты люди в храме можно судить сколько прихожан, а сколько "захожан" – людей эпизодически там появляющихся, для воцерковлении которых нужно немало потрудиться. "Каков поп, таков и приход" – говорит русская пословица. Всем хочется пожелать терпения ангельского, рассуждения святых отцов.
  брат Сергий    24.01.2011 19:58
Хорошая статья. Молодцы.
  Ваня    08.12.2010 17:05
Масштабно смеялся. Вы тут все такие? Еще фейс-контроль введите.
  BoguSlav    24.11.2010 20:41
Одеваться нужно скромно, ну и не будем превращать Божий храм в театр. А осуждать других это грех. Что толку от ваших одеваний если в душе не будет и лепты покаяния. Спаси и вразуми Господь!
  Александр Изгоев    12.11.2010 14:35
Нине:
Под платочком просматриваются ушки феминизьма… Нет? :о)
Кстати, Нина, а почему они (и не только они) просматриваются ныне всё чаще? Потому что таковыми ("одноразовые" платочки) продаются?
Автору:
"…почти все женщины почему-то – в чёрных чулках…" – блицосмотр?
Кроме как галантно пропустить даму/барышню вперед и посмотреть ей…вслед -на выходе из храма, пораньше выйдя со службы, или на входе в храм, пораньше придя к началу службы – сие узреть, дабы потом с нами тут поделиться своими… наблюдениями, иначе не представляется возможным… Нет? :о)

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
футболка Boss