Русская линия
Независимое военное обозрение Виктор Мясников29.04.2006 

Военная промышленность сползла за грань банкротства
Каждое третье предприятие ОПК распродается за долги. Срок выживания отрасли — не более трех-пяти лет

По данным Федеральной налоговой службы, 198 стратегических предприятий и организаций имеют признаки банкротства, при этом 170 из них — это предприятия ОПК. В отношении 150 стратегических предприятий и организаций налоговыми органами вынесены постановления о взыскании задолженности за счет их имущества, которые направлены судебным приставам. Это значит, что треть предприятий оборонной промышленности — стратегических предприятий, то есть незаменимых, имеющих исключительное значение для обеспечения безопасности России, — могут быть распроданы с молотка полностью или частично.

Эти данные были преданы гласности на состоявшейся 25−26 апреля в Москве всероссийской научно-практической конференции «Предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций: практика, проблемы». Около 300 представителей органов федеральной власти и руководителей предприятий приняли в ней участие. Немного, если учесть, что только в состав оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России входит 948 стратегических предприятий и организаций. B отношении 44 из них уже возбуждена процедура банкротства.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении стратегических предприятий применяются специальные правила банкротства, но эти правила не мешают умышленному доведению предприятия до разорения и последующей приватизации его через процедуру банкротства. Много шума наделала попытка таким способом приватизировать прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде, выполняющий заказы Минобороны РФ. Понадобилось вмешательство президента и правительства, чтобы остановить продажу зарубежным «партнерам» единственного судостроительного завода на Балтике с незамерзающей территорией.

На конференции отмечалась роль президента и правительства РФ в совершенствовании государственного управления стратегическими предприятиями и улучшению координации деятельности федеральных органов власти по вопросам его развития. Этому, в частности, служит создание Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ под руководством вице-премьера — министра обороны РФ Сергея Иванова. Планировалось, что сам Иванов будет присутствовать на конференции и даже выступит. Однако он заблаговременно отправился в Китай, чтобы принять участие во встрече министров обороны стран ШОС.

Выступивший на конференции заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус посетовал, что к стратегическим предприятиям далеко не всегда применяются щадящие меры, такие, как введение процедуры финансового оздоровления и заключения мировых соглашений. Сетования высокопоставленного чиновника вполне понятны, ведь фактической ликвидацией важных для безопасности государства предприятий занимаются тоже государственные органы — арбитраж и суд. И далеко не всегда они отстаивают стратегические интересы государства.

Как заявил Андрей Реус, Минпромэнерго РФ направило в правительство проект постановления о реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. Этим документом предусматривается образование специальной комиссии по банкротству таких предприятий, которая была бы заинтересована в их сохранении. Еще один проект постановления предусматривает досудебную санацию, государственные гарантии по обязательствам стратегических предприятий ОПК, выполняющих гособоронзаказ. Минпромэнерго также предлагает создать восстановление платежеспособности стратегических предприятий.

Предлагаемые меры опоздали лет на десять и направлены на ликвидацию тяжких последствий, а не причин банкротства. Причины же создают сами государственные структуры. Например, несвоевременная оплата гособоронзаказа заставляет брать завод кредиты на достаточно жестких условиях. Местные органы власти вменяют предприятиям такую арендную плату за землю, что никаких доходов не хватит расплатиться. В то же время они не спешат брать на свой баланс объекты соцкультбыта, принадлежащие предприятиям оборонки. И те вынуждены содержать дворцы спорта, дома культуры, целые кварталы жилых домов… А нормы налогового и таможенного законодательства таковы, что почти не учитывают специфику деятельности стратегических предприятий и не предусматривают предоставления льгот, направленных на развитие и сохранение важных для безопасности государства производств.

Даже само понятие «стратегическое предприятие» в законодательстве толком не прописано. Нет ясных критериев, какое предприятие считать стратегическим. Так, если оно не получило в этом году гособоронзаказ, то стратегическим не является, даже если производит комплектующие в рамках гособоронзаказа своего партнера.

Но главной причиной неудовлетворительного финансово-экономического состояния предприятий оборонной промышленности на конференции назвали низкий уровень загрузки производственных мощностей — всего 40%. При этом по отдельным отраслям загрузка производства выполняемым гособоронзаказом составляет от 9% до 30%. Это вызывает неконтролируемый рост цен на оборонную продукцию, поскольку в стоимость немногочисленной продукции включаются все накладные расходы предприятия.

Тем временем станочный парк ОПК уже износился до предела. Руководитель группы советников генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Александр Бриндиков отметил, что «времени для технического переворужения ОПК очень мало, максимум 3−5 лет, в противном случае мы не сможем выпускать конкурентноспособную продукцию». «Мы уже сегодня испытываем серьезные проблемы, связанные с качеством, надежностью и уровнем послепродажного обслуживания поставляемого на экспорт вооружения», — заявил Бриндиков.

Главная причина проблем российской оборонки — отсутствие обоснованной военной доктрины, которая определила бы военное строительство на ближайшие 20−30 лет. Если бы такая доктрина имелась, было бы понятно, сколько и каких вооружений потребуется, каковы должны быть задействованные мощности производства. Можно было бы планировать производство и цены на продукцию. А предприятия смогли бы перепрофилировать избыточные мощности на выпуск гражданской продукции. О новой редакции военной доктрины говорят давно, но воз и ныне там…

http://nvo.ng.ru/wars/2006−04−28/1_industry.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика