Русская линия
Независимое военное обозрение Владимир Иванов21.04.2006 

Дедовщина на просторах от Атлантики до Тихого океана
Доклад Парламентской Ассамблеи Совета Европы по правам человека в вооруженных силах

Доклад к публикации подготовил Владимир Иванов.

11 апреля на 11-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) был утвержден «Доклад по соблюдению прав военнослужащих». В нем проведен анализ положения дел в этой области в некоторых европейских странах. По результатам обсуждения документа ПАСЕ приняла соответствующие рекомендации.

При подготовке доклада, заявил его автор — член Комитета по юридическим вопросам и правам человека СЕ Александр Арабаджиев, широко использовались данные некоммерческих организаций.

Ниже публикуется текст доклада с незначительными сокращениями.

Деятельность Cовета Европы по обеспечению прав военнослужащих


Проблема обеспечения прав военнослужащих уже давно и постоянно находится в поле зрения ПАСЕ. В 1998 году Ассамблея приняла резолюцию N 1166 и сформулировала рекомендации N 1380 по обеспечению прав призывников, в которых в самых общих категориях были прописаны основные права граждан, призванных на военную службу. В части, касающейся профессиональных военных, были конкретно отмечены их права на свободу слова и совести.

В резолюции N 1166 ПАСЕ выдвинула принцип, согласно которому призывники, как и все остальные военнослужащие, отнесены к категории «граждане в униформе», и поэтому они должны «пользоваться всеми правами и свободами, и прежде всего теми, которые провозглашены в европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (КЗПЧОС), а также иметь такую же юридическую защиту, как и все остальные граждане».

Ассамблея вместе с тем отметила, что в некоторых странах призывники не пользуются такими же правами, как и другие граждане, а также тот факт, что большая часть ограничений в правах граждан этой категории, главным образом в части, касающейся отдельных параграфов КЗПЧОС, является недопустимой практикой. ПАСЕ тем не менее заявила о том, что она не исключает возможности наложения ограничений на свободы призывников в некоторых государствах, если это диктуется какими-то особыми обстоятельствами или делается в интересах поддержания воинской дисциплины. Однако правомочность такой практики Ассамблея готова признавать только в том случае, если она реализуется в строгом соответствии с положениями Конвенции.

Парламентская Ассамблея не является единственным органом СЕ, инициирующим проведение соответствующих мероприятий в направлении защиты прав военнослужащих. Специальный уполномоченный по правам человека СЕ также придерживается мнения, что практика соблюдения прав человека в ВС должна стать предметом тщательного и глубокого изучения. По его инициативе в Москве (5−6 декабря 2002 г.) и в Мадриде (15−16 сентября 2003 г.) были проведены семинары, на которых обсуждались вопросы соблюдения прав военнослужащих.

Как отмечалось в протоколах этих двух семинаров, вооруженные силы являются одновременно и отражением ценностей, которые лежат в основе демократических обществ, и стандартом, на котором должна базироваться демократия. Мы не можем ожидать того, что ВС будут следовать гуманитарным нормам, соблюдать права гражданского населения и своих противников в конфликтах и при проведении военных операций до тех пор, пока принцип уважения прав человека не будет осознан на всех уровнях армейской иерархии, пока военнослужащие не поймут, что необходимо соблюдать права человека, что соблюдаются их собственные права, и не увидят, что эти нормы реально применяются и по отношению к ним: «Уважение прав человека военнослужащими и прав военнослужащих являются двумя сторонами одной медали и подлежат параллельной реализации… Защита демократических сообществ, вне зависимости от характера угроз, не может обеспечиваться за счет ограничения демократических ценностей и прав человека, на которых строятся демократические государства и которые должны неукоснительно соблюдаться странами — членами Совета Европы».

Подход, выбранный уполномоченным по правам человека, довольно интересен. Прежде всего предполагалось выявить такие направления решения проблемы дедовщины, реализация которых должно было бы обеспечить как соблюдение прав военнослужащих, так и соблюдение военнослужащими прав всех остальных слоев населения в ходе проведения боевых операций. Оба этих направления неразрывно связаны друг с другом. Более того, строгое уважение человеческого достоинства и соблюдение прав человека в значительной мере способствуют как повышению профессионализма и ответственности военнослужащих, так и росту эффективности ВС в целом. В 2003 году участники семинара наметили три основных направления обеспечения прав военнослужащих и гражданских лиц:

— выявление недостатков как в законодательстве, так и в армейских уставах, наставлениях и инструкциях с целью выработки мер по обеспечению соответствия юридических норм и регламентирующих документов ВС требованиям, сформулированным в КЗПЧОС;

— осознание военнослужащими своих прав;

— соблюдение командирами всех степеней прав своих подчиненных.

В соответствии с этими направлениями «выработка ясных руководящих указаний по обеспечению прав человека, сформулированных в КЗПЧОС, применительно к ВС может в значительной мере улучшить положение дел в каждой из этих трех областей». Все это является важным фактором, побуждающим ПАСЕ продолжать работу по защите прав военнослужащих.

Ситуация в ВС европейских стран


Хотя воинская повинность после принятия доклада ПАСЕ по данному вопросу в 1998 году была отменена в нескольких странах, многие государства — члены СЕ до сих пор формируют контингенты своих ВС из призывников, которые обязаны отслужить в армии установленный законом срок.

Россия. Особое беспокойство вызывает ситуация в ВС России. По мнению НКО и самих новобранцев, молодые солдаты переживают реальные муки и живут как в кошмаре. Каждый год в ВС России молодые военнослужащие гибнут от жестокого обращения и обрядов посвящения в солдаты, в результате несчастных случаев, кончают жизнь самоубийством или обретают неизлечимые заболевания. От 50 до 80% новобранцев и молодых военнослужащих свидетельствуют о том, что они подвергались физическому насилию, жестоким обрядам посвящения в солдаты, избиению, изнасилованию или оскорблению со стороны старших по званию или своих сослуживцев. К большому несчастью, дедовщина все еще крайне широко практикуется в армии и власти пока не в состоянии определить степень распространенности этого явления.

20 октября 2004 года международная независимая правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад, в котором еще раз подвергла обстоятельной критике физическую и психологическую жестокость в ВС России. В соответствии с данными, приведенными правозащитниками, сотни тысяч призывников первого года службы подвергаются насилию и жестокому обращению со стороны старослужащих. Каждый год дедовщина является причиной гибели десятков молодых солдат. Тысячи призывников получают физические и психологические травмы, которые очень часто обретают неизлечимый характер. Сотни молодых солдат кончают или пытаются покончить жизнь самоубийством. Тысячи новобранцев бегут из своих частей.

По данным российского фонда «Право матери», ежегодно умирает около 3000 солдат срочной службы. В 2005 году фонд получил 6083 письма от матерей, сыновья которых погибли в армии. По утверждениям армейского начальства, 35% этих смертей произошли из-за самоубийств. В 15% случаев смерть солдат стала следствием жестокого обращения или убийства. По заявлениям экспертов фонда, третья часть солдат, гибель которых была отнесена к категорию самоубийств, на самом деле были просто убиты. Еще одна треть из этой категории погибла в результате «посвящения в солдаты». 23% военнослужащих, записанных как самоубийцы, погибла в результате дорожных аварий, а 11% умерли от болезней. НКО «Право матери» отмечает, что большинство заболеваний, ставших причиной смерти военнослужащих, довольно легко излечиваются в условиях обычной гражданской жизни. В 10% писем указывается на то, что факты смерти солдат констатировались военным начальством без всякого объяснения причин.

Российская общественность просто устала от постоянно появляющихся в СМИ сообщениях о случаях недостойного поведения в армии и имеет крайне негативное представление о национальных ВС. Опросы населения, недавно проведенные Аналитическим центром Юрия Левады, показывают, что 80% респондентов считают жестокость эндемическим недугом армии.

Руководство МО и российское правительство продолжают рассматривать феномен жестокости в армии как малозначимое явление и не предпринимают никаких серьезных усилий по остановке этих злоупотреблений. Министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что солдаты 80% подразделений ВС никогда не сталкивались с проблемами жестокости и травли. Большая часть офицерского состава не только не обращает никакого внимания на факты злоупотреблений, но даже и поощряет их, считая дедовщину весьма действенным инструментом поддержания воинской дисциплины в солдатской среде.

Власти не предприняли ни одного шага, направленного на реализацию мероприятий, необходимых для того, чтобы положить конец этой практике. Расследование случаев жестокости в армии проводятся крайне редко, а жертвы часто подвергаются очень жесткому давлению, если они заявляют о намерении подать официальную жалобу. В июле 2005 года уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин издал специальный отчет о злоупотреблениях в ВС РФ, в котором предлагался комплекс мер для ликвидации этих явлений.

Трагический случай, произошедший с 19-летним новобранцем Андреем Сычевым, в очередной раз привлек внимание российской и международной прессы к ситуации в ВС России. 31 декабря 2005 года рядовой Сычев, проходивший службу в Челябинском военном училище, был подвергнут издевательствам, пыткам и избиению несколькими пьяными старослужащими. В результате полученных травм молодому солдату, в течение нескольких дней находившемуся без медицинской помощи, ампутировали обе ноги, половые органы, палец на руке и провели операцию на почках. Все это произошло только потому, что его командиры и военные врачи не придали серьезного значения травмам, которые получил солдат.

В ответ на этот беспрецедентный случай президент Владимир Путин объявил о создании в ВС России военной полиции. Это одна из мер, которые несколько ранее уже предлагал омбудсмен Владимир Лукин, неоднократно выступавший с осуждением дедовщины и выдвигавший способы ее ликвидации. Однако большинство НКО выражает серьезные сомнения по поводу того, что российские власти намерены предпринять какие-то действенные меры по предотвращению подобных трагедий.

В ноябре 2003 года глава российского Министерства обороны заявил, что 337 военнослужащих с начала этого года погибли в результате ситуаций, не относящихся к выполнению ими служебных обязанностей. В 2004 году так погибли уже 954 человека. А в 2005 году число жертв увеличилось до 1064 человек. Причем якобы лишь 16 человек погибли в результате жестокого обращения, причиной 256 смертей стали несчастные случаи, и ровно столько же военнослужащих покончили жизнь самоубийством.

Более того, российские военнослужащие живут в ужасных и совершенно неприемлемых условиях. Очень часто они обитают в очень холодных климатических зонах. Констатируются случаи недоедания среди солдат. Распространены такие заболевания, как туберкулез, гепатит и СПИД. НКО отмечают также и случаи полового насилия в армии в отношении молодых солдат. Некоторые военнослужащие претерпевали условия настоящего рабства. Их использовали на частных, не относящихся к военной службе сельскохозяйственных работах и на промышленных предприятиях. Таким образом они образовывали так называемый полупролетарский слой российского общества. Кроме того, младшие командиры могут заставлять молодых солдат снабжать их деньгами, и новобранцы вынуждены выполнять их требования.

Количество попыток уклониться от службы в армии огромно. Многие молодые люди стараются всеми мерами избежать призыва в ВС. Общественные организации, выступающие за соблюдение прав человека, и прежде всего Комитет солдатских матерей, постоянно выдвигают претензии властям по нарушению прав призывников, особенно по поводу насильственного призыва молодых людей некоторых категорий. Самым распространенным нарушением в этой области стал насильственный призыв в армию молодых людей, которым предоставлена отсрочка от военной службы, призыв в армию лиц, негодных к военной службе по состоянию здоровья, которым в нормальных условиях должно было бы быть гарантировано соответствующее освобождение по медицинским основаниям, отказ призывных комиссий принимать аргументы молодых людей, оспаривающих свои права на освобождение от военной службы, а также доставка новобранцев на призывные пункты сотрудниками МВД.

Российская НКО «Солдатские матери» сообщает, что ежегодно к ним обращается около 50 тыс. военнослужащих. Большинство из них происходят из бедных и беднейших слоев населения. В Российской армии широко распространена коррупция, и те молодые люди, которые хотят избежать военной службы и освободиться от воинской обязанности, обычно дают за это взятки.

Украина. Ситуация с призывниками на Украине также дает поводы для беспокойства. В 2004 году Государственный департамент США опубликовал доклад, подготовленный в 2003 году, в котором приводятся данные, полученные от украинских общественных организаций. В нем показаны случаи чрезвычайно тяжелых условий службы новобранцев и непрекращающиеся случаи насилия и жестокого обращения с молодыми солдатами, что является нарушением действующего законодательства по защите прав человека. В первом квартале 2003 года в украинских ВС неестественной смертью умерли 32 военнослужащих. 11 солдат покончили жизнь самоубийством. Все случаи смерти солдат военные власти отнесли к самоубийствам. В официальной статистике ВС Украины указывается, что в 2002 году было зарегистрировано 29 самоубийств, 13 из которых совершили новобранцы.

Местные правозащитные организации сообщают о том, что военным следователям, как правило, не удается расследовать случаи жалоб на физические преследования и обряды посвящения в солдаты. Армейские должностные лица стараются всеми способами приукрасить реальное положение дел и сообщают, что в ВС Украины не было смертных случаев, причиной которых стало физическое насилие. Однако целый ряд правозащитных организаций, включая Комитет солдатских матерей, утверждает, что физическое насилие все еще широко распространено. По их информации, в 2002 году прокуратуре удалось выявить 129 преступлений, относящихся к выполнению обрядов посвящения в солдаты. Однако неизвестно, какая часть этих расследований закончилась наказанием виновных.

В докладе Госдепа также указывается, что новобранцев вынуждают давать взятки. Отслужившие более длительный срок солдаты и офицеры заставляют молодых солдат отдавать им деньги и посылки, которые те получают от своих родственников. Украинские правозащитники указывают также на обычную практику использования солдат на сельскохозяйственных работах, а также при ремонте и строительстве частных домов армейского начальства и государственных чиновников.

Армения. Представители общественных организаций Армении продолжают выступать против физического насилия и практики обрядов посвящения в солдаты молодых новобранцев. Ситуация с молодыми призывниками изучалась наблюдателями Комитета по контролю выполнения обязанностей и обязательств государств — членов Совета Европы.

В 2003 году начальник штаба ВС Армении признал, что ежегодно в войсках отмечается до 10 случаев дедовщины. Министерство обороны страны констатировало, что в 2001 году гибель 56 солдат произошла по причинам, не связанным с выполнением служебных обязанностей. В первой половине 2002 года такая смерть настигла 33 солдат.

В 2003 году армянские правозащитники сообщили о гибели 64 военнослужащих. В ежегодном докладе Государственного департамента США Конгрессу «О практике соблюдения прав человека в странах мира» отмечается, что, согласно официальным данным, в Армении в 2003 году погибли 35 солдат, причиной смерти 9 из которых стали издевательства сослуживцев. Кроме того, по заявлениям солдат-гомосексуалистов, военнослужащих-езидов, являющихся приверженцами древнекурдского религиозного культа, а также солдат, придерживающихся принципов религиозной организации христианского направления Свидетели Иеговы, они постоянно подвергались преследованиям и унижениям со стороны офицеров и сослуживцев равного звания. Отказ от военной службы — весьма распространенное явление в Армении. Это обусловлено тем, что условия быта, материальное обеспечение в армянской армии находится на крайне низком уровне. Кроме того, новобранцы могут быть направлены в Нагорный Карабах и в другие близлежащие районы.

Азербайджан. В 2004 году в СМИ Азербайджана появились сообщения о смерти четырех солдат, последовавшей в результате издевательств сослуживцев. Военная служба в этой стране крайне непопулярна. Вооруженные силы Азербайджана печально известны очень низким уровнем материального обеспечения. Правозащитные организации страны полагают, что с 1994 года по настоящее время в результате несчастных случаев, от болезней, недоедания и издевательств погибло более 5000 военнослужащих. Существуют также данные об использовании солдат на принудительных работах. Отказ от военной службы очень широко распространен в Азербайджане.

Грузия. Ситуация с новобранцами в Грузии мало чем отличается от положения призывников в Азербайджане. Стремление молодых людей призывного возраста не служить в армии и здесь также широко распространено. В 2001 году военная прокуратура расследовала 2498 случаев попыток избежать призыва на военную службу. Как недавно сообщала грузинская пресса, десятки призывников страны, принадлежащие к азербайджанским и армянским общинам не хотят служить в грузинской армии только потому, что их соотечественники подвергаются физическому и психологическому террору, а также расистским преследованиям со стороны сослуживцев грузинского происхождения.

Было бы совсем неправильно и наивно полагать, что посвящение в солдаты, измывательства над сослуживцами и жестокость по отношению к своим товарищам являются исключительной прерогативой ВС стран бывшего Советского Союза. Случаи подобных злоупотреблений были вскрыты в Польше, Франции и совсем недавно даже в Великобритании. В ноябре 2005 года британское телевидение выпустило в эфир передачу, в которой была показана съемка примерно 40 молодых морских пехотинцев войск ее величества, которых с особой жестокостью принуждали в голом виде принимать участие в обряде посвящения в солдаты. Съемка была произведена скрытыми камерами за шесть месяцев до ее демонстрации. Один из свидетелей этого действа подтвердил, что во время репетиций на гениталии молодых пехотинцев воздействовали электричеством, заставляли совершенно обнаженными ползти сквозь кусты шиповника и биться друг с другом лбами, при этом руки новобранцев были связаны за спиной. За два месяца до этого, в сентябре, телевидение уже показывало сюжет, подтверждавший факты злоупотреблений в британской армии. Правда Комитет по обороне Палаты общин еще в марте 2005 года, когда эти случаи еще не стали достоянием гласности, опубликовал подробный доклад, включавший полный перечень предложений по борьбе с этим явлением.

Отказ от военной службы по убеждениям


Вопрос отказа от обязательной военной службы по убеждениям уже неоднократно рассматривался на заседаниях Ассамблеи, и по нему был принят целый ряд резолюций и рекомендаций. В последних рекомендациях ПАСЕ по данному вопросу (N 1518 от 23 мая 2001 г.) государствам — членам Ассамблеи было предложено включить в свое законодательство норму, предусматривающую «гарантированное право военнослужащих, проходящих срочную военную службу, на подачу заявления об увольнении по убеждениям». Отказ от воинской службы по убеждениям не является исключительным правом только призывников. Эта норма в равной степени может распространяться на профессиональных военных и резервистов. Право отказа от воинской службы по убеждениям гарантировано гражданам большинства государств — членов ПАСЕ, за исключением Азербайджана и Турции. В Грузии также введена такая законодательная норма, однако на практике она не применяется. В законодательстве только двух европейских стран — Германии и Великобритании — действует юридическая норма, предоставляющая профессиональным военным право отказа от службы по убеждениям. В семи странах (Хорватия, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Швеция, Швейцария) такое право на подачу заявления о демобилизации из ВС по убеждениям предоставлено призывникам и резервистам. В апреле 2005 года Европейский совет квакеров подготовил полный и основательно подкрепленный фактическими данными доклад по этой проблеме («Право на отказ от военной службы в Европе: обзор текущей ситуации»). В этом документе было дано описание состояния дел по вопросу отказа от военной службы в каждой из 46 стран — членов ПАСЕ.

Дети-солдаты


Ассамблее следовало бы уделить внимание вопросу о прохождении службы в армиях некоторых европейских государств молодыми людьми, не достигшими 18 лет. Вне зависимости порядка реализации воинской повинности в некоторых странах Европы (прежде всего в Великобритании) юноши имеют законное право добровольно поступать на службу в ВС до достижения совершеннолетия. В большинстве случаев законодательство запрещает использовать таких солдат в опасных для жизни ситуациях и в военных конфликтах. В значительно большем количестве стран молодые люди, обучающиеся в военных школах (кадеты), считаются неотъемлемым контингентом ВС. Было бы полезно проверить, насколько ситуация в Европе соответствует принятым международным конвенциям по этому вопросу. В любом случае жизненно важно, чтобы к моменту начала реализации программы СЕ «Построение Европы с детьми и для детей», направленной на обеспечение прав детей и включающей все формы противодействия насилию по отношению к детям, Ассамблея заняла принципиальную позицию в этой области и запретила действие любых норм, позволяющих молодым людям, не достигшим 18 лет, вступать в ВС, а также признания за ними статуса военнослужащих.

Женщины в вооруженных силах


Служба женщин в ВС является очень серьезной проблемой и заслуживает тщательного исследования, которое должно быть проведено Комитетом по соблюдению равноправия мужчин и женщин с опубликованием полученных результатов. Подача жалоб 1082 женщинами-военнослужащими по вопросу сексуальных домогательств со стороны сослуживцев в ВС Испании в 2002 году и установление факта существования такой проблемы у почти половины женщин, проходящих службу в ВВС Великобритании, о чем было сообщено в январе прошлого года, является всего лишь верхушкой айсберга.

Проблемы получения разрешения на службу в ВС, право занимать определенные должности, возможности карьерного роста и равноправие относятся к сфере дискриминации по половому признаку и должны быть тщательно проанализированы. Пять лет назад две военнослужащие, проходившие службу в ВС Великобритании и Германии, потребовали, чтобы женщинам было разрешено занимать любые военные должности. Их требования были отвергнуты в обеих странах, и они обратились в Европейский суд. Рассмотрев их жалобы, суд вынес определение, в котором было отмечено, что «право принятия решения об организации своих ВС является внутренним делом государств — членов СЕ, поскольку они самостоятельно принимают соответствующие меры по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Из этого, однако, не следует, что содержание подобных решений должно выходить за рамки юридических норм, установленных европейским сообществом». Суд также постановил, что юридические нормы СЕ в принципе распространяются и на ВС, поэтому любая дискриминация по половому признаку является недопустимой практикой.

Наемники


В январе 2005 года несколько фракций Европарламента во главе с членом Партии европейских социалистов Кариной Хегг представили на рассмотрение ПАСЕ обоснование проекта резолюции по наемникам. Этот документ был направлен в Комитет по юридическим вопросам и правам человека. В нем государствам — членам СЕ рекомендовалось ратифицировать Конвенцию ООН (1989 г.), запрещающую вербовать, использовать, финансировать и обучать наемников. Авторы обоснования выразили свое мнение об ответственности наемников и специализированных фирм, работающих в этой сфере, за их участие в современных конфликтах в различных регионах Земли, а также по вопросу юрисдикции Международного уголовного суда в части рассмотрения будущих дел о преступлениях наемников. Они также предложили рассмотреть целесообразность принятия Советом Европы собственной конвенции по наемникам.

Наемниками считаются «нанятые солдаты», мотивацией деятельности которых является финансовая выгода или альтруистические, идеологические и религиозные побуждения. Таких людей могут нанимать правительства, оппозиционные группировки, национальные движения сопротивления и криминальные структуры. Как правило, наемники принимают участие в трех различных видах конфликтов: международные вооруженные конфликты, включая национально-освободительные войны, внутригосударственное вооруженное противостояние, ситуации, не относящиеся к категории вооруженных конфликтов (действия по дестабилизации или свержению законного правительства, заговоры, убийства, акты саботажа, запугивание и т. д.).

Наемники не имеют права на получение статуса военнопленных и поэтому лишены возможности воспользоваться юридической защитой и подвергаться обращению в соответствии с нормами международного законодательства, требующими гуманного обращения с военнопленными. Первое определение понятия «наемник» появилось в 1977 году в Дополнительном протоколе к Женевской конвенции, который определял правила защиты жертв международных военных конфликтов. В параграфе 47 этого документа указано, что к категории наемников относятся люди, которые специально завербованы на месте протекания вооруженного конфликта или за рубежом для участия в нем; за определенное денежное вознаграждение воюют в подразделениях одной из воющих сторон, получая за это плату, превышающую вознаграждение, выплачиваемое военнослужащим аналогичного ранга и функциональных обязанностей, состоящим на действительной военной службе этой стороны; по национальности не являются гражданами страны принадлежности группы, принимающей участие в конфликте и не проживающие на территории, контролируемой этой группой; не являются профессиональными военнослужащими ВС воюющей стороны; как военнослужащие не откомандированы своей страной для участия в боевых действиях.

Конвенция ООН о наемниках была принята на Генеральной Ассамблее 4 декабря 1989 года. Она стала дополнением к протоколу ООН, в котором указывалось, что вербовка, использование, финансирование и обучение наемников расцениваются как агрессивные действия и поэтому должны «соответствующим образом наказываться». В этом документе было указано, что все государства — члены ООН обязаны принять законы, запрещающие использование наемников. Протокол вступил в силу 20 октября 2001 года и был ратифицирован только семью членами СЕ (Азербайджан, Бельгия, Хорватия, Кипр, Грузия, Италия, Украина). Германия, Польша, Румыния, Сербия и Черногория подписали этот документ.

Ряд критических замечаний по существу Конвенции об использовании наемников высказывался многими государствами, в том числе и самой ООН. В специальном докладе этой организации говорилось, что этот документ имеет множество недостатков. В нем, в частности, отмечалось, что сформулированное в Конвенции определение «наемник» с точки зрения современной ситуации является недостаточным и устаревшим, поскольку не учитывает появившиеся новые типы наемничества.

Достаточно парадоксальным является тот факт, что в этом докладе проблема наемников и недавние трансформации в этой сфере деятельности не рассматриваются с точки зрения защиты прав лиц такой категории. В нем указывается, что наемники не имеют никаких прав на защиту. Однако в связи с сокращениями численности ВС, происходящими в последние несколько лет во многих государствах, возникло большое число частных охранных предприятий и фирм, занятых в сфере организации военной помощи. Эти компании предлагают правительствам различных стран свои услуги по охране общественного порядка, по участию в военных и даже в миротворческих операциях. Клиентами таких фирм становятся не только правительственные структуры, но и транснациональные корпорации и гуманитарные организации, нуждающиеся в обеспечении охраны. Эти частные компании начинают все более активно работать сфере деятельности, традиционно являвшейся монополией государственных структур. Но тем не менее фактом остается то, что служащие их компаний не включены ни в один из действующих международных законов о наемниках.

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности приняли множество резолюций против использования наемников, которые отражают совершенно четкую позицию ООН по данному вопросу. Комиссия ООН в настоящее время занимается изучением этой проблемы. В 2005 году была создана специальная рабочая группа для исследования вопроса использования наемников. Наемничество считается явлением, нарушающим права человека и препятствующим реализации прав народов на самоопределение. Эта группа должна сформулировать и документально оформить новые правила, директивы и основополагающие принципы отношения к данной проблеме. Она также должна изучить последние тенденции в этой сфере и организации, занимающиеся такой деятельностью. Кроме того, данной группе поручено рассмотреть с точки зрения соблюдения прав деятельность частных фирм, предоставляющих реальные и консультационные услуги в военной области.

Заключение


Комитет по законодательству и правам человека хотел бы рекомендовать Парламентской Ассамблее еще раз обратиться к Комитету министров СЕ и правительствам государств — членов ПАСЕ с предложением уделить больше внимания вопросам обеспечения прав военнослужащих…

Совершенно очевидно, что ситуация с призывниками во многих странах — членах ПАСЕ, несмотря на все их усилия по ликвидации воинской повинности, все еще вызывает определенное беспокойство, хотя в некоторых странах положение призывников значительно хуже, чем в остальных государствах Европы. В соблюдении прав других категорий личного состава ВС тоже существуют определенные проблемы.

Военнослужащие, будь то призывники, добровольцы или профессиональные военные, должны пользоваться теми же правами и свободами, как и все остальные граждане. В связи с этим ПАСЕ должна расширить спектр своих рекомендаций, особенно в части, касающейся защиты прав человека, с тем чтобы они распространялись на всех людях в погонах в европейских странах вне зависимости от их статуса.

http://nvo.ng.ru/concepts/2006−04−21/1_pase.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика