Русская линия
Красная звезда Дмитрий Юров06.04.2006 

Жилье будет!
На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ при Росстрое Анатолий Мишанов

— Анатолий Викторович, тема обеспечения военнослужащих жильем — одна из самых болезненных. Тем не менее в последнее время в этом вопросе наметились достаточно серьезные подвижки, озабоченность этой проблемой выразил Президент России… О том, что делается для ее решения в Министерстве обороны, «Красная звезда» информирует читателей регулярно. А как Росстрой участвует в этом процессе?

— Начну с самого на сегодняшний день актуального. Наиболее проблемных субъектов Федерации, где очередь военнослужащих, стоящих на получение жилья и улучшение жилищных условий, значительно превышает очереди в других регионах, сегодня пять. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Калининград. Чтобы этот пик уменьшить, Президентом России было принято решение о дополнительном строительстве жилья для военнослужащих в этих регионах, для чего в текущем и 2007 году выделяются 30 млрд. рублей (по 15 млрд. рублей ежегодно, из-за чего программу еще иногда называют «15+15»).
Главным распорядителем бюджетных средств и государственным заказчиком на 25 млрд. рублей из этих средств определен Росстрой. Оставшиеся деньги будет осваивать Министерство обороны, которое обеспечит достройку объектов.

— Это немалые суммы. На что конкретно они будут потрачены?

— На вложения непосредственно в строительство. Поясню почему. Если вложить деньги в покупку квартир на рынке, то может резко возрасти стоимость жилья как в этих регионах, так и в целом по стране, а оно сегодня и без того недешевое. То есть мы не достигнем нужного эффекта — планируется, что по данной программе мы получим 18.400 квартир, а купить соответственно можно будет гораздо меньше. Потому, вдобавок, было принято решение эти квартиры строить преимущественно на землях Минобороны, чтобы еще сократить затраты.
Предполагается, что реализация программы существенно снизит социальную напряженность в упомянутых регионах…

— Кому будут выделяться эти квартиры?

— Жилье будет распределено среди трех категорий военнослужащих: тех, кто уволены с военной службы с 2005 года и стоят в очереди Министерства обороны, затем тех, кто будут уволены в 2006 и 2007 годах (по соответствующим основаниям и с выслугой более 10 лет в календарном исчислении), и тех, у кого выслуга более 20 лет в календарном исчислении и имеется право на постоянное жилье, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Сразу информирую: это жилье будет предоставляться по спискам Министерства обороны по договору социального найма.

— А где оно будет строиться?

— Строительство, как я уже упомянул, будет вестись на землях военного ведомства, выведенных из хозяйственного обращения. Конкретнее, это поселки либо территория городов.
Решение о том, где и в каком количестве будет строиться жилье, уже принято, согласовано на всех уровнях, протокол по распределению средств и количеству квартир между Минобороны и Росстроем подписан. План строительства жилья был пропорционально разбит между субъектами Российской Федерации. Остановлюсь опять же на наиболее проблемных из них.
Так, в Калининградском регионе всего предполагается построить 1.500 квартир в течение этих двух лет. Из них примерно 1.300 квартир — в самом Калининграде в 7-м микрорайоне города. Местная администрация берет на себя обязательство подвести туда инженерные сети и построить объекты соцкультбыта: уже проведено совещание у губернатора Калининградской области и приняты все соответствующие решения. Оставшиеся 200 квартир будут строиться в городе Балтийске. Конкурс на выбор застройщика прошел в конце марта, результаты его станут известны в начале апреля.
По Санкт-Петербургу тоже все согласования проведены. Принято решение вести строительство в объеме 2.500 квартир в городе Пушкине. Градостроительная проработка площадок уже проведена, площадка разбита на 4 лота, каждый примерно по 600 — 700 квартир, конкурс на выбор подрядчика также уже объявлен. Причем Пушкин — это парковая зона и дома там будут возводиться не выше четырех этажей, отделанные снаружи либо кирпичом, либо плиткой по современным технологиям.
Всего же в Санкт-Петербурге будет построено 3.100 квартир, из них 2.500 — Росстроем, 550 — по плану Минобороны и 50 квартир будет куплено на рынке.
В Ленинградской области под строительство была определена площадка в городе Всеволожске. Это очень перспективный город для увольняемых, поскольку в нем имеется много современных предприятий, которым весьма требуются трудовые ресурсы, высококвалифицированные кадры.
На этой площадке у нас будет построено 810 квартир, а в разных районах Ленинградской области, которые примыкают к северной столице, будет куплено еще 100 квартир. Это что касается планов Росстроя. Всего же в Ленинградской области с учетом плана Минобороны будет построено и приобретено 1.400 квартир.
По Московской области и Москве решения о строительстве жилья будут приняты в ближайшее время.
Еще раз обращаю внимание, что эта программа — разовая мера, чтобы снизить напряженность в наиболее проблемных субъектах Российской Федерации. Ну, а параллельно продолжает и будет действовать механизм Государственных жилищных сертификатов.

— На сегодняшний день это — основная форма обеспечения жильем уволенных и увольняемых военнослужащих. Как здесь обстоят дела?

— В настоящее время данный механизм используется в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 гг., в новой подпрограмме, которая называется «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, определенных федеральным законодательством». Отличие ее от старой подпрограммы ГЖС в том, что еще более расширился круг лиц, которые в ней могут участвовать. В нее вошли еще несколько категорий граждан: подлежащие отселению с Крайнего Севера, из города Байконур, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварий и катастроф и вынужденные переселенцы.
Всего для обеспечения жильем военнослужащих в рамках этой подпрограммы на период до 2010 года предусмотрено выделение 107 млрд. рублей. То есть планируется, что за этот срок примерно 110 тыс. военнослужащих получат жилье путем реализации сертификатов.
В целом же отмечу, что механизм «Государственные жилищные сертификаты» доказал свою эффективность. Тем более что сейчас в рамках новой подпрограммы появилась возможность использовать систему ипотечного жилищного кредитования, чтобы покрыть разницу стоимости жилья между заложенной в сертификате и рыночной, в случае приобретения жилья с более повышенными качественными характеристиками.
Многие уже пользуются этим, банки охотно идут навстречу. Раньше банки этого не делали, поскольку кредиты не вписывались в стандарты по рефинансированию ипотечных кредитов. То есть банк этот кредит мог брать только на себя. Теперь же ситуация изменилась: территориальные агентства по ипотечному жилищному кредитованию эти закладные у банков скупают. Поэтому банки сейчас сами ищут таких клиентов, тем более что первоначальный взнос по кредиту получается в размере от 50 до 70 процентов от стоимости жилья. Словом, у механизма ГЖС — большое будущее.

— А что вы можете сказать по поводу цены самих сертификатов, насколько она, скажем так, «адекватна» действительности?

— Цены устанавливает Министерство регионального развития по методике, которая определяет норматив стоимости квадратного метра жилья.
На сегодняшний день норматив стоимости сертификата по России определен в 13.600 рублей за квадратный метр с учетом повышающих коэффициентов. Так, коэффициент 1,2 установлен по Дальневосточному экономическому региону, столько же — по Московской области и Москве, коэффициент 1,1 — по Санкт-Петербургу и Уральскому региону и т. д.
На второе полугодие этот норматив будет немного выше, потому что планировалось, что в 2006 году средняя стоимость квадратного метра составит 14 тыс. рублей, а в 2007 — 16 тыс. рублей. Эта стоимость сертификата позволяет приобрести жилье в большинстве субъектов Федерации. Может, не в центре, но тем не менее достойное. Конечно, исключение составляет ряд крупных городов, но в них достаточно развита система ипотечного жилищного кредитования, о чем я говорил выше.
Например, в Московской области стоимость сертификата с учетом коэффициента 1,2 сегодня рассчитывается из суммы более 16 тыс. рублей за квадратный метр. То есть за эти деньги в Серпухове или Орехово-Зуево жилье вполне можно приобрести. А если военнослужащий хочет приобрести квартиру в Красногорске, где она стоит 24 тыс. рублей за квадратный метр, то теперь он на эту разницу может оформить ипотечный кредит, а не ломать голову, где взять довольно существенную сумму на доплату, как было ранее.
Что касается повышения стоимости сертификата, то здесь есть один тонкий момент. Вопрос — в финансовом ресурсе, что предусмотрен программой: при внеплановом росте стоимости сертификата соответственно уменьшатся темпы предоставления жилья.
Есть еще и соображения, основанные на опыте. В тех субъектах, где стоимость сертификата на уровне рыночной, стоимость продаваемого жилья резко возрастала примерно на тот процент, на который ее подняли, то есть рынок на это реагировал моментально. Поэтому мы и пытаемся использовать такие механизмы, которые бы не приводили к удорожанию жилья.

— Ну и в заключение, Анатолий Викторович, хотелось бы знать Ваше мнение о возможных скрытых пока проблемах, могущих возникнуть во время реализации упомянутых программ.

— По программе «Государственные жилищные сертификаты» могу сказать только то, что выделенные средства позволяют обеспечить жильем практически всех граждан, которые были уволены с военной службы, стоящих в очереди, но только бесквартирных. Граждане, которые стоят на улучшение жилищных условий, конечно, все обеспечены не будут. Но для этого есть и другие механизмы вне рамок этой программы.
Что касается программы «15+15», то, конечно, некий возможный «подводный камень» — это сроки ее реализации. Все зависит от того, насколько быстро сработаем мы, насколько быстро сработают субъекты Российской Федерации, потому что строительство идет с нуля, а у него есть определенный цикл: оформление исходно-разрешительной документации, проведение ее экспертизы, само строительство, приемка объекта в эксплуатацию и прочее. Времени же на все у нас только полтора года — до сентября 2007-го мы должны эти квартиры сдать, так определил президент. То есть в эти сжатые сроки все должны действовать четко, все ресурсы, в том числе административные, подключены, и на сегодняшний день такая уверенность имеется.

http://www.redstar.ru/2006/04/0604/501.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика