Русская линия
Независимое военное обозрение Вадим Соловьев,
Владимир Иванов
24.03.2006 

Миноборонпром возрожден
Сергей Иванов стал дважды министром Российской Федерации

20 марта произошло знаковое событие. Президент Владимир Путин подписал указ об образовании Военно-промышленной комиссии при правительстве России (ВПК). Отныне она действует на постоянной основе, то есть штатно. Ее предшественница — Комиссия правительства РФ по военно-промышленным вопросам, образованная в 1999 году, — функционировала «на общественных началах». Следовательно, ответственность ее членов предусматривалась как равная нулю. Вполне естественно, что оборонный сектор российской экономики влачил все эти годы довольно жалкое существование. Мелкое перетряхивание комиссии в конце прошлого года оказалось неэффективным.

Известная песня на новый лад

Теперь кое-что меняется. Новая комиссия наделена статусом штатного органа правительства, а фактически — стала еще одним правительством. Глава ВПК, в соответствии в указом, получил прямой выход на главу государства: ему предоставляется «право вносить президенту РФ проекты указов и распоряжений», относящихся к компетенции комиссии. То есть разруливать военно-промышленные вопросы практически напрямую, не очень прислушиваясь к мнению собственно кабинета министров.

Указ определил, кто олицетворяет истину в последней инстанции в российской оборонке. До этого в течение полугода шло перетаскивание одеяла между председателем правительства и его новоиспеченным замом Сергеем Ивановым. Сначала вице-премьер увидел себя на должности первого лица отечественного ОПК, через две недели Михаил Фрадков решительно занял этот пост сам, отодвинув Сергея Иванова на второй план. Указ же президента все противоречия разрешил — руководителю военного ведомства возвращены бразды правления всем оборонно-промышленным комплексом страны. Интрига во многих отношениях показательна. Хотя бы потому, что в результате Сергей Иванов одновременно занял две должности министра РФ.

Эксперты, анализируя указ, приходят к выводу, что через почти десятилетие возрождается Министерство оборонной промышленности. «Cоздание ВПК означает, что так называемый новый подход является возвратом к социалистической системе управления военным производством. Во времена СССР Военно-промышленная комиссия руководила девятью министерствами и многими ведомствами с огромными аппаратами», — считает Виталий Шлыков, член Совета по внешней и оборонной политике и задается вопросом: «А кем будет руководить нынешняя комиссия? Сегодня никто толком не знает, что представляет собой этот самый ОПК. Никакого ОПК — как организованной и управляющей структуры — давно уже нет. Сегодня государство само толком не ведает, что делается в „оборонке“. Оно не имеет нотариально заверенных копий официальных документов своих предприятий, постоянно обновляющегося перечня их совладельцев, не имеет информации о том, что из недвижимости принадлежит оборонным предприятиям, какие площади сдаются в аренду, по каким ценам и т. д. Как управлять тем, что представляет собой неизвестную величину?»

Вместе с тем, о мнению Виталия Шлыкова, глава ВПК — вице-премьер получил в свое распоряжение неимоверно огромные ресурсы. Такого даже в советские времена не наблюдалось. Невозможно припомнить, чтобы в руках одного чиновника было сконцентрировано руководство и Вооруженными силами, и оборонным производством, да плюс еще некоторыми сторонами правоохранительной деятельности (так прописано в указе).

Другой эксперт Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады считает, что сейчас, по сути дела, идет возрождение Комиссии по военно-техническим вопросам, которая существовала при Совете министров СССР. Накопилось много проблем, связанных с оборонно-промышленным комплексом. Здесь, если можно так сказать, ждали, когда «красные вернутся» и снова пойдут заказы. Тем не менее, убежден эксперт, это промежуточное решение. Первым признаком того, что оно будет иметь какие-то серьезные последствия, станет создание некоторой структуры, отвечающей за военную промышленность в рамках МО. Тогда и можно о чем-то говорить. А сейчас все это способно увязнуть в бюрократических согласованиях. Пока же можно сказать с определенностью только одно — сочетание постов вице-премьера и главы Военно-технической комиссии в лице одного человека — правильный подход.


Сверхзадачи

Указ определяет пять основных задач для ВПК. Во-первых, на этот орган возлагается разработка и реализация концепций, программ и планов в области военно-технического обеспечения обороны страны.

Во-вторых, к ведению комиссии отнесены вопросы разработки, производства и утилизации вооружения, военной и специальной техники.

В-третьих, ВПК становится ответственным за «мобилизационную подготовку государства». Это не только вопросы военного производства, готовности оборонки интенсивно работать в случае войны, но и широкий круг мероприятий, касающийся инфраструктуры страны в целом, ее человеческого ресурса.

В-четвертых, комиссия призвана сосредоточиться на «развитии оборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства».

И наконец, военно-промышленной комиссии перейдет контроль за сектором торговли оружием и продукцией двойного назначения.

Денежные потоки, которыми предстоит распоряжаться комиссии, значительны — до 40 млрд. долларов (расходы Минобороны, госзаказ и экспорт вооружения).

ВПК получила еще одну должность федерального министра. Так определена штатная категория заместителя председателя комиссии. Ее занял генерал-полковник Владислав Путилин, имеющий опыт администрирования на высоком уровне, — ряд лет он являлся заместителем министра экономического развития и торговли РФ.

Учреждена еще одна должность заместителя председателя ВПК. Чиновник, которому ее доверят, одновременно будет исполнять обязанности председателя научно-технического совета комиссии.

Создается и собственный аппарат ВПК. Пока он войдет в состав аппарата правительства РФ, но это уже не важно, поскольку прерогативы главы кабинета министров и руководителя Военно-промышленной комиссии разнесены. С другой стороны, если создан постоянно действующий аппарат, то, можно утверждать, что возрождение Министерства оборонной промышленности состоялось. Какое же министерство без собственного аппарата?

Ряд аналитиков склоняются к суждению, что громадье задач, решение которых поручено ВПК, слишком велико для одного руководителя. И делают вывод: видимо, дни Сергея Иванова на посту министра обороны сочтены. Следует ждать нового хозяина в военном ведомстве.

Из досье «НВО»

Владислав Николаевич Путилин родился в 1947 году в селе Листопадовка Воронежской области. Закончил Харьковское высшее командное инженерное училище и Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. Кандидат философских наук. Служил на различных должностях в Ракетных войсках стратегического назначения. Был начальником организационно-мобилизационного управления — заместителем начальника Главного штаба РВСН. С 1997 года — начальник Организационно-мобилизационного управления — заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ. В 2002 году без увольнения из ВС назначен заместителем министра экономического развития и торговли России. В этом ведомстве курировал вопросы мобилизационной подготовки экономики и государственного оборонного заказа. Генерал-полковник.

http://nvo.ng.ru/wars/2006−03−24/1_minoboronprom.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика