Красная звезда | Николай Литковец | 18.03.2006 |
В чем особенность этого экипажа? В сплоченности, в гордости за именной корабль. В существующей традиции — качественно выполнять все поставленные задачи. Из этого экипажа никто не хочет уходить, наоборот, сюда стараются перевестись из других. Почему? Здесь царит особая атмосфера уважительного отношения друг к другу, здесь нет крика, полное взаимопонимание между командиром лодки и командирами боевых частей. Естественно, это передается и личному составу. Совсем недавно матросы, прослужив несколько дней в экипаже, написали рапорты на контрактную службу. Понадобилось всего три дня, чтобы принять столь важное для молодых людей решение. А весь секрет — в организации службы на корабле.
Знание подчиненных — кто на что способен и что умеет делать, индивидуальный подход к каждому — помогает капитану 1 ранга Валерию Кравченко в спокойной деловой обстановке решать поставленные задачи. Что ни говорите, а человеческий фактор сегодня как никогда играет особенную роль в службе.
В июле 2005 года на подводном крейсере «Святой Георгий Победоносец» побывал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Экипаж только-только вернулся с морей. Митрополиту показали лодку, побеседовал он и с экипажем. Владыке настолько понравился коллектив, что он лично взял шефство над кораблем. Кроме этого между экипажем ракетоносца и Русской Православной церковью был заключен договор о шефских связях и сотрудничестве. Подводный крейсер стал первым российским кораблем, над которым РПЦ взяла попечительство. Вскоре ряд членов экипажа получили премии от православной церкви. А у командира БЧ-5 капитана 2 ранга Владимира Сорочинского рядом с орденом «За военные заслуги» засверкала медаль Святого князя Даниила Московского. В представлении к награждению было отмечено — за любовь к ближним.
Корабль — наш второй дом, утверждают подводники. «А для меня он — первый, говорит капитан 2 ранга Анатолий Нещерет. — Не зря в корабельном уставе отмечено, что исполнение обязанностей старшего помощника командира несовместимо с частым пребыванием на берегу. А по-иному нельзя. Такова она, должность старпома».
Анатолий Александрович достойный продолжатель семейной традиции подводников. Его отец — замечательный человек, моряк с большой буквы, вице-адмирал запаса Александр Иванович Нещерет — до недавнего времени командовал этим же объединением подводников. Это он два года назад лично докладывал Верховному главнокомандующему, посетившему гарнизон, о состоянии дел в объединении. Он же, как отец и командир, требовал от сына максимальной отдачи себя службе. И может быть довольным. Нещерет-младший не подвел отца ни разу.
— Что больше всего запомнилось за годы службы? — капитан 2 ранга Анатолий Нещерет чуть призадумался и ответил: — Когда я был еще старшим лейтенантом, командиром отсека, на выходе в море от вышестоящего штаба был назначен офицер-наблюдатель, который контролировал проведение мною учения по борьбе за живучесть. В тот раз вместо 30 минут учение в отсеке длилось полтора часа. Вернулись домой, на разборе мне сказали, что все нормально. А иначе и быть не могло. Еще «зеленым» лейтенантом приходил поздно вечером со службы и вместе с женой Екатериной рисовал отсечные схемы — она ручку с карандашиком и я, и вперед. Эти схемы у меня до сих пор сохранились. Приходил в 22 часа, а наутро схемы должны были быть готовы. Один бы не успел. Теперь жену в шутку называю помощником старпома…
А еще хорошо помнит середину 90-х, когда переживали голодные обмороки, когда офицеры с камбуза носили в баночках женам покушать домой. Сейчас иное дело. Только по наличию хороших машин в гарнизоне можно сделать вывод, что благосостояние подводников растет.
Вспоминая свои ночные бдения над схемами отсека, Анатолий Александрович говорит, что сейчас лейтенанты какие-то другие: то ли не хотят служить, то ли не умеют. Правда, ситуация поправляется, в последние два года они стали лучше. А до этого бытовало иждивенческое настроение — вы нам все дайте, а мы подумаем, служить или не служить. Таких на флоте прозвали «поколение нэкст».
В должности командира боевой части стрелять ракетами ему не приходилось, но вот, уже будучи старпомом по боевому управлению, затем «большим» старпомом, трижды выполнял ракетные пуски. С чем сравнимы последние минуты перед стартом баллистической ракеты? «Разве что с последними мгновениями, когда ты ставишь свою роспись в свидетельстве о браке», — шутит капитан 2 ранга Анатолий Нещерет. А если всерьез, то после поступления команды нанести ракетный удар отводится 12 минут до пуска первой ракеты. Это значит, что с начала приема сигнала и до принятия решения командира времени очень-очень мало. Ради этих минут весь экипаж работал и учился годами. Наступает миг, когда ты должен продемонстрировать либо профессионализм, либо несостоятельность. Миг, который отчасти может решить дальнейшую судьбу всего экипажа — наследников Георгиевской славы.