Красная звезда | Николай Литковец | 16.03.2006 |
С 1954 года (первый набор в эту школу) до начала 1990-х в среднем за год здесь выпускали от 400 до 600 классных специалистов. Самым тяжелым выдался 1994 год, когда были отменены все руководящие документы, регламентировавшие обучение и дальнейшие сроки отработки выпускниками школы на судах вспомогательного флота.
В 1998 году волна оптимизации вместе с Вооруженными Силами накрыла и 185-ю школу: из первой категории ее перевели во вторую, сократив две учебные роты. Как следствие — уменьшился и преподавательский персонал.
— Без согласования со службами флота нам спускали план набора на год учебы всего 100 человек (вместо 300), — с горечью говорит начальник школы капитан 1 ранга Нодар Нагервадзе. — И уже через год флот ощутил недокомплект специалистов — только по одной бригаде вспомогательного флота порядка 200 человек. Я предупреждал, что сокращение набора в 1999 году даст отрицательный результат в 2002-м. Так оно и получилось. Несогласованно сработали в это время и местные командиры соединений и служб. К примеру, бригада УПАСР дала заявку на учебу в 2004 году на 15 человек, а в следующем, выпускном году попросила дать им 40 человек. Но где их взять? Набирали-то гораздо меньше…
Сегодня, считает капитан 1 ранга Нодар Нагервадзе, назрела необходимость, чтобы на высшем уровне приняли документ, который обязывал бы выпускников школы работать на флоте в течение 3 — 5 лет после выпуска в обязательном порядке. Иначе получается, что потраченные на обучение каждого курсанта около 100 тысяч рублей попросту выбрасываются на ветер. Деньги израсходованы, а специалистов нет.
По этому вопросу ежегодно подаются документы в Москву с просьбой вернуться хотя бы к той нормативной базе, которая существовала до 1994 года, но решений и ответа пока не последовало.
Были на Тихоокеанском флоте случаи, когда выпускники школы отказывались идти работать на вспомогательный флот и просили призвать их на срочную службу. По совместной договоренности начальника школы и командира БПК «Адмирал Виноградов» решили направлять таких людей служить туда. В 1996 году на этот БПК были направлены 45 человек. В 1997-м — еще 35. Это были готовые специалисты электромеханической боевой части. Но сокращение второй волны — 1998 года — не позволило расширить и этот эксперимент. В мореходке готовы были набрать порядка 300 человек, половина из которых ушла бы служить на боевые корабли. Да и с военкоматами никаких проблем не было. В действительности же флот имеет сегодня ту схему, которую имеет…
Не секрет, что большинство поломок и неисправностей на корабле происходит из-за необученности личного состава, обслуживающего технику. Техника на кораблях надежная, но допускать к ней дилетантов нельзя. Тем более что по последним регламентирующим документам котельные машинисты, судовые электрики, а также операторы по обслуживанию систем высокого давления на кораблях — все они идут под контролем Гостехнадзора.
Котельные машинисты должны быть обучены и допущены к эксплуатации техники лишь после лицензирования в учебном заведении. И только 185-я мореходная школа имеет на ТОФе государственную лицензию на подготовку данных специалистов. Но их с каждым годом выпускают все меньше. «Неровен час — Гостехнадзор из-за их нехватки начнет ставить на прикол боевые корабли», — сетуют на флоте.
— Мы неоднократно предлагали командованию ТОФ для подготовки вышеперечисленных специалистов направлять к нам до 500 человек в год, — делится наболевшим начальник школы. — Можно параллельно набирать также призывников и после года обучения отправлять их служить на флот. Юридически все будет выглядеть так: кандидат пишет заявление на учебу с последующим призывом на срочную службу. Только надо разрешить нам набирать не по 100 человек в год, а хотя бы по 300 курсантов. Справедливости ради следует сказать, что в июне прошлого года представители управления боевой подготовки ТОФ вышли на нас с предложением доложить о возможности подготовки специалистов по линии Гостехнадзора на базе мореходной школы. Мы ответили, что каждые полтора месяца можем поставлять флоту 120 таких специалистов.
С середины ноября должен был начаться первый набор, однако никаких решений не принято и по сей день. Движение идет, но медленно.
Сегодня, по мнению капитана 1 ранга Нагервадзе, на базе 185-й мореходной школы ВМФ можно дополнительно создать еще одну учебную роту, которая будет выпускать дипломированных специалистов для всех котельных установок Тихоокеанского флота, а также лебедчиков и мотористов. Можно направлять сюда военнослужащих электромеханических частей прямо с кораблей для обучения по краткосрочной программе.
— Надо только временно на уровне флота принять решение о подготовке таких специалистов, с дальнейшим выходом на главкомат, который внесет изменение в приказ о положении мореходной школы, — утверждает капитан 1 ранга Нодар Нагервадзе.
Завтрашних контрактников также можно обучать на базе 185-й школы: три месяца испытательного срока они как раз здесь и пройдут, получив одновременно специальность. Для их подготовки даже предлагали организовать бесплатное заочное обучение на базе школы.
К сожалению, и эта схема пока не востребована. Вместе с другими вариантами спасения школы, а значит, планового пополнения флота классными специалистами, эти разработки пылятся на столах у больших военных чинов.
А воплотить их в жизнь вполне реально. Необходимы только воля и желание старших начальников.