Русская линия
Победа.Ru Вячеслав Морозов11.03.2006 

«Когда усталая подлодка..»
19 марта — 100 лет Российскому подводному флоту (без претензии на первооткрывательство)

В 1719 году Ефим Никонов, крестьянин из подмосковного села Покровское, бил челом Государю-императору Петру Алексеевичу Романову и просил дозволить ему строительство «потаённого судна», описав идею создания оного (с его участием) и перспективы военного превосходства на море флота Российского в случае ведения боевых действий. Царь-моряк вызвал Ефима в Петербург и велел приступить к работе — «таясь от чужого глазу». (Само собой приходит на ум, что тайну строительства должна была обеспечить тогдашняя «военная контрразведка» — а как иначе?..) Уже через год Ефим Никонов продемонстрировал Петру I модель первой в мире подлодки. А первая в мире настоящая подводная лодка была спущена на воду в 1724 году. Триумф был омрачён тем, что при спуске она ударилась о камни днищем, корпус дал течь…

Пётр, который, как и изобретатель Никонов, был захвачен идеей иметь в распоряжении флота потаённые суда, простил виновным оплошку, но посоветовал Никонову усилить днище. Под руководством талантливого крестьянина — генерального конструктора мастеровые лодку подняли, отремонтировали, и перед вторичным спуском на воду она уже была оснащена «огненным оружием». Никонов доложил Императору, что проработал возможность выхода человека из лодки под водой в водолазном костюме (это была первая идея водолазного скафандра). Лодка прошла испытания на Неве, но со смертью изобретателя работа над её усовершенствованием прекратилась. А вскоре умер и Пётр I. Адмиралтейство, озабоченное другими насущными проблемами, про «потаённое судно» забыло.

В 1834 году инженер-генерал-адъютант Карл Андреевич Шильдер, руководивший проектом строительства, представил Императору Николаю I две подводные лодки с металлическим корпусом. Лодки имели оптическую трубу и механический вентилятор, были вооружены гальваноударными минами — изобретением Шильдера. Немец Шильдер, посвятивший жизнь России и её подводному флоту, многое сделал для увеличения скорости своих подлодок. (К сожалению, сын его не пошёл по стопам отца, зато оставил нам интересное жизнеописание императора Александра I).

Немецкий исследователь R. Eger в 1957 году издал биографию Вильгельма Бауэра (1824 — 1876), сына баварского вахмистра, талантливого и пробивного человека, который в 1851 году — как пишет автор, «изобрёл подводную лодку». Германии она оказалась не нужна, Австрии, Англии, Франции — тоже. Наконец, молодой Вильгельм сумел завоевать доверие у командующего русским флотом Великого князя Константина Николаевича. Подводная лодка Бауэра проделала несколько рейсов между Петербургом и Кронштадтом, но, как пишет R. Eger, даже Великий князь не смог защитить изобретателя от взяточников и лихоимцев, и он отбыл в родной фатерлянд.

В 1854 году И.Ф.Александровский первым в мире разработал проект подводной лодки водоизмещением 360 тонн. К 1866 году она была построена, но не прошла испытания: при спуске под воду недалеко от Выборга она затонула. По извлечении её на поверхность больше опытов над ней не проводилось. А жаль! Двигателем её была машина, работающая на сжатом воздухе, лодка имела два винта, для погружения балластная цистерна заполнялась водой, для всплытия — продувалась сжатым воздухом.

Подводная лодка (ПЛ) конструкции Семёна Джевецкого стала первой серийной подводной лодкой: Морское ведомство в Санкт-Петербурге заказало постройку целых пятидесяти ПЛ (построено было меньше) для обороны морских крепостей.

Балтика — колыбель Российского подводного флота. К 1881 году её глубины бороздили уже около 50 подлодок, построенные П.А.Титовым. А к 1900 году Россия построила более 60 ПЛ.

Такие сложные (и опасные!) аппараты, как «потаённые суда», требовали почти бесконечного усовершенствования, новые научные открытия и изобретения в самых разных областях человеческой деятельности подталкивали к этому талантливых инженеров, и с 1903 года Россия начала получать новый тип подводных судов, построенных под руководством И.Г. Бубнова, М.Н. Беклемишева, И.С. Горюнова. Первая боевая ПЛ получила название «Дельфин». Поскольку основное назначение их состояло в минировании стоящих на якоре судов противника, в официальной классификации до 19 марта 1906 года подлодки именовались миноносцами. 27 марта этого же года Госсовет утвердил новое звание — «офицер подводного плавания». Приказом Главного Морского Штаба оно было присвоено 68 морякам, сдавшим специальные экзамены.

Совершенно новый тип «потаённых судов» предложил М.П. Налётов. Его конструкция, его оригинальный подход к «вопросу», надо думать, стали основополагающими в дальнейшем совершенствовании конструкций подводных лодок. В любом новом деле всегда важно выбрать направление пути развития, генезиса. Иначе путь может оказаться тупиковым. Историки строительства подводного флота называют изобретение Налётова «переворотом в истории мирового подводного кораблестроеня». Михаил Петрович в начале века ХХ-го служил в скромной должности техника путей сообщения КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги), с начала русско-японской войны находился в Порт-Артуре, принимал участие в строительстве оборонительных сооружений. Он был очевидцем гибели эскадреннного миноносца «Петропавловск» 13 апреля 1904 года (сохранились и фотографии!), на котором находились командующий русской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров и художник В.В. Верещагин. Три мины, поставленые накануне японцами, за две минуты послали корабль водоизмещением более 11 тысяч тонн на дно… Налётов сумел построить «подводный минзаг» (минный заградитель), который прошёл удачную проверку в действии с погружением на десять метров. Но 3 января 1905 года Порт-Артур был сдан японцам, и Налётову пришлось взорвать своё детище.

Ему удалось выбраться в Россию и вывезти техническую документацию. О секретном плане Шлиффена Россия была осведомлена благодаря своей разведке, поэтому подготовка в новой войне (получившей впоследствии название Первой мировой) шла полным ходом. Проект подлодки Налётова нового типа был одобрен морским техническим Комитетом, где работал и выдающийся русский кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов (строили на Николаевской верфи тогда ещё не «самостийной» Украины-Малороссии). Первый подводный минзаг назвали «Краб». Надводное водоизмещение — 533 тонны, подводное — 737 тонн; глубина погружения — до 50 метров; предельная дальность плавания с полным запасом топлива — около 2500 миль; вооружение — до 60 гальваноударных мин; два торпедных аппарата, два пулемёта (для стрельбы в надводном положении) и 75-мм пушка. «Краб» был спущен на воду в августе 1912 года и вступил в строй ёёёчерез два года, успешно пройдя все испытания. Следующей знаменитой подлодкой была «Императрица Мария». Трагедия немецких кораблей «Гебена» и «Бреслау» на Босфоре, известная каждому школьнику, напрямую связана с «Крабом», который под носом у немцев выставил минное заграждение в устье пролива (операция, разработанная адмиралом А.В. Колчаком). Совершенное для своего времени детище Налётова затопили в Севастополе английские интервенты в 1919 году, удирая в родной Альбион от наступающей в Крыму Красной армии…

Подводные лодки типа «Морж» и «Барс» были построены в 1915 -1916 годах

http://www.pobeda.ru/biblioteka/ustalaya_podlodka.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика