Русская линия
Независимое военное обозрение Владимир Иванов17.02.2006 

Америка готовится к затяжной войне с терроризмом
Конгресс США получил фундаментальную программу модернизации вооруженных сил

3 февраля Пентагон направил в Конгресс доклад с закрепленным федеральным законом названием «Четырехгодичный обзор национальной обороны». В этом документе сформулированы основные положения военного строительства США и содержатся руководящие указания всем структурам МО Соединенных Штатов по планированию и реализации стоящих перед ними целей и задач в рамках определенных зон ответственности.

Закон предписывает министру обороны «в течение года, предшествующего истечению четырехлетнего периода», проводить «исчерпывающий анализ стратегии национальной обороны, структуры вооруженных сил (ВС), планов модернизации ВС, бюджетных планов и других компонентов программы военного строительства и общей политики США с целью формулирования национальной военной стратегии и уточнения программы развития ВС на двадцатилетний период».

«Обзор» готовился на самых высоких уровнях административного и оперативного руководства военной организации Соединенных Штатов.

Общие идеи и официальные оценки

По словам первого зама заместителя министра обороны по политике Генри Райена, на 92 страницах представленного законодателям открытого доклада изложено «общее видение того, куда мы должны идти и что нам необходимо делать».

В течение ближайших 20 лет Пентагон намерен добиться такого изменения военного потенциала США, чтобы была обеспечена возможность «эффективной борьбы с терроризмом и гарантированная способность адекватного ответа на все нетрадиционные и асимметричные угрозы XXI века». При этом структура вооруженных сил должна измениться таким образом, чтобы у них появилась реальная возможность переориентации на эффективное противодействие возникающим угрозам в предельно сжатые сроки.

По словам представителей военного ведомства, в отосланном конгрессменам и сенаторам документе всесторонне учтен опыт, полученный Пентагоном в ходе операций в Афганистане и Ираке. Кроме того, в него включены оценки результатов и практические выводы, сделанные на базе анализа «долгосрочной войны» с терроризмом в таких регионах, как Филиппины, Южная и Северная Африка, а также Кавказ.

Как отметил Генри Райен, в докладе реализован «отход от традиционного мышления в восприятии угроз» и даны перспективные методы их объективного осмысливания и оценки. «Речь идет не о цифрах, — заявил Райен. — Цифры не могут подсказать вам, сможете ли вы выполнить свою работу. Речь идет о таком понятии, как способности по решению возникающих задач».

Вице-адмирал Еван Чейник, возглавляющий управление структуры сил, ресурсов и оценок объединенного штаба КНШ, который является оперативным органом этого подразделения Пентагона, назвал подготовленный доклад «скорее эволюционным, чем революционным документом», и подчеркнул, что в нем отражены все мероприятия по трансформации ВС Соединенных Штатов, проводимые с 2001 года. «Атака террористов на США 11 сентября 2001 года и последовавшее объявление войны террору только ускорили проведение модернизации ВС Америки», — сказал Чейник.

Между тем основной творец «Обзора» министр обороны Дональд Рамсфелд 1 февраля на брифинге в Пентагоне, давая оценку своему труду, счел нужным отметить: «Впервые в истории ВС США такой документ появляется в ходе войны, которая является беспрецедентной по своей сложности. Он основан на результатах, достигнутых в ходе преобразования наших ВС в течение последних лет, и включает четырехгодичный опыт нашей глобальной борьбы с террором, а также опыт, накопленный в ходе проведения миротворческих действий и целого ряда гуманитарных операций. Этот опыт подчеркивает важность укрепления оборонных возможностей партнерских и дружественно настроенных США государств, включая и другие страны, которые хотели бы принять участие в войне с террором. Он также свидетельствует о важности вскрытия потенциальных угроз на самых ранних этапах их появления и принятия своевременных и адекватных мер для их предотвращения и ликвидации последствий, которые могут возникнуть в результате грядущих конфликтов или кризисов».

Сражаться придется долго

Первая глава изучаемого американскими законодателями документа называется «Борьба в долгой войне». Аналитики и практики Пентагона ориентируют своих сограждан на то, что США в течение длительного времени будут непрерывно находиться в состоянии войны. По заявлению президента Буша, которое авторы «Обзора» приводят в качестве эпиграфа к данной главе, «предстоящая война не будет похожа ни на одну из войн, которые до сих пор вела Америка и другие страны мира».

«Американцам не следует ожидать, что это будет только одна битва. Они должны быть готовы к длительной военной кампании, не сравнимой ни с одной войной, которые нам приходилось наблюдать до сих пор. Здесь мы можем стать свидетелями страшных ударов, демонстрируемых по телевизору. В этой войне будут проводиться секретные операции, о которых никто ничего не будет знать даже в том случае, если они будут заканчиваться успешно», — сказал Буш в одном из своих выступлений в сентябре 2001 года.

Именно с этого года Америка находится в состоянии непрерывной войны. «Сегодня более 350 тыс. граждан США в униформе каждый день воюют или решают другие задачи в 130 странах мира», — отмечается в документе.

Авторы доклада в весьма радужном свете рисуют ситуацию в Афганистане и Ираке. Они полагают, что с момента победы над талибами в Афганистане в конце 2001 года и после уничтожения в 2003 году режима Саддама Хусейна в Ираке эти мусульманские страны вступили на путь демократического развития и окончательное утверждение там западных ценностей — только дело времени.

С 2003 года в Афганистане под руководством НАТО действует девятитысячный корпус Международных сил обеспечения безопасности. Эти военные формирования якобы контролируют большую часть афганской территории. В их рамках предполагается создать смешанные военно-гражданские провинциальные группы реконструкции, которые во взаимодействии с региональными администрациями будут обеспечивать укрепление властных полномочий Кабула.

Называя Ирак полем битвы с Аль-Каидой, эксперты Пентагона объявляют, что и здесь они добились реальных успехов в продвижении демократических ценностей. За последние четыре года «силам коалиции удалось адаптироваться к требованиям проведения долгосрочных, спонтанных операций». В перспективе основной упор будет делаться на создание национальных сил безопасности, региональных институтов управления и на передачу полномочий по поддержанию внутреннего порядка в стране самим иракцам.

В настоящее время Международному переходному командованию обеспечения безопасности удалось сформировать в Ираке 125 национальных батальонов, которые совместно с коалиционными войсками ведут борьбу с террористами. По мере накапливания опыта этим подразделениям будут даваться все большие полномочия по проведению самостоятельных операций. Подобную модель, которая реализуется под девизом «Помогая другим, помогаешь себе», Пентагон считает весьма прогрессивной, и именно на ее базе он планирует одержать победу в долгосрочной войне с мировым террором.

Одним из самых слабых мест проведения операций в Ираке является разведывательная составляющая их обеспечения. Поэтому с целью обнаружения террористических групп и их уничтожения в предельно сжатые сроки на одной из американских баз в Ираке был создан объединенный разведывательный центр, в котором совместно работают иракские и американские специалисты. Центр занимается сбором разведывательной информации самого разнообразного характера с использованием технических средств, а также проводит агентурные операции. В дальнейшем Пентагон планирует существенно повысить эффективность разведывательной работы в Ираке с более широким привлечением национальных кадров.

В течение последних нескольких лет в рамках глобальной войны с терроризмом США проводят антитеррористические операции и в других регионах мира. В таких акциях участвуют небольшие, но хорошо обученные подразделения. Опыт действий таких формирований в районах Тихого и Индийского океанов, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, на Кавказе, на Балканах, в Африке и Латинской Америке показал их достаточно высокую эффективность. Эти подразделения во многих случаях не только затрудняют операции террористов по расшатыванию законной государственной власти и созданию напряженности в различных регионах мира, но и способны в случае необходимости обеспечить быстрое и беспрепятственное развертывание американских воинских контингентов в зонах конфликтов. Создание и поддержание на необходимом уровне возможностей формирований такого рода Пентагон рассматривает как одно из перспективных направлений борьбы с террором.

Операции, проводимые американскими военными в различных регионах мира, остро поставили вопрос о необходимости языковой и страноведческой подготовки личного состава. Солдаты и офицеры должны говорить на языках народов тех стран, где они ведут боевые действия, знать нравы и обычаи коренного населения. В связи с этим МО США в 2004 году приступило к реализации программы, названной «Оборонная инициатива языковой трансформации» и направленной на повышение эффективности работы ВС с зарубежными партнерами.

Практическая реализация

Дональд Рамсфелд, представляя журналистам «Обзор», подчеркнул, что в современной версии этого документа выделено четыре приоритетных направления противодействия угрозам XXI века. Прежде всего это нанесение решительного поражения «кровожадным экстремистам». Затем следует обеспечение внутренней безопасности Америки силами и средствами Минобороны. На третье место военный министр поставил мероприятия по оказанию помощи союзникам и сторонникам США в выборе правильной дороги на «стратегических перепутьях». Замыкает этот перечень основных пунктов плана военного строительства США в будущие 20 лет указание на борьбу с распространением оружия массового уничтожения.

В основу обеспечения безопасности населения страны легла принятая в марте 2005 года «Стратегия национальной обороны». В ней утверждается, что в будущем ВС США придется не только поддерживать свои боевые возможности для решения традиционных военных задач, но и быть готовыми к отражению асимметричных атак. Нельзя исключать, что самостоятельные террористические организации и отдельно взятые боевики выберут путь нанесения точечных и практически не предсказуемых ударов, организации мятежей и беспорядков в странах, которые Америка пытается направить на демократические рельсы, попытаются сколотить партизанские отряды. Эти действия будут направлены на создание зон длительных и с трудом поддающихся урегулированию конфликтов.

Некоторые агрессивно настроенные по отношению к США страны и радикальные террористические группировки могут стремиться к овладению оружием массового уничтожения (ОМУ), чтобы оказывать давление на лояльные к Америке государства или просто уничтожить с его помощью сотни тысяч людей. Другие государства могут направить свои усилия на поиск средств, предназначенных для уничтожения или сведения к минимуму традиционного военного превосходства Америки.

В связи с этим составители доклада предлагают направить усилия ВС США прежде всего на уничтожение террористических группировок во всех регионах мира. Сегодня только ячейки Аль-Каиды действуют в 80 странах. Существует и большое количество других радикально настроенных экстремистских организаций, которые самостоятельно ведут борьбу с демократическими государствами. Разрушение этих сетей является важнейшей задачей. Чтобы с ней справиться, США, их союзники и партнеры должны организовать непрерывное наблюдение за террористическими сообществами. Необходимо постоянно вести работу по перекрытию всех возможных физических контактов, пресечению информационного и экономического взаимодействия боевиков. Надо держать структуры экстремистов под постоянным контролем, по данным которого можно предпринимать своевременные и действенные меры по уничтожению ячеек боевиков и выявлению скрытых каналов связи.

Все это требует принятия как на национальном, так и на международном уровне необходимого комплекса военных и общегосударственных мер, включая организацию эффективной системы агентурной разведки, создание средств слежения за террористами во всех областях их деятельности и жизнеобеспечения, а также контроля каналов всех видов электронной связи. Кроме того, должны быть сформированы силы специального назначения, способные проводить прямые акции по уничтожению боевиков и обеспечивать постоянное противодействие им в любых регионах мира, а также вести нетрадиционные боевые действия.

В докладе Пентагона также указывается, что в настоящее время национальные границы Америки стали фактически прозрачны для боевиков и поэтому нужно ужесточить контроль за доступом на территорию США иностранцев, усилить защиту населения страны. Пентагон планирует повысить степень взаимодействия с Министерством внутренней безопасности (МВБ) и Управлением береговой охраны (УБО) Соединенных Штатов. В частности, МО собирается в ближнесрочной и долгосрочной перспективе создать с этими федеральными ведомствами фактически единую информационную систему. Кроме того, предполагается обеспечить все условия для совместной ликвидации с МВБ и УБО последствий естественных катастроф, террористических ударов по городам США или применения против Америки оружия массового уничтожения.

Чтобы эффективнее взаимодействовать с союзниками и партнерами в борьбе с террором в ближайшие 20 лет, Пентагон расширит практику проведения совместных учений, установления контактов между военными специалистами на уровне штабов, а также обмена слушателями военных учебных заведений. Кроме того, предполагается продолжить создание объединенных военных формирований, средств защиты от ракетного нападения, воздушного и подводного наблюдения, радиоэлектронного противодействия и информационной войны, пунктов управления в условиях применения ОМУ.

В «Обзоре» вообще выделены мероприятия, направленные на борьбу с распространением оружия массового уничтожения, в первую очередь — ядерного. Прежде всего Пентагон намерен сформировать специализированные подразделения, способные обнаруживать, идентифицировать и нейтрализовать ОМУ. Помимо этого МО США будет заниматься созданием глобальной системы наблюдения за оружием массового уничтожения, расположенным в различных регионах мира, организацией агентурной разведки для сбора данных об ОМУ, совершенствованием системы защиты ядерных, химических и биологических объектов, формированием специализированных охранных подразделений. Ряд мероприятий будет проведен в области создания организационной структуры, ответственной за проведение операций по ликвидации ОМУ и обладающей оперативными подразделениями, способными действовать в любых регионах и в любых условиях.

Армейская перестройка

В перспективе, говорится в «Обзоре», все те задачи, выполнение которых сегодня поручается только силам специального назначения, вскоре предстоит решать и армейским соединениям. Они будут иметь модульную структуру на всех уровнях функционального назначения и окажутся способны самостоятельно действовать как в своем обычном штатном формате, так и в случае их дробления на более мелкие подразделения для автономного проведения тех или иных конкретных акций.

Личный состав этих армейских соединений подготовят не только к боям в условиях обычной войны, он будет обладать навыками борьбы с мелкими отрядами террористов и повстанцев в течение длительного периода времени. Эти формирования получат бригадную структуру. Аналогичным образом будут организованы и силы обеспечения операций.

В соответствии с 20-летним планом военного строительства Пентагона регулярная армия США должна насчитывать 42 боевые бригады и 75 бригад обеспечения, национальная гвардия — 28 и 78 соответственно, а резерв будет состоять из 58 бригад обеспечения. На модульную оргштатную структуру планируется перевести все армейские подразделения и штабы.

К 2011 году численность личного состав регулярной армии стабилизируется на уровне 482,4 тыс. человек, ее резервных компонентов — 533 тыс. человек, корпуса морской пехоты — 175 тыс. человек, резерва КМП — 38 тыс. человек.

Боевые возможности современных сил специального назначения в плановый период должны существенно расшириться. Кроме того, они будут переориентированы на проведение скрытных операций в условиях ведения нетрадиционных боевых действий, а их численность возрастет на 30%.

В составе КМП предполагается создать командование специальных операций, личный состав которого займется обучением зарубежных специалистов, станет вести боевые действия (причем на значительном удалении зоны действия обычных сил) и выполнять разведывательные задачи. Данные подразделения получат в свое распоряжение находящиеся в настоящее время в стадии разработки перспективные боевые системы и беспилотные летательные аппараты (БЛА) различного назначения.

К 2018 году планируется провести модернизацию сил ударной авиации дальнего радиуса действия. Количество бомбардировщиков B-52 уменьшится до 56 единиц. Сэкономленные в результате средства пойдут на модернизацию оставшегося парка этих машин и на доработку самолетов B-1 и B-2. В структуре ВВС будет действовать 86 боевых крыльев. 45% ударной авиации составят БЛА, ее боевые возможности планируется увеличить на 50%, численность личного состава довести до 40 тыс. человек.

В составе ВМС США через 20 лет намечается иметь 11 авианосных групп. К 2012 году средние темпы производства ударных подводных лодок планируется довести до двух единиц в год (при стоимости каждой 2 млрд. долларов). Будет также вестись закупка находящихся в настоящее время многоцелевых десантных кораблей, принятие на вооружение которых обеспечит доступ в любые прибрежные районы Мирового океана.

http://nvo.ng.ru/forces/2006−02−17/3_america.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика