Русская линия
Победа.Ru Марина Васильева13.02.2006 

«Миссионерская сторона служения военного священника»

2 февраля в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями состоялось заседание секции «Миссионерская сторона служения военного священника», проводимой Синодальным Отделом в рамках «XIV Международных Образовательных Рождественских чтений».
В президиуме секции — Председатель Синодального Отдела протоиерей Димитрий Смирнов, заместитель председателя игумен Савва (Молчанов), Председатель Отдела по связям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) Высокопреосвященный Августин, архиепископ Львовский и Галицкий, профессор ПСТБГУ диакон Андрей Кураев.

Как дойти до сердца солдата и офицера? Как вести проповедь Слова Божия, чтобы она была услышана? — это были главные вопросы, обсуждавшиеся на секции. Народ, утративший преемственность сохранения духовных ценностей, остается беззащитным перед внешним и внутренним врагом. Важно не только, чтобы священники (которых катастрофически мало) проповедовали военнослужащим. Важно, чтобы проповедь была услышана и воплощена в жизнь по заповедям Христовым. Современной молодежи нужно говорить о Боге и Церкви на понятном для нее языке, затрагивая ее жизненные интересы, иначе старания сеятелей пропадут втуне. Необходимо использовать достижения современной православной педагогики, науки, искусства. Лучшим показателем успешности работы миссионера будет пробудившийся в молодых людях интерес к духовной жизни, желание по-новому восприять и пересмотреть свое отношение к миру, сверстникам, другим людям.

Несколько лет назад вышел в свет православный учебник «Основы нравственности», подготовленный Ольгой Янушкявичене и Романом Янушкявичусом. На основе этого учебника матушкой Анной Джурасс была разработана методика этического воспитания молодых военнослужащих путем анализа нравственных ситуаций. Эта методика оказалась вполне действенной и получила высокую оценку в Синодальном отделе. «Она нужна нам как воздух», — так заявил игумен Савва (Молчанов). Далее студент IV курса Московской духовной семинарии Алексей Забелин поднял тему использования произведений современной зарубежной литературы для нравственного воспитания военнослужащих. Не секрет, что у десятков миллионов молодых людей во всем мире пользуются огромной популярностью книги в жанре «фэнтези». По их сюжетам снимаются кинофильмы, которые тиражируются на видеокассетах, создаются компьютерные игры и даже возникают молодежные движения. Среди этих произведений есть такие, что не только не содержат в себе демонических начал (в известной мере присущих жанру), но, напротив, вполне могут быть использованы в миссионерской работе, поскольку основаны на христианских нравственных ценностях. Таковы, например, «Властелин колец» Дж. Толкиена или «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Они помогут вести диалог с аудиторией на языке молодежной культуры. «Очень важно отыскать красоту в том, чем увлекаются люди», — заявил выступавший. Председатель протоиерей Димитрий Смирнов заметил, что здесь возникает вопрос о критериях использования того или иного произведения для духовной проповеди. Этот критерий очень трудно сформулировать, нужна большая подготовка и глубокая духовная культура. В изобразительном искусстве одному может нравиться Моне, другому — Айвазовский, но, чтобы разбираться в этом, надо сначала изучить живопись. То же и здесь. В определенной мере это вопрос вкуса. Но у человека духовного реакции будут формироваться в первую очередь его верой. Важно, что Европа, политкорректная, толерантная Европа, все же сняла эти «Хроники». Европа осмелела….

Далее диакон Андрей Кураев завел речь о доказательствах бытия Бога — особо важный вопрос для миссионера. Был дан историко — богословский анализ темы, от Аристотеля и Ансельма Кентерберийского до Карла Ясперса, который представил интерес для присутствовавших представителей военного духовенства (их в аудитории было большинство). По замечанию игумена Саввы, эта тема вовсе не является для миссионера отвлеченной. Солдат должен выйти с беседы и задуматься: а вдруг там, наверху что-то есть? Этот первый шаг будет победой священника. Протоиерей Димитрий Смирнов заметил, что к солдатам надо идти с любовью и участием. Надо нести им радость, которой обладаешь сам и хочешь поделиться с другими. Чисто же интеллектуальная акция успеха иметь не будет.

С волнением и глубоким интересом было выслушано выступление сестры милосердия из окружного военного госпиталя г. Ростов-на-Дону Ангелины Ивановны Белановой. Она и ее сподвижницы из сестричества преподобного Серафима Саровского соединяют с медицинской помощью раненым в «горячих точках» помощь и поддержку духовную. «Нас 30 человек, в госпиталях работают 15, — рассказала она. — Трудимся уже 10 лет, безвозмездно. Приходят помогать прихожане из храмов. Не все выдерживают, конечно, некоторые уходят. Но костяк остается. В госпитале окормляют раненых 24 священника из епархии. Сестры шлют духовную литературу в Чечню. Попадают и чеченские воины, с ними работает катехизатор, муж Ангелины Ивановны, закончивший ПСТБГУ. Один из раненых, молодой солдат Леонид Бакшутов, был подстрелен снайпером, когда шел вынести убитого товарища. Ленечку, как его называли в госпитале, ранило в область шейных позвонков, он был, что называется, „не жилец“. Однако прожил восемь месяцев. Почти все это время лежал неподвижно, глядя на Казанскую икону Божией Матери. Приехавшие к раненому солдату родители, убитые горем, вопрошали: „За что?“ Он им отвечал: „Зато вы теперь молиться научились“. А чудеса и необычные случаи у нас происходят часто. В 1999 г. погибли два бойца из Челябинского СОБРа. Один из них был найден без головы. Через некоторое время чеченский полевой командир сам написал матери: „Приезжайте, заберите сына“. Это Сам Господь устрашил его».

После небольшого перерыва выступили несколько представителей духовенства из епархий.

Заведующий миссионерским отделом Южно-Сахалинской епархии иерей Виктор Горбач, сказал: «От священника ждут, чтобы он помогал командиру поддерживать порядок в части. Но для этого пастырь должен иметь авторитет. Надо сначала заинтересовать людей своей проповедью, беседой. Потом уже можно будет помогать комсоставу. Я окормляю авиаполк ФСБ, там служат по контракту, одни офицеры, нет рядовых. Люди образованные. Мы часто беседуем о прочитанных книгах. Я считаю, если зададут вопрос по книгам Дэна Брауна — священник должен знать, что ответить. Посещаем кинотеатр, смотрели „Хроники Нарнии“, потом устроили обсуждение фильма.

В воинские праздники мы совершаем молебны. Много воинских частей, удаленных от города, поэтому всегда беру с собой хор — молодежь легко находит общий язык между собой. Считаю, очень важно привлекать военнослужащих к церковным таинствам, и я этому стараюсь уделять внимание».

Протоиерей Геннадий Фаст из г. Енисейска (Красноярская епархия) поднял тему христианского отношения к войне. На ряде примеров из Ветхого и Нового Заветов он показал, что это отношение требует от воина глубокой нравственной работы над собой, уяснения смысла противоборства врагу. «Первохристиане были полными пацифистами, в Православии есть даже — мученики — „отказники“, как блаженный Даниил Ачинский. Другая линия православной традиции — „святые воины“. У христианина, вступающего в армию, нет гарантии, что в случае войны она будет справедливой. Трудно, например, назвать „освободительными“ войны, которые СССР вел во Вьетнаме или Афганистане. Но если воин дал присягу — уклоняться ему не дано. Все эти проблемы могут и должны обсуждаться в воинских коллективах».

Обсуждая итоги секции, ее участники пришли к выводу о несомненной пользе, которую дает священнослужителям общение и совместные встречи. Было признано, что в современных условиях нужно идти навстречу аудитории и вместе решать наболевшие жизненные вопросы.
http://www.pobeda.ru/duhovenstvo/chtenia/rch2006l14.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика