ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ экстремизм тесно связан с сепаратизмом, представляющим собой стремление к отделению, обособлению части государства и созданию нового государственного образования. Как правило, сепаратизм сопровождается агрессивной идеологической пропагандой.
Степень остроты и формы выражения сепаратизма в различных государствах неодинаковы. В основном сепаратисты используют три формы достижения своих целей: политическое движение, применяющее в целом легальные методы; крайне радикальные движения в виде вооруженной повстанческой борьбы или с использованием методов террора как способа решения главной задачи; смешанную форму, включающую как легальные, так и нелегальные способы борьбы с центральной властью.
Проблема борьбы с сепаратизмом встала в 1990-е годы перед Россией. После распада СССР террористические методы борьбы взяли на вооружение чеченские сепаратисты, которые при поддержке исламских экстремистов предприняли попытку отторгнуть Северный Кавказ от Российской Федерации и создать так называемый «исламский пояс». В качестве идеологической основы своей деятельности они избрали религиозный фактор с внедрением радикальных исламистских идей в общественную жизнь мусульманских народов региона.
Наибольшую опасность представляют ультрарадикальные религиозно-политические объединения, прежде всего ваххабиты, имеющие широкие международные связи и выступающие оплотом антироссийских и сепаратистских сил в регионе. Террористическая деятельность сопровождается фактически попытками организации вооруженного мятежа на территории Северо-Кавказского региона России и захвата там государственной власти.
ВООРУЖЕННЫЙ мятеж представляет собой особую форму экстремизма. Он может быть определен как восстание или вооруженное сопротивление правительству, управляющему страной, и совершение насильственных действий с целью свержения власти, насильственного изменения конституционного строя или нарушения территориальной целостности государства.
Данное преступление отнесено в Российской Федерации к числу особо тяжких преступлений, посягающих на основы конституционного строя, а следовательно, на само существование государства. В статье 279 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за организацию либо активное участие в вооруженном мятеже в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности (лишение свободы на срок от 12 до 20 лет).
По вопросу о том, с какого момента организацию вооруженного мятежа следует считать оконченным преступлением, высказываются разные точки зрения. Так, одни считают, что говорить об организации вооруженного мятежа как об оконченном преступлении можно лишь с момента первого вооруженного выступления мятежников. Другие признают действия организатора оконченным преступлением с момента совершения практических действий независимо от того, воплотились ли они в фактическом вооруженном выступлении против законных органов власти или оказались по каким-то причинам сорванными (например, в результате успешных мер со стороны правоохранительных органов).
Ответственность за такие составы преступления, как призыв к вооруженному мятежу, пропаганда и применение подрывных, насильственных методов, предусмотрена и в законодательстве большинства зарубежных стран. Так, в уголовном кодексе Швеции за совершение особо тяжких преступлений против государства (измена, призыв к мятежу и др.) предусмотрено пожизненное тюремное заключение.
Организация, планирование и практическое участие в вооруженном мятеже или вооруженном бунте признаются преступлением в уголовном кодексе Китая. В случае причинения особо серьезного вреда государству и народу в результате совершения таких преступлений предусмотрена возможность применения смертной казни.
В уголовном кодексе США зафиксировано, что «тот, кто подстрекает, побуждает, помогает или непосредственно участвует в мятеже или повстанческой деятельности против властей Соединенных Штатов или их законов, карается лишением свободы на срок до 10 лет и штрафом». Предусматривается также ответственность за сговор с целью подстрекательства к мятежу, который определяется как соглашение двух или более лиц, имеющих целью «насильственно свергнуть, устранить или уничтожить правительство Соединенных Штатов, либо вести войну против них, либо оказать насильственное сопротивление властям Соединенных Штатов». Данный сговор наказывается строже, нежели участие в мятеже и повстанческая деятельность, — лишением свободы на срок до двадцати лет и большим денежным штрафом.
ОСНОВОЙ правовой базы противодействия любым формам экстремизма в нашей стране является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 года) закрепил основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности и установил меры ответственности за ее осуществление. Предусмотрено осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера, к которым, в частности, относится объявление предостережения или вынесение письменного предупреждения руководителю общественного или религиозного объединения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Деятельность общественного или религиозного объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности может быть также приостановлена до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо о запрете его деятельности.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы и иные нормативно-правовые акты, которые устанавливают административную ответственность за нарушения общественного порядка, выражающиеся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории своих субъектов. Впрочем, вопрос о нацистской символике достаточно сложен с правовой и исторической точек зрения, так как германские нацисты использовали для создания своей эмблемы уже существовавшую задолго до них свастику. Как хорошо известно историкам, свастика была когда-то священным символом античных и языческих культур: правосторонняя свастика изображала весеннее солнце, левосторонняя — осеннее. Ее много раз обнаруживали на предметах из раскопок в Трое, Греции, Египте, Китае, Индии, Персии, Скандинавии, Центральной и Южной Америке. В древние времена свастика на Востоке символизировала Будду. Американские индейцы навахо рисуют свастику на песке во время обрядов врачевания. Поэтому судебные разбирательства по этому поводу весьма сложны, и, видимо, прежде всего надо бороться не с теми или иными древними символами, а с человеконенавистническими идеологическими воззрениями последователей германских нацистов…
В целом существующая система российского законодательства обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с экстремизмом любой религиозной или национальной окраски. Однако имеющийся потенциал мер правового противодействия не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании борьбы с экстремизмом.
В СВЯЗИ с этим представляет интерес законодательство зарубежных стран. Так, в конституции Дании сказано, что граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка. Общественные объединения, применяющие насилие либо стремящиеся достичь своих целей насилием, призывающие к насилию либо навязывающие свои взгляды другим при помощи угрозы насилия, распускаются решением суда.
В ряде стран действия, представляющие собой возбуждение религиозной вражды и оскорбление религиозных чувств верующих, именуются «враждебная речь» (hate speech). Указывается, что hate speech причиняет двойной вред, так как, во-первых, она направлена против отдельных лиц и групп, причиняя психологический и моральный ущерб, а во-вторых, против всего государства, его социальной и нравственной структуры. Если уголовное законодательство одних стран (например, Канады) предусматривает необходимость наличия либо умысла на разжигание розни, либо вероятности нарушения мира в результате преступных действий, то в других странах (Франция, Германия, Дания, Нидерланды) допускается осуждение за hate speech независимо от наличия умысла и возможных последствий.
В некоторых странах редактор может нести ответственность за публикацию чьих-либо расистских заявлений, даже если он сам не разделяет эти идеи (Норвегия, Швеция). Во Франции неправительственные организации, в чьи задачи входит борьба с расизмом, имеют право возбуждать не только гражданские, но и уголовные дела по фактам расистских выступлений. Большинство дел возбуждается антирасистскими организациями, которые вправе участвовать в возбужденном по их ходатайству деле, наряду с представителем государственного обвинения, и при успешном исходе суд может взыскать в их пользу расходы по ведению дела.
В уголовном кодексе ФРГ предусматриваются наказание на срок до трех лет лишения свободы или денежный штраф за оскорбление вероисповедания граждан и религиозных обществ, а также за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов, культов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка.
Законы Индии предусматривают наказание до пяти лет тюремного заключения за умышленное разжигание межобщинной ненависти. Государство вправе в интересах предотвращения общественного беспорядка или сохранения государственной целостности подвергать фильмы предварительной цензуре.
В конституции Японии подчеркивается, что все люди равны перед законом и не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения. Ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью. Никто не может принуждаться к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях или обрядах. Государство и его органы должны воздержаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности.
В НАШЕЙ стране еще не в полной мере осознана угроза религиозного и национального экстремизма для российской государственности, для многонационального и поликонфессионального российского общества. Речь идет и о радикальных политизированных формах ислама, и об экстремистских националистических группах, и о проповеди «богоизбранности» отдельных народов. При этом надо отметить, что крайние националистические настроения имеют тенденцию распространения не только в среде русской молодежи, как это порой представляется телеканалами. Все это печально, ведь из мировой истории известно, что проповедь исключительности одних религий и народов, их незаслуженное доминирование в тех или иных сферах жизни социума всегда порождали ответную реакцию других этносов и религиозных общин.
В России не наработана пока в достаточной степени правоприменительная практика борьбы с экстремизмом, который может быть присущ представителям любой религии. Имеет место кампанейщина, печально известная с советских времен, когда после того или иного трагического случая (вроде нападения на синагогу или убийства иностранного студента) начинается кратковременная пропагандистская шумиха и поспешно принимаются до конца не продуманные решения, реализация которых только загоняет болезнь вглубь. Ощущаются нехватка высоквалифицированных специалистов по истории религий и культур народов, их невостребованность в правоохранительных органах. Отсюда достаточно поверхностный подход к проблеме религиозного ренессанса, особенно в регионах традиционного доминирования ислама.
Важнейшим условием повышения эффективности противодействия религиозному и национальному экстремизму любой окраски является разработка общегосударственной комплексной программы, включающей не только правоохранительный, но и политический, экономический, идеологический, информационный и другие аспекты, в интересах устранения социальных условий, способствующих радикализации религиозных настроений и национальных чувств в нашем обществе. Не секрет, что создание молодежных националистических групп в различных регионах России, существование экстремистских исламских организаций на Северном Кавказе являются следствием крайне низкого жизненного уровня большинства населения и коррупции в региональных структурах власти, духовного кризиса…
Словом, причины роста экстремистских настроений, создающих питательную почву для сепаратистских тенденций и террористических действий, известны, требуется только политическая воля к реализации системного подхода к выработке контрмер…
С точки зрения ученых, внимательно анализирующих сложные общественные процессы в нашей стране, так называемое окно политических возможностей может скоро закрыться для структур власти. Далее, если не прислушаться к мнению обеспокоенных судьбой страны аналитиков и не принять необходимые комплексные меры, негативные социальные процессы перейдут в новое качественное состояние, чреватое дестабилизацией федеративного государства.
http://www.redstar.ru/2006/02/0202/305.html