После назначения командиром БПК «Адмирал Трибуц» капитан 2 ранга Сергей Грачев первым делом собрал офицеров и мичманов, которых набиралась едва половина от штатной потребности. Разговор состоялся в кают-компании. Новый командир разъяснил свои требования и попросил неукоснительно их соблюдать. Предупредил сразу же, что с теми, кто не захочет нормально служить, расстанется безболезненно.
А дальше Грачев стал постепенно добиваться предельно четкого и своевременного выполнения всех задач и приказаний. Не сразу и не все подчиненные оказались к этому готовыми. Самым «забывчивым» напоминал об обязанностях по нескольку раз на день, к тем, кто избегал напряжения в службе, стал применять методы строже.
— Самое тяжелое, с чем пришлось столкнуться при наведении порядка на корабле, — это отсутствие эффективного нормативного метода принуждения, — говорит Сергей Грачев. — Если офицера или мичмана можно хоть как-то наказать, то со срочниками — все сложнее. Слова же не до каждого доходят. Объявил я старшине, матросу, согласно уставу, выговор. Ну и что? Думаете, он от этого сразу изменился? Не тут-то было. Да и наряды на работу не всегда помогали. Не каждый из нарушителей их добросовестно отрабатывал, предпочитал отлынивать. Ему что, опять выговор объявить? Наряды на службу? Какой от них прок, если и без того круглосуточная «трехсменка» на корабле.
В беседе с командиром и его заместителем по воспитательной работе капитаном 3 ранга Александром Олейниковым выяснилось, что людьми до их прихода на корабль (командир и заместитель по воспитательной работе были назначены почти одновременно) никто не занимался по-настоящему. Поразило то, что на первых телесных осмотрах командир выявил около тридцати матросов со следами побоев. Как остановить шквал скрытого хулиганства? Выход один: привлекать к уголовной ответственности за неуставные отношения.
За год было возбуждено тридцать три уголовных дела за правонарушения, совершенные матросами. И экипаж начал меняться. Всем стало понятно: командир шутить не будет. Он всегда поступает так, как предписано законом.
Основной перелом наступил через восемь месяцев после вступления в должность, когда на корабль пришли новые офицеры: частично выпускники военных институтов, частично с других экипажей. Хотя и до этого воспитательный процесс с матросами и старшинами уже давал зримый положительный результат. Не желавшие служить в коллективе офицеры и мичманы переводились на другие корабли, увольнялись. Постепенно трансформировалось общее настроение и в верхнем эшелоне корабельной власти. Служба на «Адмирале Трибуце» стала интереснее, динамичнее.
Выходы в море на выполнение задач боевой подготовки, поход с визитом за границу укрепили силу духа экипажа, и сегодня это по-настоящему сплоченный воинский коллектив, готовый к решению любых поставленных перед ним задач. Подтверждением сказанному стал недавно завершившийся длительный океанский поход БПК «Адмирал Трибуц» в составе отряда боевых кораблей, длившийся около трех месяцев.
Для командира корабля и всего экипажа этот поход был особенным: порядка двенадцати лет БПК «Адмирал Трибуц» не был в Индийском океане, испытание на надежность проходили не только люди, но и техника, вооружение. Перед походом командира корабля не покидала некая тревога: как они покажут себя в дальнем океанском походе, смогут ли выдержать высокие температурные режимы. Выдержали! Хотя первая неделя была весьма тяжелой.
Прошли Филиппинское море и сразу же окунулись в атмосферу повышенной влажности и температуры. Стали забиваться фильтры на рефмашинах, подающих холод на системы жизнеобеспечения, безупречное во всех отношениях рулевое устройство ни с того ни с сего стало давать сбои из-за гидравлики. Одним словом, нервы техника потрепала. Но это все текущие вопросы, и они были решены специалистами экипажа без особых проблем. Несмотря ни на что, поход показал, насколько надежная техника установлена на наших кораблях. А ведь «Адмиралу Трибуцу» лет двадцать будет.
Ярким примером надежности может послужить непростой переход в Джакарту. Несколько суток пришлось идти полным ходом, чтобы успеть в назначенный срок к празднику независимости, отмечаемому Индонезией. На ходу в шестнадцать-восемнадцать узлов пересекали экватор. Понять сложность такого перехода могут только те, кто ходил в тех местах.
Интересные учения провели с тайским и французским военными кораблями. Необычность их в том, что в этот раз план совместного маневрирования составляли наши командиры. А это — интересные строи пеленга, клина, сложные повороты. Заслуживают особого внимания перестроения кораблей на малых дистанциях.
Не менее интересными были стрельбы из всех видов оружия по парашютным мишеням, по надувному уголковому отражателю. Комендоры корабля накрывали мишень быстро.
Во Вьетнаме, во время церемонии встречи представителей российского посольства, командир отряда кораблей ТОФ вице-адмирал Сергей Авраменко перед строем офицеров объявил приказ министра обороны о присвоении командиру БПК «Адмирал Трибуц» Сергею Грачеву звания капитан 1 ранга и вручил погоны. Несколькими днями ранее, при переходе морем к Джакарте погоны капитана 2 ранга были вручены заместителю командира по воспитательной работе Александру Олейникову.
Поход дал экипажу многое. Особенно военнослужащим контрактной службы, которые сегодня составляют треть экипажа. Не разочаровались они в выбранной профессии и доказали это своим отношением к делу. Одним из типичных представителей когорты контрактников является старшина 1-й статьи Иван Зеленов из деревни Зеленовки Пензенской области. Два года отслужил Иван на корабле, затем остался на контрактную. Сегодня он командир отделения гидроакустиков. «Уши корабля», как его называют сослуживцы. Да еще какие «уши»! Во время длительного похода Иван со своими подчиненными дважды обнаруживал иностранные подводные лодки. За отличное выполнение задач дальнего похода старшина Зеленов представлен командованием к государственной награде.
Немало добрых слов заслуживает командир минно-торпедной боевой части капитан 3 ранга Юрий Багрий. Его подчиненные внесли весомый вклад в общий успех экипажа. Офицер вот уже на протяжении трех лет сохраняет за собой звание лучшего минера бригады противолодочных кораблей.
А как обучает матросов обслуживанию техники командир БЧ-5 капитан 2 ранга Олег Семин! Процесс обучения и воспитания подчиненных у него строится по извечному принципу: делай, как я. Сам ремонтирует механизм, а вокруг матросы и старшины, которым он тут же, по ходу дела разъясняет, что и в какой последовательности предпринять, чтобы грамотно и быстро вернуть технику в строй. Командиры дивизионов под стать командиру боевой части. Итог такой работы командира — бесперебойная подача холода на механизмы и в жилые помещения на всем протяжении похода. Корабль неоднократно обеспечивал максимальный ход без замечаний. Хотя в машинном отделении было под 60 градусов жары, от вахты никто не уклонялся.
Командир БЧ-2 капитан 3 ранга Сергей Бурмакин был назначен на корабль перед походом. Лично осмотрел всю материальную часть. Подчиненные докладывали по каждому малейшему сбою. Привели всю технику и вооружение в порядок. А когда наступили ответственные стрельбы, техника не подвела.
Хорошо показала себя в походе и служба снабжения. Кок-инструктор старший мичман Александр Бережнов сумел так подготовить к походу коков корабля, что нареканий на питание в море не было. Более того, вице-адмирал Сергей Авраменко объявил Бережнову благодарность и за умелую организацию приемов на корабле.
Целый ряд офицеров и мичманов «Адмирала Трибуца» за умелые и грамотные действия при выполнении задач дальнего похода представлены к государственным наградам и поощрению от имени министра обороны и главнокомандующего ВМФ.
— Чем чаще корабль будет ходить в море, тем больше будет порядка на нем, практики у всех без исключения, — подвел итог нашей беседе капитан 1 ранга Сергей Грачев. — Дисциплина во многом определяется содержанием, характером службы и решаемых экипажем задач.
http://www.redstar.ru/2006/01/2601/201.html