Русская линия
Красная звезда Анатолий Антипов14.01.2006 

Его мысль летела быстрее ракеты

История развития любого вида техники многократно доказывала, что всякий раз, когда новое большое дело требовало для себя талантливых и решительных людей, способных отдать ему всего себя без остатка, такие личности обязательно находились. К этой категории, без сомнения, принадлежит выдающийся конструктор ракетной техники дважды Герой Социалистического Труда академик Петр Дмитриевич ГРУШИН, 100-летие со дня рождения которого отмечается завтра, 15 января.

Для родившегося в небольшом волжском городке Вольске Петра Грушина увлечение авиацией пришло еще в детские годы, вместе с первым увиденным самолетом. В 1932 году он окончил Московский авиационный институт и занялся разработкой самолетов. Первым успехом на этом пути стала победа на всесоюзном конкурсе легкомоторных самолетов проекта «Бригадный», над которым начинающий конструктор работал вместе со своими друзьями-однокурсниками. Затем были двухместный истребитель ДИ-4 и самолет из нержавеющей стали, над созданием которого Грушин трудился в конструкторском бюро МАИ под руководством легендарного авиаконструктора Д. Григоровича. Однако подлинную известность в авиационных кругах Петру Дмитриевичу принесли оригинальные самолеты тандемной схемы — легкомоторный «Октябренок» и скоростной штурмовик.
Начавшаяся война круто изменила судьбу Грушина. Не были завершены испытания его двухмоторного истребителя Гр-1, а сам он был назначен заместителем С. Лавочкина, КБ которого запускало в серийное производство истребитель Ла-5. За успехи в организации серийного выпуска истребителей, в которых так нуждался фронт, Грушин был удостоен двух орденов Ленина. Эти награды говорят о многом, и в первую очередь о колоссальной работоспособности конструктора и организаторском таланте Петра Дмитриевича.
Коренной поворот в судьбе Грушина произошел летом 1951 года, когда ему, разработчику самолетов, было поручено дело совершенно противоположное — создание зенитных управляемых ракет, предназначенных для их уничтожения. Именно в те годы борьба с самолетами, ставшими носителями ядерного оружия, потребовала применения столь мощных средств, и Грушин оказался практически у истоков создания этого наиболее сложного вида ракетного оружия ХХ века. Для выполнения этой работы Грушин был вновь назначен заместителем Лавочкина, в КБ которого началась работа над зенитной ракетой «205» для зенитной ракетной системы С-25, охраняющей небо столицы.
Сталин потребовал, чтобы «ракета для ПВО была сделана за год», а потому темп работ был едва ли не более высоким, чем в военные годы. Времени на «ознакомление с коллективом» Грушину не выделялось. Да его и не потребовалось.
«Принципиален и въедлив, обязателен и точен. Не терпит приблизительных решений, прирожденный расчетчик. В этого человека я верю. Он видит и чувствует машину не по отдельным узлам, а в комплексе» — эту характеристику, данную Лавочкиным, Грушин оправдал на все сто.
В ноябре 1953 года Грушину было предложено возглавить новое КБ, специально созданное для разработки новейших образцов ракетной техники, и прежде всего зенитных управляемых ракет. Особое конструкторское бюро N 2 — со временем это емкое, но безликое название было заменено на МКБ «Факел» — разместилось в Химках.
Первым результатом работы предприятия стала авиационная управляемая ракета РС-1У, различными модификациями которой в 1950 — 1960-е годы вооружались советские истребители-перехватчики. А в конце 1957 года на вооружение войск ПВО страны была принята ракета 1Д для передвижного ЗРК С-75. 25 июля 1958 года за создание ракеты 1Д ОКБ-2 было награждено орденом Ленина, а его главный конструктор Петр Дмитриевич Грушин стал Героем Социалистического труда. Специально для вручения этих наград 30 декабря 1958 года на предприятие приехали руководители страны Н. Хрущев и Л. Брежнев.
Первой зенитной ракете, разработанной под руководством Грушина, была суждена долгая жизнь, ее многочисленные модификации находились на вооружении десятков стран. Именно этим ракетам первым в мире довелось вступить в бой. Сначала в Китае, где в октябре 1959 года был сбит высотный самолет-разведчик, а затем и под Свердловском, где 1 мая 1960 года она сбила американский самолет-разведчик У-2 с пилотом Пауэрсом.
Через пять лет эти ракеты вступили в борьбу с американскими самолетами во Вьетнаме, заставив американцев отказаться от массированных бомбардировок вьетнамских городов, а военных стратегов полностью пересмотреть свои взгляды на использование авиации в современной войне.
Тем временем под руководством Петра Дмитриевича уже были созданы ракеты, способные бороться с самолетами, летящими на сверхмалых высотах, защищающимися самыми мощными помехами. И в начале 1970-х годов эти ракеты защитили города Египта и Сирии от атак израильских самолетов.
Под руководством Грушина решались и совершенно уникальные задачи. Одной из них стала начатая в 1956 году разработка противоракеты В-1000 для экспериментальной системы противоракетной обороны — системы «А». Сроки, отпущенные тогда на ее создание, были чрезвычайно жесткими, а требования к характеристикам находились на грани технической осуществимости того времени. Ракета должна была двигаться в атмосфере со скоростью, вдвое превышающей скорость пули, выпущенной из автомата Калашникова, и маневрировать с перегрузками, необходимыми для точного наведения и поражения головной части баллистической ракеты.
Уже через год, осенью 1957 года, состоялся ее первый пуск, а 4 марта 1961 года В-1000 впервые в мире поразила головную часть баллистической ракеты дальнего действия. Это событие встало в один ряд с запуском первого спутника, первого космонавта, и его эпохальность можно подчеркнуть лишь тем, что аналогичным «безъядерным» способом американцы смогли поразить головную часть баллистической ракеты только в 1984 году.
Успехи П. Грушина в создании ракетного оружия постоянно отмечались самыми высокими наградами страны. В апреле 1966 года он был избран членом ЦК КПСС, в июле того же года — академиком АН СССР. В те годы он оказался единственным из разработчиков военной техники, достигшим столь высокого положения.
Впереди были дальнейшие шаги по созданию эффективной системы противоракетной обороны Москвы. И в этой работе особая роль также принадлежала ракете, созданной в 1960-х годах под руководством П. Грушина. Речь идет о новом поколении зенитных управляемых ракет, обладавших качественно новыми возможностями, широко известных сегодня систем противовоздушной обороны С-300. Их создание потребовало использования ряда принципиально новых технических, конструкторских и технологических решений. Одно из центральных мест среди них заняло использование для ракеты транспортно-пускового контейнера, в котором проходит весь цикл ее существования — от сборки на заводе до пуска.
Пионером МКБ «Факел» стало и в использовании вертикального старта ракеты из контейнера с помощью катапультирующего устройства. Именно такой способ старта был выбран для 5В55 и ее последующих модификаций. Особо следует выделить и реализованный впервые в отечественной ракетной технике принцип обеспечения гарантированной надежности ракеты, ее беспроверочной эксплуатации в войсках в течение всего гарантийного срока. За создание этой ракеты П. Грушин в апреле 1981 года был во второй раз удостоен звания Герой Социалистического Труда.
Принятие 5В55 на вооружение стало началом радикального перевооружения войск ПВО страны, и их возможности еще более значительно возросли после принятия на вооружение в начале 1990-х годов следующей зенитной управляемой ракеты, разработанной в МКБ «Факел» — 48Н6Е. По своей конструкции она аналогична 5В55, имеет практически равные с ней габариты и массу. Достаточно сказать, что для ее эксплуатации используется цилиндрический ТПК тех же размеров. Однако характеристики 48Н6Е значительно выше, чем у ее предшественницы, — почти вдвое возросла дальность полета, выше стала эффективность поражения самых разнообразных целей, в том числе тактических и оперативно-тактических баллистических ракет.
Опыт, накопленный в этой работе, позволил вскоре создать еще одну ракету нового поколения — унифицированную ракету малой дальности 9М330 для самоходного ЗРК «Тор» и корабельного ЗРК «Клинок». Приступив к ее разработке в 1976 году, специалисты МКБ «Факел» нашли ряд принципиально новых решений, аналогов которым не было ни в отечественной, ни в зарубежной практике.
В результате ими была предложена и реализована совершенно новая концепция тактической зенитной управляемой ракеты, которая вертикально стартует с помощью катапультирующего устройства из установленного на самоходной установке или на корабле транспортно-пускового контейнера, разворачивается специальной газодинамической системой в требуемом направлении и затем, после запуска маршевого двигателя, выходит на траекторию наведения на цель. С принятием на вооружение ракеты 9М330 и ее модернизированных вариантов была заложена прочная основа для эффективной борьбы на поле боя и на море с самыми совершенными средствами воздушного нападения.
За ее создание Грушин в 1986 г. был удостоен своей последней награды, ставшим седьмым в его жизни орденом Ленина.
…По меркам бурного ХХ века Петр Дмитриевич Грушин прожил невероятно долгую жизнь — почти 88 лет, сорок из которых было отдано «Факелу». Конечно, целиком погруженный в свою работу, он редко отвлекался от своих ракет и все же оставался при этом человеком земным, с чрезвычайно широким кругом интересов, умеющим видеть вокруг себя не только исполнителей, но и живых людей. И, возможно, именно поэтому его дело продолжает жить в новом поколении российских ракетчиков МКБ «Факел» имени П. Грушина, которое с 2002 года входит в состав одного из ведущих объединений ОПК России — ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

http://www.redstar.ru/2006/01/1401/204.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика