Русский дом | Протоиерей Александр Шаргунов | 13.05.2010 |
«Что вы стоите и смотрите на небо?» Мы смотрим на Господа, мы ищем Его, Того, Чьё имя означает «С нами Бог».
За три кратких года пребывания Господа с учениками они узнали, что Небо пребывает на земле. Когда Христос был с ними — Небо соединилось с землёй и не отступало от неё. Слово стало плотью, и они видели славу Его как Единородного от Отца, видели Его неколеблющуюся любовь к людям. А теперь, когда Господь уходит, они боятся, как бы то, что Он соединил — небо и земля, вечное и временное, — снова не отделились друг от друга.
Они смотрели на небо, не отрывая своего взора, пока Ангелы не сказали им: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?" (Деян. 1, 11), то есть перестаньте быть мечтательными созерцателями, вернитесь на землю. Вот дело, на которое послал вас Господь. То, что вы ищете на небе, уже присутствует здесь, на земле.
Сегодня мiр, впрочем, как и всегда, больше всего страдает от того, что не видит присутствия в нём Бога. Посмотрите на нашу Россию. По официальной статистике, в ней несколько десятков миллионов православных. Если спросить их: «Веруете ли Вы в Бога?» — то почти все ответят утвердительно. Но если спросить: «Когда у Вас было последний раз благодатное переживание присутствия Божия?» — большинство из них не будут знать, что сказать.
Мы понимаем, что духовная жизнь сокровенна, но тот же самый вопрос можно поставить по-иному. Для скольких Причастие Святых Христовых Тайн, исповедь, слово Божие, молитва являются жизненно необходимыми — тем, без чего они не могут жить? И насколько для нас реально присутствие Божие в нашей каждодневной жизни, когда мы находимся дома, или на работе, или в институте, или на улице — во всяком общении, везде? Бог удаляется от нас на Небо, но Он хочет, чтобы мы искали Его присутствия здесь, на земле. Не витания в облаках, не каких-то особенных утончённых духовных переживаний, а Его Самого.
«Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? — говорят Ангелы, — вы примете Дух Святой, Который сойдет на вас». Дух Святой — это присутствие Бога с нами. Дух Святой — это дыхание Божественное, которое делает нашу жизнь живой, и от которого просвещается всякий свет. Когда мы пьём из источника слова Божия и Таинств Божиих, нам даётся узнать, что Небо присутствует на земле. Когда мы стараемся изо всех сил заботиться о тех, кто нам очень не нравится, отблески Неба падают на нас. Когда мы имеем мужество сказать «да» жизни, принимая её и красоту Богом сотворённого мiра, перед лицом мучительной неисцелимой болезни, перед лицом смерти, — тогда Небо открывается нам. Когда мы видим, что зло торжествует, и терпим поражение за поражением, но, несмотря на это, преодолевая уныние, продолжаем дело Христовой любви — Небо пребывает с нами. Когда молимся среди мрака событий, обретая силы для борьбы, — Небо касается нас.
Мужи и жены галилейские, иерусалимские, римские, коринфские и московские, что вы стоите и смотрите на небо? Христос посреди вас! «И есть, и будет», — отвечают священники от имени всех верующих за Божественной литургией. Что вы стоите и смотрите на небо? — Мы ждём Второго Пришествия Христова, мы ждём, когда Господь снова придёт во славе, чтобы упразднить всякое зло на земле и самую смерть. Мы стоим и смотрим, когда Господь придёт во славе, чтобы уничтожить всех врагов Своих и дать полное освобождение от всякого плена всем верным.
Первые христиане жили ожиданием Второго Пришествия Христова — того последнего дня, когда Господь попалит плевелы огнём неугасимым, а пшеницу соберёт в житницы Свои. Однако апостол Павел говорит, что некоторые ничего не делают, а только стоят и смотрят на небо, в ожидании Второго Пришествия Христова. Ангелы пробуждают от такого стояния: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и вы будете свидетелями Господа Иисуса Христа в Иерусалиме, и в Иудее, и в Самарии, и даже до края земли». Господь хочет спасти всех, кого можно спасти.
Он являет нам силу Своей любви. На Кресте Христовом и в Его Воскресении из мёртвых мы видим знамение того, что все враги Божий сокрушены и все наши грехи прощены.
Но сила Божией любви совершает большее. Вознесением Господним открывается вечное, конечное, совершенное единение Неба и земли. Непостижимая Божия сила даётся нам, чтобы мы до конца познали, что новое Небо и новая земля родились в смерти и Воскресении Христовом, и в Его Вознесении. И это есть путь Церкви. И это есть жизнь Церкви благословением Христовым, даром Пятидесятницы, обетованием Святаго Духа.