Русская линия
Независимое военное обозрение Александр Шаравин23.12.2005 

Тринадцать упущенных лет
Легче сформировать новую армию, чем реорганизовать нынешнюю

Подходит к концу 2005 год. Каким он был для Вооруженных сил РФ, чем ознаменовался для защитников Отечества? Некоторые итоги подводит директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин.
Десятки тысяч офицеров по-прежнему не имеют квартир, на питание рядового военнослужащего тратится 56 рублей в день, что, разумеется, недопустимо мало. Обещание увеличить денежное содержание офицеров на достойном уровне переходит на следующий год. При этом мы должны помнить, что вот уже три года у военных не было индексации жалованья. В итоге офицеры по-прежнему относятся к беднейшим слоям населения, что катастрофически снижает престиж воинской профессии. Причем крайне низкий уровень денежного и вещевого довольствия имеют место на фоне очень немалого военного бюджета.

Ни на что не хватает денег

Вместе с тем и закупки новой техники для армии и флота остаются на уровне менее одного процента от минимальных потребностей, Другие страны при аналогичных расходах на оборону и вооружение приобретают гораздо больше и содержат своих военнослужащих несравненно лучше. Позволю себе напомнить уже приводившийся на страницах «НВО» пример Индии, где при почти одинаковом с Россией оборонном бюджете поступление нового оружия, современной боевой техники в части и соединения исчисляется цифрами, на порядок превосходящими аналогичные отечественные показатели. Кстати, это те же самые образцы ВВТ, что и получают Вооруженные силы России (Т-90, Су-30, являющиеся глубокой модификацией Су-27), только закупленные по экспортным ценам, а не по внутренним.

Но, быть может, миллиарды брошены на ратную учебу, и по интенсивности она теперь не уступает никому в мире? Если бы… По заявлениям министра обороны Сергея Иванова, в 2005 году в Сухопутных войсках состоялось 31 полковое тактическое учение, в том числе 12 — с боевой стрельбой. Вроде бы хорошо, но можно напомнить, что в наших СВ насчитывается сегодня около 40 дивизий, до 70 отдельных бригад и не менее 10 отдельных полков. На этом фоне 31 полковое учение (из коих всего 12 со стрельбой) выглядит не слишком внушительно. Повысился средний налет на одного летчика в ВВС, продолжительность выходов в море подводных лодок и надводных кораблей в ВМФ, однако мы продолжаем по этим показателям на порядок отставать от стран Запада.

Куда идут деньги нашего военного бюджета, к сожалению, неизвестно. Ибо за годы существования демократической России не было создано никаких реальных механизмов гражданского контроля над военным ведомством. Нет гражданского Министерства обороны, нет парламентского догляда за чиновниками при лампасах, про общественный контроль нечего и говорить. Поэтому и о специфике расходования средств оборонного бюджета что-либо узнать не представляется возможным.

Путь к «законному бандформированию»

Как и следовало ожидать, с очень большими трудностями создаются «части постоянной готовности», комплектуемые исключительно контрактниками. Качество же самих контрактников, с точки зрения профессиональной подготовки, интеллектуального уровня, моральных качеств, мотивации, в подавляющем большинстве случаев очень низкое. В полном соответствии с прогнозами Института политического и военного анализа, «профессиональная армия» получается в основном люмпенской. Применительно к такой армии сам термин «профессиональная» выглядит фарсом.

Очень странно слышать заявления министра обороны о том, что в сложившейся ситуации виноваты военные комиссариаты. Хочется напомнить, что они работают с тем контингентом, который приходит сам, ведь смысл «профессиональной» армии — в ее добровольности. Вряд ли можно предположить, что военкомы отбирают для армии худших, а лучших отправляют домой. Проблема в том, что лучшие в нашу армию не пойдут, и не надо питать по этому поводу никаких иллюзий.

Надо сделать так, чтобы человек в погонах был гражданином, чтобы его честь и достоинство были защищены. Не важно, какое у него воинское звание, генерал он, офицер или рядовой, призывник или контрактник. К сожалению, сегодня таких изменений в военно-служебных отношениях не произошло. Человек в погонах остается бесправным, что усугубляется опять-таки отсутствием какого бы то ни было гражданского контроля над ВС.

При этом нужно понимать и другое — нет таких денег, за которые можно умереть. Государство, конечно, должно очень достойно оплачивать воинский труд с учетом его специфики, но деньги не могут быть причиной, по которой люди идут в армию. По крайней мере если армия предназначена не для карательных операций, не для агрессии, а для защиты Родины. Поэтому в армейской службе чрезвычайно важна мотивация, идея, за которую солдаты и офицеры несут лишения и рискуют жизнью.

Если этого понимания нет, то нет и патриотизма, а без него армия, особенно нынешняя, комплектуемая из откровенных люмпенов, очень быстро выродится в «законное бандформирование» или в карательную машину, которую можно направить против собственных граждан, а не против внешнего агрессора.

Не реформы, а строительство

Наиболее принципиальный вопрос — необходимость строительства в России новых Вооруженных сил с целью полной замены нынешних, являющихся обломком советских ВС, к сожалению, и в этом году не был осознан нашим военно-политическим руководством. Слово «строительство» должно было стать ключевым еще 13 лет назад (ВС РФ учреждены в 1992 году). Не реформы тогда должны были быть для нас актуальны, а именно строительство. И сегодня ситуация в этом плане нисколько не изменилась.

Весь мировой, да и наш отечественный исторический опыт учит тому, что при переходе от одной социально-экономической формации к другой нужно менять все правовые и силовые институты в государстве. Это не было понято еще в начале 1990-х годов: тогда старались просто поменять форму одежды, поменять вывески, поменять начальников, одного генерала на другого, и считать, что теперь у нас новая армия. Сегодня уже совершенно очевидно, что никакие реформы, даже весьма радикальные, результата не дают. Необходимо строительство ВС с нуля, параллельно ныне существующим, подобно тому, как это делал Петр I.

Из тех соединений и частей, которые мы имеем сегодня, уже ничего сделать нельзя. Да, там есть отдельные профессиональные офицеры, есть отдельные профессиональные сержанты и даже хорошие солдаты тоже есть. Но архаична сама система, поэтому ничего не даст замена отдельных ее деталей.

Совершенно очевидно, что надо было начинать перевод армии на контрактную основу с сержантов. Во всем мире армия держится на сержанте. И Красная армия тоже держалась на старшине, и царская армия — на фельдфебеле. Сейчас неформальным лидером является старослужащий, а им должен быть сержант, обладающий к тому же реальными полномочиями.

Наш Верховный главнокомандующий недавно заявил, что офицера необходимо вернуть в казарму. На это хочется заметить, что если в казарме есть хороший сержант, то там нечего делать офицеру. В последнее время министр обороны по крайней мере заговорил о проблеме создания института профессиональных сержантов. Это, безусловно, радует, но пока дальше разговоров дело, увы, не идет.

Наша нынешняя армия, к сожалению, продолжает готовиться ко «Второй мировой войне с ракетами».

Таким образом, актуальность задачи создания новых ВС РФ с каждым годом не только не уменьшается, но и растет. При этом совершенно очевидно, что Министерство обороны не может решить ее в принципе. Здесь необходима политическая воля высшего руководства страны. Следовательно, решение проблем армии лежит в политической плоскости.

http://nvo.ng.ru/wars/2005−12−23/1_army.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика