Красная звезда | Николай Литковец | 14.12.2005 |
— Уходящий, 2005 год для Тихоокеанского флота был весьма насыщен. Причем во всех аспектах нашей служебной деятельности: в боевой подготовке и в поддержании мобилизационной готовности, в решении задач военного сотрудничества, — рассказывает адмирал Виктор Федоров. — Как вы знаете, помимо выполнения основных задач по предназначению, нам дополнительно к основному плану было предписано совершить два достаточно продолжительных и содержательных дальних похода как по форме проведения совместных учений, так и в демонстрации Военно-морского флага России в иностранных государствах. Одним словом, за истекший учебный год тихоокеанцы совершили много полезных дел.
Вместе с тем мы, конечно, не можем сбросить со счетов тяжелейших предпосылок и происшествий, случившихся во второй половине года. Это в первую очередь спасение автономного подводного аппарата АС-28, к счастью, завершившееся благополучно для самого экипажа, хотя и при большом мировом резонансе и негативной оценке с общественной точки зрения. Отрицательный опыт — тоже опыт. Мы прочувствовали на данном примере, что при любой техногенной катастрофе или природном катаклизме, безусловно, коллективная помощь более существенна и эффективна, чем преодоление трудностей в одиночку. Это надо помнить, и в нашей дальнейшей совместной международной деятельности данное направление необходимо наращивать.
Добавили негатива и взрывы на Камчатке на базе вооружения. Это тяжелейшее для нас происшествие. Мы понимаем степень вины личного состава флота, командного состава флота в первую очередь. Тем не менее не могу не сказать, что мы отчасти являемся и заложниками этой ситуации. Сокращения, причем значительные, прошедшие за последние 15 лет на флоте, когда флот чуть ли не в пять раз сократился, значительно влияют на общую картину нашей деятельности.
Флот сократился, сократилось количество складов и баз в несколько раз. Соответственно уменьшился и обслуживающий персонал. А запасы по вооружению и боеприпасам остались наполовину не востребованы. Но мы их должны оберегать и охранять. Да, каждый год идут утилизационные мероприятия, но достаточно медленно. На Камчатке ситуация еще сложнее: большие затраты при перевозке морским транспортом, перегрузке на железнодорожный транспорт и отправке к месту утилизации.
Мы критически оценили свою деятельность, голову не опускаем и продолжаем выполнять свои задачи.
— Товарищ адмирал, что показал организационный период?
— Полного удовлетворения его результатами я не испытываю. Выявлено значительное количество организационных недостатков, связанных с низким профессионализмом руководителей различного ранга. Будем отрабатывать вопросы внутреннего порядка в подразделениях, частях и на кораблях.
— Несмотря на отмеченные вами недостатки и происшествия, Тихоокеанский флот все же занял первое место в Военно-морском флоте по итогам прошедшего учебного года…
— В этой связи скажу следующее. От такой высокой оценки я, как командующий, морального удовлетворения не получил. Считаю, что не совсем она заслуженна. Да, по отдельным аспектам: боевой и мобилизационной подготовке, решению задач боевой службы — у нас плюсы. Тихоокеанцы успешно провели совместные командно-штабные учения «Мирная миссия-2005» и «Индра-2005», где продемонстрировали высокую выучку и заслужили самые лучшие отклики боевых товарищей из Китая и Индии. Четыре приза главнокомандующего ВМФ по видам подготовки также на Тихоокеанском флоте. Их получили соединение капитана 1 ранга Сергея Липилина, коллективы летчиков, которыми командуют полковник Владимир Ковальчук и подполковник Александр Ермаков, а также подразделение береговых войск, где командиром подполковник Константин Хлус. Конечно, количество призов в этом году несколько меньше, чем в прошлом, но в этом сказываются объективные условия службы.
В вопросах же повседневной деятельности никакой речи о первом месте идти не может. Ни о каком качественном рывке в обеспечении правопорядка и воинской дисциплины на флоте по сравнению с прошлым годом также нельзя говорить. Нет у меня удовлетворения как от личной управленческой деятельности, так и от деятельности всех органов управления флотом. Зато есть необходимость критически оценить нашу работу и в будущем не допускать просчетов в управлении.
— Недавно на Тихоокеанском флоте завершила работу комиссия Главного штаба ВМФ во главе с главнокомандующим адмиралом Владимиром Масориным. Какие основные выводы были сделаны?
— Комиссия подготовила объемное заключение, в котором описано текущее состояние нашего флота. Существенных замечаний не выявлено, хотя совместных недоработок органов управления, прежде всего Тихоокеанского флота и отчасти Главного штаба Военно-морского флота, в нашей повседневной деятельности достаточно. Мы их постараемся до конца года совместно устранить. А потом будем нормально работать в правовом поле, выполняя свою главную задачу.
Естественно, у главнокомандующего как человека, впервые побывавшего на Тихоокеанском флоте, были свои замечания по подходам и методам управления. В то же время было немало сказано хорошего. Увидев широту и размах дислокации нашего флота, Владимир Васильевич заявил, что к Тихоокеанскому флоту надо относиться с почтением. Хотя флот за последние годы состарился, но таким сравнительно большим и остался. И это нельзя не учитывать в работе.
— Какие задачи стоят перед Тихоокеанским флотом в новом учебном году? Насколько они объемны?
— Следующий год будет достаточно сложным по своему содержанию и выполнению поставленных задач. И тем не менее думаю, менее насыщенным, чем уходящий год. Напряженность выполняемых задач будет равномерно распределена по всему году.
Уже с первых чисел января начнем подготовку к предстоящим дальним походам. Они будут непростыми. По договоренности наши корабли побывают в одной из военно-морских баз ВМС США. Как вы знаете, такие заходы в последнее время стали нередки. Мы стараемся выдерживать в этом вопросе паритет, хотя несколько уступаем по количеству походов к иностранным коллегам. Это будут не просто походы, а и выполнение совместных задач, отработка учений различной направленности. Общих задач на море у всех военных моряков сегодня предостаточно. Их намного больше, чем каких-либо разногласий. В этой связи я еще раз хочу выразить благодарность английским, японским, американским морякам, всем, кто откликнулся и оказал нам практическую помощь в спасении экипажа АС-28, независимо от степени вклада. Мы в равной степени всем благодарны за поддержку.
— Сегодня у нас действительно очень много совместных задач по спасению на море, по борьбе с наркотрафиком, с предупреждением и распространением различных видов оружия, учитывая угрозу распространения терроризма. Это и совместная защита биоресурсов, промышленных разработок на шельфах, защита от пиратства нашего судоходства…
— Современные пираты — это отдельная тема. Ведь только в 2005 году отмечено более 300 случаев захвата и пропажи судов различных стран в зоне группы островов Индонезии, в Малакском проливе. Это непростые районы плавания.
Здесь уместно отметить работу Симпозиума командующих и главнокомандующих военно-морских сил стран Тихоокеанской зоны, куда входят 23 государства. Именно на таких встречах идет сверка отношений, понимания этих задач, где вырабатываются коллективные мероприятия, в том числе и в форме учений. Этим надо заниматься и далее, углубляя и далее наше сотрудничество. Личное знакомство со всеми командующими позволяет эффективнее решать эти вопросы.
— На Камчатке с сентября находятся силы постоянной готовности МЧС на случай ожидаемого сильного землетрясения. Насколько флотские части, расквартированные на полуострове, готовы к возможному стихийному бедствию?
— Я достаточно долго послужил на Камчатке. В 1971 году пережил довольно сильное землетрясение. Никакой паники не было, нормально выстояли. Существенных убытков не было. С тех пор ничего подобного там не происходило. То, что сейчас предрекают… - поживем, увидим. Безусловно, необходимо быть готовыми к разворачиванию всевозможных событий. У нас там проведен ряд мероприятий. Держим в резерве мобильный плавучий госпиталь «Иртыш». Если понадобится, он будет решать задачи в первую очередь. Не могу не отметить, что у нас было еще одно такое судно — «Обь». Мы предлагали ряду структур, в том числе и МЧС, восстановить его до нормы и использовать в Дальневосточном регионе. Однако никто не заинтересовался, и в этом году мы его списали. Хотя затраты на восстановление с лихвой бы перекрылись его необходимостью и пользой. Сегодня нельзя предусмотреть, в каком районе и какой по масштабам произойдет природный катаклизм. А такое судно может подойти к побережью в любом районе Дальневосточья.
Природные катаклизмы для нас не в новинку. Поэтому прежде всего основные усилия будем направлять на поддержание высокой боеготовности подразделений. Во внутреннем плане мы будем, как обычно, проводить учения, сбор-походы. Главное сейчас — поставить на ноги вновь прибывшее пополнение. Этот контингент необходимо в кратчайшие сроки обучить обслуживанию сложной техники. Справиться с этой задачей в последние годы становится весьма и весьма трудно из-за низкого уровня образования призывников, из-за их не совсем крепкого здоровья. Но уверен, все эти задачи нам по плечу.