Русская линия
Независимое военное обозрение Игорь Плугатарев11.11.2005 

Силой не одолеем — военным бюджетом сокрушим
Гонка вооружений в Закавказье принимает галопирующие темпы

Четыре республики, отколовшиеся от трех стран СНГ, вот уже полтора десятка лет живут де-факто самостоятельной жизнью. Напомним, что речь идет о Нагорном Карабахе (как считают в Баку, это азербайджанские земли, оккупированные Арменией), Абхазии и Южной Осетии (за их возвращение под власть Тбилиси грузинский президент Михаил Саакашвили в начале своего правления пообещал отдать жизнь), а также Приднестровье (которое никак не хочет присягнуть Кишиневу). Лидеры этих республик-«невозвращенцев» в последние годы призывают мир признать их де-юре.

Признание неизбежно?

Особенно активный «процесс признания» наблюдается в отношении Нагорно-Карабахской Республики, которую часто посещают американские сенаторы и конгрессмены (в отличие от российских политиков, боящихся испортить отношения с Баку). Некоторые из них открыто выступают за полный суверенитет НКР и склоняют к тому же Белый дом. Сам президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян год тому назад посетил США, и во время этого вояжа законодательное собрание штата Массачусетс приняло специальную резолюцию: главу НКР приветствовали в ней как президента республики, отразившей «агрессию тоталитарного Азербайджана», как лидера, строящего в независимом государстве демократическое общество. Не секрет также, что президенты Абхазии Сергей Багапш (а до него Владислав Ардзинба) и Южной Осетии Эдуард Кокойты неоднократно просили Москву принять их с состав РФ.

Примечательно, например, и то, что в сентябре в Москве прошла двухдневная конференция под названием «Параллельное СНГ: Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, Нагорный Карабах как реалии постсоветского пространства», где СНГ (его еще называют СНГ-2) расшифровывается как Содружество Непризнанных Государств. Зондаж почвы для возможных будущих обращений «за признаниями» налицо. Недаром руководство Азербайджана высказало тогда недовольство Москве и Еревану, назвав это мероприятие «провокационным».

Со своей стороны в последний год лидеры «четверки непризнанных» активными политическими и военными усилиями давали понять «горячим головам» в Баку, Кишиневе и Тбилиси, что там напрасно мечтают об их «порабощении». Так, Багапш и Кокойты подписали договор о взаимной обороне, согласно которому в случае развязывания Грузией военных действий против одной непризнанной республики (между собой и в интервью они называют себя «самоопределившимися») второй фронт против «агрессора Саакашвили» немедленно откроет другая. Вряд ли это декларативная угроза: во время прошлогоднего грузино-южноосетинского конфликта на помощь «братьям-осетинам» из Абхазии прибыл отряд добровольцев.

По словам президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, «помимо тесных дружеских отношений, Степанакерт, Сухуми, Тирасполь и Цхинвали имеют договоренности об оказании друг другу помощи, в том числе и военной». Учения армий непризнанной «четверки» проводятся довольно часто.

Попытки разгромить «сепаратистов» в ходе маленьких победоносных войн, как известно, ни к чему хорошему не привели. Летняя кампания грузинской армии 2004 года показала, что вооруженный экспорт в Южную Осетию «революции роз», удавшийся несколькими месяцами ранее в Аджарии, на сей раз обречен на провал. После этого Саакашвили передумал идти и на Абхазию. Вместе с тем события в Грузии несколько охладили пыл азербайджанских политиков и генералов, которые настаивали на проведении операции по «освобождению оккупированных Арменией территорий Азербайджана»: иные договаривались до того, что за 20−30 лет вообще сотрут эту страну с карты Южного Кавказа.

И вот на этом фоне в Закавказье начались местечковые гонки вооружений. Правители, еще сохранившие советскую закваску, видимо, вспомнили, как США навязали подобное состязание СССР, и последний не выдержал напряга на экономику. Так почему бы не сделать то же самое на локальном уровне?

Финансовое состязание

В Баку, к примеру, решили «забить» военным бюджетом Армению. Увеличивая с каждым годом добычу и продажу нефти, Азербайджан год от года наращивает и свои ассигнования на военные нужды. В 2006 году они достигнут 600 млн. долларов, вдвое превысив аналогичный показатель нынешнего 2005-го (для сравнения: в 2002-м — 124 млн., в 2003-м — 139 млн., в 2004-м — 175 млн. долларов). Эти затраты составят 17% от предусмотренных в бюджете расходов. «И это не предел, — сказал в сентябре президент страны Ильхам Алиев. — Я поставил задачу: наш военный бюджет должен быть равен всему бюджету Армении (общий бюджет Армении в 2005 году составил около 700 млн. долларов. — „НВО“), а возможно, превосходить его. Так оно и будет! Мы добьемся этого».

Из Баку в последние месяцы звучат открытые боевые вызовы в адрес Еревана. Их смысл в общем сводится к одному — «враг должен знать, что азербайджанская армия способна в любой момент освободить свои земли». Увеличение национального военного бюджета объясняется обеспокоенностью официального Баку регулярным проведением совместных учений армянской армии и Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ).

Такие маневры действительно проходят по недвусмысленным сценариям. По плану последних, сентябрьских, например (как раз под их канонаду Алиев и делал свои воинственные бюджетные заявления), условный противник со стороны Турции вторгался на территорию Армении на глубину до 15−20 км. Армянско-российская военная группировка сначала останавливала продвижение неприятеля, а затем — при поддержке тяжелой артиллерии и авиации — уничтожала его. На сентябрь следующего года уже запланировано аналогичное учение при участии сил ОДКБ.

Не успел миновать месяц после прозвучавших из Баку угроз, как в начале октября Ереван сформировал свой военный бюджет-2006 — 155 млн долл. (на 28 млн долл. больше, чем в заканчивающемся году) — почти в 4 раза меньший, чем у Азербайджана. Хотя в начале года секретарь Совета безопасности и глава МО Армении Серж Саркисян заявлял: «Мы ни на один цент не отстанем от Азербайджана в расходах на оборону». И тогда же он сделал примечательное добавление: «А как и откуда будут изысканы эти средства, это уже другой вопрос».

Обнародование вышеупомянутой цифры Ереван преподнес как «наш ответ Азербайджану». Как отметил председатель комиссии по обороне и национальной безопасности парламента Армении Мгер Шахгельдян, названная сумма составит 15% от бюджета страны на 2006 год. При этом он подчеркнул, что «гонка вооружений на Южном Кавказе не приведет к чему-либо хорошему».

Как заметил в комментарии «НВО» руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, «догонять и перегонять» Баку общий бюджет Армении будет весьма непросто, поскольку социально-экономическая жизнь в Азербайджане оставляет желать лучшего".

Как полагают эксперты, есть и еще один аспект — внутриполитический. Они обращают внимание на следующее: «милитаристская риторика» из Баку звучит именно в тот момент, когда в Азербайджане происходят довольно неоднозначные события. Недавно, например, сообщалось о заговоре и признании в участии в нем высокопоставленных чиновников, да и оппозиция не дает покоя действующей власти… Очевидно, Ильхам Алиев не столь твердо сидит в президентском кресле, как его покойный отец Гейдар. А значит, столь резкое увеличение военных ассигнований может быть связано и с тем, чтобы армия — в случае возможной цветной революции в республике — приняла бы сторону действующего главы государства. В благодарность за заботу о ней.

Кто победит при равенстве сил?

Что касается мощи двух армий (см. таблицу), то, на первый взгляд, преимущество на стороне Баку. В последнее время, правда, не сообщалось о каких-то серьезных закупках Азербайджаном боевой техники. В то время как Ереван приобрел в России 2 транспортника Ил-76 и собирается приобрести до двух десятков боевых самолетов в Словакии. Кроме того, преимущество Азербайджана в авиации, как считают специалисты, с лихвой перекрывается мощной системой ПВО Армении и Нагорного Карабаха. Да и вообще, в случае конфликта Армения и НКР — это единая боевая сила. И, кстати сказать, единый военный бюджет (Карабах тратит на военные нужды 20% своей «государственной» казны). Вдобавок, судя по намекам Сержа Саркисяна, армянская армия финансируется и из внебюджетных источников…

Так грянут ли военные действия между Азербайджаном и Нагорным Карабахом (читай — Арменией)? Это, как полагали многие эксперты, вполне могло случиться в 2005 году. Не стоит забывать, однако, что Армения входит в состав ОДКБ и на ее территории находится российская военная база (5 тыс. человек с современным вооружением и боевыми самолетами). А значит, начав войну против Армении, Азербайджан будет иметь дело с Россией… Кроме того, сильное армянское лобби в США (да и вообще в мире) постарается, чтобы Вашингтон в этой ситуации так или иначе умыл бы руки.

Все это в Баку не могут не осознавать. Но щекотать нервы заклятому врагу наращиванием ассигнований на, если можно так выразиться, наступательные нужды национальной обороны — тоже действенный ход. Последствия его, как считают эксперты, могут быть такими. Бедная Армения окажется не в состоянии каждый год давать «адекватные ответы». Нынешнее «тихое» социальное напряжение обострится. Оппозиция выведет народ на улицы. Тут и армянская цветная революция не исключена. Под ее шумок, когда армия будет задействована для стабилизации обстановки в стране, Азербайджан вполне способен попытаться вооруженным путем, «мощным ударом» вернуть Карабах в «законные границы страны».

Правда, следует помнить, что еще во времена Гейдара Алиева у Азербайджана с Турцией было заключено соглашение, согласно которому Баку не может возобновлять военных действий без согласия Анкары. А Турция, не забудем, — член НАТО, ей придется консультироваться со штаб-квартирой Североатлантического альянса в Брюсселе. Да и с Вашингтоном тоже…

http://nvo.ng.ru/forces/2005−11−11/3_budget.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика