Победа.Ru | Роман Илющенко | 22.09.2005 |
Об этом событии мы знаем из учебников, исторических книг, публикаций. Князь Димитрий, кроме того, канонизирован Русской Православной Церковью и почитается в лике святых наравне с другими благоверными князьями: Александром Невским, Даниилом Московским, Михаилом Черниговским и другими.
1 июня (19 мая по старому стилю) отмечается день памяти этого великого воина и заступника русской земли. За что же чтит церковь князя в лике Святых, ведь для канонизации необходимо обладать не только высокими заслугами перед Отечеством, но и вести соответствующий образ жизни, иметь особое дерзновение перед Богом?
Родился московский князи Дмитрий в 1350 году в семье будущего Великого князя Ивана Красного и Великой к
нягини Александры. «Воспитан же был он в благочестии и славе, — говорилось в летописях, — и с младенческих лет возлюбил Бога. Праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал». Как и было принято в княжеских семьях, уже трехлетним ребенком сажали его на коня, приучая держаться в седле. Князь, значит военачальник, воитель, поэтому ратную науку постигали на Руси с «младых ногтей». Когда умер его отец, Димитрию было 9 лет. Вместо отца юному князю становится митрополит Московский Алексий, который вплоть до своей смерти в 1378 году, становиться ближайшим наставником, а позже и главным советником князю. С ранних лет Великий князь должен был учиться преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неведомой. Совершив ребенком вынужденную поездку в Орду, он увидел своими глазами положение дел: силу и мощь врага, с которым ему было уготовано Богом позже сразиться. Великий князь — отрок постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобрел ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Москва постепенно возвышалась и укреплялась. В 1366 году он венчается с суздальской княжной Евдокией, что позволило примирить два враждовавших княжества.
Однако время было неспокойное. Помимо тяжелого ига, беспокоили Московское княжество соседи с запада и честолюбивые владетельные русские князья, непокорные Москве. В 1368 году к Москве подступил с сильным войском литовский князь Ольгерд. Однако, простояв три дня под стенами каменного Кремля, убедившись в готовности москвичей защищаться до конца и в прочности его стен, снял осаду и ушел. А возмужавший Димитрий предпринимает ряд решительных действий против соседних княжеств, вступивших в союз с Литвой. В скором времени появился у Великого князя соперник на Великокняжеский престол, Тверской князь Михаил. Однако, действуя по благословению митрополита Алексия, решительно и смело, ярлык, дававший право на великое княжество, выдаваемый ханами, остался за ним.
У великокняжеской семьи было двенадцать детей, двое из которых были крещены основателем Свято-Троицкой Лавры и ее настоятелем, преподобным игуменом Сергием Радонежским, который по смерти митрополита Алексия становится духовным наставником Великого князя. Под его влиянием князь Димитрий укрепляет княжество, расширяет его границы, строит монастыри, в случае опасности способные играть роль крепостей. Когда ордынцы, изменив свою политику по отношению Православию, стали преследовать на Руси веру, убивать священнослужителей, разорять храмы, в русском народе стало расти сопротивление поработителям. Возглавить это движение и решил в 70-е годы Великий князь, поняв, что его время пришло. Однако, сначала нужно было разгромить другое враждебное государство на Волге, Булгарию, поражение которой князь нанес в 1376 году, захватив столицу город Булгар и большие трофеи, включая пушки, которых у русских тогда не было. Стараясь помешать укреплению русских, словно предчувствуя недоброе, хан Мамай посылает на Рязань и Москву карательную экспедицию во главе со своим родственником, воеводой Бегичем. Однако в битве на реке Воже объединенные полки русских нанесли поражение татаро-монголам. Это был первый успех русских дружин!
Разгневанный Мамай начал готовиться для похода на Русь. Узнав о приготовлениях Мамая, Великий князь Дмитрий Иванович так же начал собирать силы для отпора, понимая, что русской земле угрожает смертельная опасность. Понимая, что без Божией помощи ему не выстоять он направился в сопровождении братьев и ближайших бояр в Свято-Троицкую Лавру, к преп. Сергию Радонежскому. За трапезой великий молитвенник Земли Русской не только благословил князя на битву, но и предсказал ему победу и заступничество Небесных сил. В помощь князю он дал двух послушников монастыря, опытных воинов брянского боярина Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Воодушевленное напутствием русское воинство, состоящее из полков почти со всей Руси и ее союзников, под звуки молебного пения и колокольный звон, под знаменами Спаса Нерукотворного, бывшего тогда главным воинским стягом Руси и Богородичных хоругвей, тронулось в поход. Сама битва, ход которой хорошо известен, произошла в излучине Дона 21 сентября (8 сентября по старому стилю) 1380 года на праздник Рождества Богородицы, которой неотступно молились воины. В соборном храме Владимира накануне этого славного события совершилось следующее. Как гласит древняя летопись, вполне официальный документ, ночевавшие у гроба с мощами Александра Невского церковные служки засвидетельствовали, как загорелась сама собой свеча, а затем явились князю два прежних митрополита Петр и Алексей, сказав князю: «Восстани, Александре, ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников», после чего князь поднялся из гроба и все трое стали невидимыми.
Дмитрий, бившийся в одежде простого ратника в первых рядах своих полков, как мы знаем, остался жив, хотя и получил ранения. Разгром татар был полный и сокрушительный. Сам Мамай едва спасся. Но большие потери понесли и русские. Восемь дней хоронили и отпевали погибших воинов поредевшие полки. В память о сем событии, повелел князь праздновать ежегодно, так называемую Дмитровскую субботу. Свято храня завет Великого князя, в этот день, до сей поры, Церковью поминаются все убиенные за веру и Отечество воины.
На этом, однако, скорби земли Русской не закончились. Претерпел много страданий и Великий князь. Через два года, воспользовавшись удобным моментом, к Москве подступил новый хан Тохтамыш, который разграбил и спалил город. Дмитрий Иванович, находясь в то время в Костроме, где собирал войско, вернувшись, застал лишь руины и горы трупов. По свидетельству летописи князь плакал об убиенных, повелев похоронить их на свои деньги. Вскоре снова возобновилась вражда между оскудевшей Москвой и претендовавшим на роль объединителя земли русской рязанским князем Олегом. Лишь выступление по ходатайству Великого князя в роли посредника Сергия Радонежского, смирило гордого Олега.
Почувствовав приближение смерти, князь с помощью преподобного Сергия, составляет духовное завещание своим сыновьям, где завещает им чтить свою мать, хранить землю Русскую, не поднимать друг на друга мечи. 1 июня (19 мая по ст. стилю) 1389 г., заступник земли русской, великий князь Дмитрий Донской отошел в мир иной, находясь на руках своего духовного наставника.
Память о Великом Князе веками хранилась в русском народе. Ему было посвящено несколько храмов, а в годы Великой Отечественной войны его именем была названа танковая колонна, построенная на деньги Церкви и дошедшая с боями до Берлина.
Не забыт князь и сегодня. В гарнизоне Казачьи Лагери, что под Новочеркасском, где дислоцируется соединение внутренних войск, в день памяти Святого князя был освящен домовой храм-часовня во имя Димитрия Донского. Работы велись силами военнослужащих прославленного соединения и были на постоянном контроле командующего Северо-Кавказским округом Героя России генерал-полковника Михаила Лабунца. С нетерпением и радостью ждали этого важного события воины и жители гарнизона. Освящая на Пасху куличи православной общины городка, возле возводимого красавца-храма, священник отец Андрей (Немыкин) со своей стороны обещал всестороннюю помощь и поддержку будущей пастве. Есть теперь новый заступник перед Богом у православных 100 ДОН и гарнизона. Хором, вслед за священником, пропели они в этот день: «Святой Благоверный княже Димитрие, моли Бога о нас!»