Русская линия
Седмицa.RuИеродиакон Давид (Сарсаниа)17.01.2005 

Избрание Кипрских Архиепископов: история и современность

Современное положение в Кипрской Православной Церкви

В настоящее время в Кипрской Православной Церкви сложилась достаточно сложная ситуация в связи с болезнью действующего Предстоятеля Церкви Кипра Архиепископа Хризостома. По сообщениям представителей Кипрской Церкви, он страдает болезнью Альцгеймера и не в состоянии исполнять свои обязанности.

С идеей «благородной» отставки действующего Архиепископа Кипра выступил епископ Никифор, игумен Киккского монастыря. Епископ Никифор считает, что Кипрская Церковь находится сегодня в глубоком кризисе из-за болезни ее Первоиерарха.

Недавно Святой Синод Кипрской Православной Церкви, после пятичасового совещания и последующего за ним анонимного голосования, принял решение направить послание Константинопольскому Патриарху Варфоломею I с просьбой созвать Главный Синод для торжественного отречения с честью выполнившего свой долг Архиепископа Хризостома.

Исполняющий обязанности Предстоятеля Кипрской Церкви со времени болезни Архиепископа Хризостома митрополит Пафосский Хризостом в ходе пресс-конференции пояснил журналистам, что послание в Стамбул будет направлено, как только все детали будут улажены.

Планировалось, что Главный Синод будет созван в конце 2004 — начале 2005 года. Однако пока этого не произошло. Синод Кипрской Православной Церкви состоит из 14 епископов, включая нескольких из соседних греческих Поместных Православных Церквей, таких как Александрийская, Иерусалимская и Элладская. От самой Кипрской Церкви на нем будут присутствовать только 9 архиереев. Синод провозгласит пост Архиепископа вакантным, и в течение двух месяцев будет выбран новый Предстоятель Кипрской Православной Церкви.

Однако среди Кипрских клириков по этому вопросу наметился явный раскол. Так, митрополит Китиона Хризостом против подобного рода процедуры, и хотел бы, чтобы действующий Архиепископ руководил Церковью до своей кончины. Однако он понимает обеспокоенность своих коллег отсутствием должной работы Церкви из-за болезни ее Предстоятеля. По просьбе самого митрополита Хризостома, он не войдет в список кандидатов на кафедру Архиепископа Кипра.

Явный лидер среди претендентов на Архиепископское служение — епископ Никифор Киккотис — обратился к своей пастве и коллегам с такими словами:

«Глава нашей Церкви болен, и из-за него больна и сама наша Церковь. Его вины в том нет. Но наша паства должна получать должное окормление, и каждый служитель Святой Церкви не должен забывать о ревностном исполнении своего пастырского долга. Я призываю Вас, участников Святого Синода, сплотиться и принять верное решение ради мира, согласия и братства нашей Церкви». [1]

Историческая справка о статусе Кипрских Архиепископов

Остров Кипр был просвещен апостольской проповедью с первых веков христианской эры. Образовавшаяся здесь Кипрская Церковь изначально управлялась независимыми Архиепископами. III Вселенский Собор (431 г.) утвердил за ней своим 8-ым правилом право на автокефалию.

Впоследствии император Зенон (474−491 гг.) не только подтвердил это решение Собора, но и предоставил Архиепископам Кипра некоторые отличия, сохраняемые ими до сегодняшнего дня: ношение пурпурной мантии и императорского скипетра вместо обычного архиерейского жезла, подпись на официальных документах красными чернилами, а также титул «Блаженнейший». В последующие годы автокефалия Кипрской Церкви была еще раз подтверждена 39-м правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора (692 г.).

Несмотря на вышеуказанные соборные постановления, Антиохийский Патриархат сохранял стремление упразднить церковную автокефалию Кипра: в V веке эту попытку предпринял Патриарх Петр Гнафевс (сторонник монофизитской ереси), а в 1598 г. — Патриарх Иоаким.

Со времени Крестовых походов и установления на острове господства католических королей из французской династии Лузиньянов началось ослабление православной церковной иерархии Кипра. Количество епархий сократилось с четырнадцати до четырех.

В 1260 г. Римский Папа Александр IV издал буллу, которая определила положение православных на все остальное время латинского управления на острове. Согласно этому документу, была упразднена должность православного Архиепископа Кипра; четыре греческих епископа могли жить только в установленных им местах; их избрание происходило после присяги на верность и повиновение латинским епископам.

В 1571 г. Кипр был захвачен турками. Турецкий Паша Кипра разрешил православным отправиться в Константинополь, где они исходатайствовали грамоту о восстановлении нормальной церковной жизни на острове (кстати, удалось это за большие деньги). В 1572 г. в Константинополе прошел Собор, на котором были избраны и хиротонисаны Архиепископ и два епископа для Кипрской Церкви. При этом Архиепископ Кипра также получил титул «милет-баши», что делало его ответственным перед султанской властью за все христианское население острова.

Именно в этот период окончательно сложилось внешнее устройство Кипрской Православной Церкви во главе с Архиепископом, которому были подчинены три епархиальных архиерея, носившие титул митрополитов. При Архиепископе был образован Синод, состоявший из высших клириков: митрополитов и архимандритов.

После русско-турецкой войны 1877−1878 гг. Турция передала Кипр Англии во временное управление. Новые хозяева острова стали вмешиваться во внутренние дела Кипрской Церкви. Так, в 1907 г. «Законодательным Советом Кипра» был принят закон о порядке церковного управления и выборов иерархов, канонически неприемлемый для Православной Церкви.

В марте 1925 г. Великобритания объявила Кипр своей колонией, что вызвало усиление борьбы киприотов за самоопределение своего острова. Во время восстания 1931 года киприотами был захвачен и сожжен дворец губернатора, в котором находилась английская колониальная администрация. В ответ англичанами были высланы с острова два митрополита, принят закон, позволяющий оказывать влияние на избрание Архиепископа [2].

Выборы Архиепископа по Уставу Кипрской Православной Церкви 1914 года

На основании Устава Кипрской Православной Церкви от 1914 года, для избрания Архиепископа в Никозийском Архиепископском Доме созывается избирательная Ассамблея митрополитов и хорепископов (если таковые имеются), игуменов, а в их отсутствие — представителей монастырей: Киккского, Махерского, Ставровунийского и Свято-Пантелеимоновского, а также двух титулованных клириков Архиепископии и двух приходских клириков Никозии (Левкосии), (если они имеются), и 66 избранных представителей, из которых 33 избирает Архиепископский округ, 10 — округ Пафосской митрополии, 13 — Китионской, 10 — Киринейской. Из 66 представителей 22 — приходские клирики, 44 — миряне.


Устав:

Ст.21: Основные представители — это православные греки, жители острова старше 25 лет. Они избираются в различных избирательных центрах.

Ст.22: Специальные представители — это православные греки, жители определенных приходов, городов, районных центров и сел острова старше 25 лет. Они избираются также на основании Окружного Послания (ст.26) и имеют возраст старше 21 года.

Ст.23: Избирательные списки кандидатов от каждого прихода или общины, в возрасте начиная с 21 года, составляются на основе настоящего Закона священниками каждой общины и утверждаются Епископом. Каждые два года списки пересматриваются и дополняются.

Ст.25: По вопросу авторитета выборщиков высказывается Священный Синод.

Ст.26: Окружное послание относительно утверждения 66 выборщиков издает первый по чину Митрополит Церкви в течение 15 дней с момента вдовства Архиепископского Престола. Если первый по чину Митрополит не может по той или иной причине, тогда следующий по чину, издает Окружное Послание.

Ст.27: В течение семи дней после завершения процедуры ревизии выборщиков первый по чину Митрополит или Синод издает документ письменного приглашения всем выборщикам (ст.20) прибыть в 15-й день после опубликования документа в Зал Архиепископии для создания избирательной Ассамблеи. Это приглашение вручается, по крайней мере, за восемь дней до Ассамблеи. В приглашении указывается день недели и час Ассамблеи. Если прибудет половина приглашенных выборщиков, Сессия считается в кворуме и сразу приступает к работе. Если 50% нет, она откладывается.

Ст.28: Кворум объявляется председателем Ассамблеи, который говорит о цели мероприятия, т. е. о предстоящем избрании Архиепископа. Если все согласны с качествами и кандидатурой определенного лица, избрание считается завершенным. Но если имеются разногласия в отношении лица, тогда проводится тайное голосование с помощью бюллетеней, и каждый член Ассамблеи вписывает в бюллетень одно имя из числа имеющихся кандидатур.

Кандидат, получивший большинство голосов, считается Архиепископом Кипрским. Затем Священный Синод идет в кафедральный собор и совершает традиционный чин интронизации, если избранный является архиереем. Если же он имеет низшую степень священства, тогда архиепископской интронизации предшествует архиерейская хиротония.

Вся процедура поставления Архиепископа Кипра завершается сообщением Правительству.

Все совершаемое для избрания Архиепископа предусмотрено и для 1-го по чину Митрополита. Избрание Митрополита не может быть совершено, если Архиепископский Престол вдовствует. [3]

Современная система выборов Архиепископа Кипра

Как было отмечено раннее, система избрания Архиепископа изменялась в зависимости от исторических обстоятельств. На нее могли влиять одновременно и церковная, и политическая ситуация на острове. В настоящее время система избрания выглядит следующим образом.

Архиепископа и митрополитов избирают члены Кипрской Церкви, мужчины и женщины старше 18 лет.

Кандидат в Архиепископы должен:

а) быть безбрачным клириком старше 30;

б) окончить высшую православную богословскую школу;

в) обладать безупречным христианским поведением;

г) находиться в священном сане, по крайней мере, 5 лет.

Тайным голосованием каждый приход или община избирают своих специальных представителей. Специальные представители должны являться членами представленного прихода, быть православными греками старше 25 лет.

Через 22 дня после своего избрания 1400 специальных представителей со всего Кипра собираются вместе и избирают из своей среды 100 главных представителей (66 мирян и 34 клирика).

Главные представители, вместе с членами Священного Синода, игуменами монастырей и с 6 клириками, имеющими высшее богословское образование и занимающими высокие посты в Архиепископии, образуют общее собрание под председательством Местоблюстителя.

Избирательное собрание проводит свое заседание в Большом Синодальном Зале Архиепископии для избрания нового Архиепископа. Избрание осуществляется тайным голосованием, пока не останется один кандидат.

Интронизация новоизбранного Архиепископа совершается в течение 15 дней с момента избрания.

Таким же образом, но с некоторыми отличиями, проходит и избрание митрополитов. Отличия сводятся к следующему:

а) голосуют только жители митрополичьего округа;
б) избирается 50 главных представителей (33 мирянина и 17 клириков);
в) на избирательном собрании председательствует Архиепископ.

Хорепископы не избираются народом, а назначаются Священным Синодом по предложению Архиепископа, или митрополита, который хотел бы иметь хорепископа в своей митрополии.

Хорепископ принимает титул одной из древних, ныне не существующих епископий Кипра, на него возлагается обязанность помогать Архиепископу и митрополиту в их трудах.

Каждый митрополит может иметь одного хорепископа, а Архиепископ — двоих [4].

Значение Архиепископа на Кипре в наши дни

Фигура Архиепископа остается по-прежнему значимой не только в церковной, но и в политической жизни Кипра. Ярким примером тому в XX веке был Архиепископ Макариос (Макарий III, 1913−1977 гг.). Его выдающиеся способности руководителя воплотили в себе те древние права, которыми были наделены Архиепископы Кипра.
В борьбе за независимость своей Родины Архиепископ Макариос неоднократно подвергался преследованиям со стороны колонизаторских властей. Однако непоколебимость в выбранном пути привела его к намеченной цели — Кипр стал независимым.

В 1959 г. народ Кипра избрал своим первым президентом самого Архиепископа Макариоса, оставшегося лидером государства вплоть до дня свой смерти в 1977 г. В основе его благоразумного правления стояла ответственность за весь народ Кипра, не только православных греков, но и турок-мусульман, что и показал своим жизненным подвигом Архиепископ Макариос. [5]

Тот факт, что в избрании Архиепископа и архиереев на Кипре необходимо участие народа, является прекрасной иллюстрацией гармоничных взаимоотношений между паствой и Церковью. Древний обычай избрания народом вместе с иерархами своего епископа находит свое выражение и в современной практике Кипрской Православной Церкви.

Примечания:

[1] По материалам http://www.cyprusweekly.com.cy/
[2] Проф. И. Шабатин. «Кипрская Православная Церковь». Журнал Московской Патриархии. I, Москва, 1955 г., стр.65−67.
[3] Устав Кипрской Православной Церкви от 1914 г. Архив ОВЦС. На греческом языке, перевод Б.А.Нелюбова.
[4] Система избрания епископов Кипрской Православной Церкви. «Церковь Кипра», учебник для 5−6 классов народных школ. Министерство народного образования и культуры Кипра. Левкосия, 1996 г., стр. 181−182. На греческом языке.
[5] Жизнь отданная Богу и Родине. Газета «Вестник Кипра», вып. N463 от 13.08.2004 г.
Иеродиакон Давид (Сарсаниа)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика