Русская линия
Русская служба Би-Би-Си04.01.2005 

Рука Всевышнего?

Архиепископ Кентерберийский считает, что ожидать вмешательства Господа было бы странно
Рождественское землетрясение, по словам сейсмологов, пошатнуло земную ось. А вызванная им серия катастрофических цунами — веру многих людей во Всевышнего.
Как мог Бог — или любые другие силы добра — допустить стихийное бедствие со столь страшными последствиями?

Здесь опубликованы высказывания индуса, христианина, мусульманина, буддиста и атеиста. Каждый из них говорит о том, как он воспринял то, что произошло в Юго-Восточной Азии.

Цунами у индуистов вызвали вопрос и о личной, и о коллективной судьбе. Мы рождены в эпоху разрушений, известную под названием Кали-Юга, в эпоху, которая продолжается, возможно, тысячу лет. А это значит, что мы должны пройти сквозь череду неудач, препятствий, страданий — таких как СПИД — и стихийные бедствия, в которых проявляется злая сторона природы. Человечество проходит через это, чтобы быть вознагражденным.
Что до моей личной судьбы, то в индуизме нет некоего главного текста, как в других религиях, так что каждый из нас должен сам формулировать свое понимание, исходя из Брахмана, то есть божественного, и из веры в то, что все мы однажды покинем бесконечный круг рождений и смертей и вернемся к нашему создателю. Моя вера в том, что я связан со всеми людьми, и когда я скорблю о тех, кто погиб в цунами, я не жалею их, потому что они — часть меня и часть божественного. Их смерть — это олицетворение кармы, суммы хорошего и плохого, накопленного тобой за все твои жизни.

В это неоднозначное время мы всегда ищем кого-то, на кого можно было бы возложить вину, и когда мы его не находим, мы хотим обвинить Бога, потому что это «стихийное» событие. В общем понятно, что мир разделен неравенством, но я не согласен с мыслью о том, что Бог сидит там наверху и злонамеренно дергает струны.
В случае с цунами нам как христианам был брошен вызов: каким будет наш ответ? Мы знаем, что Иисус среди нас, живет с нами в это время, потому что он сказал: все, что вы делаете для своих братьев и сестер, вы делаете для меня. Точно так же можно сказать: то что вы не делаете для них, вы не делаете для меня. До сих пор, по крайней мере, на наш отклик жаловаться не приходится. Христианские церкви — в числе тех, кто находится на передовой гуманитарной операции.

Масштаб трагедии заставил некоторых усомниться в своей вере
Мы все умрем рано или поздно. У некоторых имеются условия для долгой жизни, у некоторых — для короткой. Это твоя карма, совокупность всех действий и поступков. То что могло остаться после цунами — это объединение огромного числа людей, имеющих карму для короткой жизни и — в определенной степени — это, возможно, отражение того, что эти районы были перенаселены.
Сдвиг тектонических плит неизбежен, но сокращение количества людей в пострадавших районах может привести к существенному уменьшению жертв. Глядя новости по телевизору, читая газеты или думая о цунами, мы думаем о Будде, которого любим больше всего, возможно, о Красном Будде, Будде Безграничного Света. Мы делаем это, и когда те, кто погиб в бедствии, очнутся от шока смерти — мы считаем, что это происходит в течение трех дней, — они будут направлены к Будде, о котором мы думаем. Буддисты верят, что сознание неуничтожимо, так что через какое-то время, если кто-то хочет и может, он получит возможность заново родиться в обществе как человек, который будет помогать другим.

Это воля всемогущего Аллаха. Просто мы этого не можем осознать. Аллах знает лучше. Никто из нас не живет бесконечно. Смерть всегда имеет место, но какую форму она примет — это нам недоступно. Люди веры должны очень твердо верить во всемогущество Аллаха. Так хочет Аллах. Это для улучшения человечества в целом.

Религия не в состоянии объяснить цунами, и хотя молитва о жертвах может дать успокоение молящимся, на самом деле она не помогает тем, чьи жизни разрушены этой ужасной катастрофой. Наука в состоянии объяснить землетрясения и цунами, хотя если мы пока и не можем предсказать, где и когда они случатся.
Нашей реакцией на это и другие бедствия — как людей чувствующих и сочувствующих, вне зависимости от наших религиозных и нерелигиозных убеждений — должно быть стремление оказать любую помощь, которую мы в силах оказать.

Вера в бога не защищает людей от бедствий и не дает жертвам то, что им необходимо, чтобы выжить и начать их жизни заново. Мы должны осознать ответственность за таких же людей, как и мы, и сделать все, чтобы предотвращать те бедствия, которые мы можем предотвращать, и готовиться к тем бедствиям, которые предотвратить нельзя, и помогать тем, кто страдает. Мы не можем полагаться на какого-то бога, который возьмем и решит все проблемы мира. Мы — люди мира — единственная надежда человечества.

Рани Мурти — актриса и писательница. Пол Читнесс — исполнительный директор Шотландского католического международного фонда помощи. Лама Оле Нидал — учитель тибетского буддизма традиции Карма Кагью. Икбал Сакрани — генеральный секретарь Мусульманского совета Британии. Ханна Стинсон — исполнительный директор Британской ассоциации гуманизма.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика