Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Сергей Матвейчук27.12.2004 

Инфляционный тупик

Что такое инфляция? Инфляция (от латинского inflatio — вздутие) — переполнение каналов обращения денежной массы, превышающее потребности товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост цен. Для инфляции характерна постоянная повышательная тенденция в динамике среднего уровня цен.
Как признали главы Министерства финансов и МЭРТ, инфляция по итогам текущего года составит 11,5%. Превышение запланированного показателя в 10% произошло, в основном, из-за повышения цен на горюче-смазочные материалы и мясомолочную продукцию. По показателю инфляции Россия стала первой среди стран «восьмёрки». Прирост потребительских цен в сентябре 2004 г., по отношению к сентябрю 2003 г., составил: в РФ — 11,4%; в Великобритании -1,1%; в Германии — 1,8%; в Италии — 2,2%; в Канаде — 1,9%; в США — 2,4%; во Франции — 2%; в Японии — 0%. То есть, российские цены растут в 10 раз быстрее британских, в 6 раз — канадских, в 11 раз — японских и т. д.
Именно рубеж в 10% много лет считается МВФ ключевым в определении «низкой» или «высокой» инфляции в той или иной стране. Весь год власти обещали, что 10% будут достигнуты. 20 сентября Г. Греф, докладывая В. Путину о ситуации в экономике, отметил, что все макроэкономические показатели за первые 8 месяцев года прекрасны, исключая инфляцию. Как позже заявлял директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач, инфляция составит 10,5%, может быть 10,8%, однако выше 11% она не поднимется. Путин в конце ноября, выступая перед чилийскими журналистами, также пообещал, что в 2004 году Россия выйдет на уровень инфляции в 10 с небольшим процентов. Впрочем, в уходящем году были и значительные экономические достижения. По росту ВВП Россия опередила все высокоразвитые страны мира. Прирост ВВП по сравнению со вторым кварталом 2003 года составил в РФ — 7,4%, Великобритании — 3,7%, Германии — 1,5%, Италии — 1,2%, Канаде — 3%, США — 4,8%, Франции — 3%, Японии — 4,3%. Однако уже и для неспециалистов понятно, что российский ВВП «надулся» за счёт благоприятной коньюктуры цен на энергоносители в последние годы.

Ранее министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что размер российского ВВП на душу населения сравняется с французским в 2019 году, а с немецким — в 2020 году. Правда он забыл уточнить, что его расчёты оправдаются, если в ближайшие 15 лет соотношение роста ВВП между данными странами для России не ухудшится, а также не упадут цены на энергоносители.

Следует заметить, что уровень инфляции 2004 г. практически повторяет достижение 2003 г. в 12%, а тенденции ценообразования на 2005 г. не сулят позитивных изменений. Например, администрации Москвы и Московской области уже объявили о намерениях на десятки процентов повысить цены в сфере общественного транспорта и коммунального хозяйства, а «Газпром» уже полгода назад застолбил право на 20% увеличение оптовых цен на газ, ОАО РЖД также объявило о планах повышения тарифов. Таким образом, в последние годы, Россия обрела не только политическую стабильность, но и статус страны со стабильно высокой инфляцией, что характерно для стран, где некомпетентное управление экономикой сочетается с сильной коррупцией.

Движущие силы инфляции

Инфляция обычно возникает как реакция на несбалансированность государственных доходов и расходов, монополизацию экономики, опережающий рост издержек производства (в частности, заработной платы) по сравнению с ростом производительности труда, несбалансированность платёжных отношений между странами и др. Попробуем разобраться в причинах, стимулирующих отечественную инфляцию.

Несбалансированность доходов и расходов имеет место в России в виде превышения государственных доходов над расходами за счёт высоких мировых цен на энергоносители. Лишние деньги направляются в Стабилизационный фонд, чтобы, в случае падения нефтяных цен, использовать эту заначку для выплаты внешних долгов. К концу 2004 г. в Стабфонде накопилось уже около $ 20 млрд и принято решение использовать часть накоплений на досрочное погашение внешней задолженности. К сожалению, экономическая власть так и не разработала механизмов, позволяющих использовать внеплановые доходы на борьбу с инфляцией или стимулирование технологической модернизации в стране. Очевидно, что нынешняя разбалансированность государственных доходов и расходов не оказывает существенного влияния на высокие показатели инфляции.

Рост издержек производства опережает рост производительности труда, если производительность труда в СССР отставала от развитых стран запада в 1,9 раза, то в современной России отставание уже более чем в 3 раза. В то же время происходит опережающий рост заработной платы. Особенно это заметно в высокомонополизированных секторах промышленности. Однако, если у газовиков и металлургов повышение зарплаты идёт наряду с ростом производительности труда, то РАО ЕЭС и ОАО РЖД топчутся на месте (по сравнению с дореформенными показателями), а зарплату поднимают за счёт роста тарифов. Такое необоснованное повышение цен приводит к росту издержек у потребителей и, следовательно, к росту инфляции по всей стране. Власти пытаются, в последние годы, ограничивать рост цен у «Газпрома», РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД», но эффективного регулирования ценообразования пока не получается.

Монополизация экономики. Доморощенные либералы уже 14 лет борются с отечественными предприятиями монополистами. По сути, осталось лишь два крупных монополиста — «Газпром» и «РЖД», РАО «ЕЭС» находится в стадии раздробления. Разгромленными оказались отраслевые технологические комплексы, которые представляли собой интегрированные цепочки производителей — от начального сырья до конечного продукта. Данные производственные комплексы были аналогичны по своей структуре западным транснациональным компаниям (ТНК). Когда приватизаторы разукрупнили отечественных гигантов, на отечественный рынок пришли ТНК, чтобы занять ниши платёжеспособного спроса и скупить обесцененную собственность. На фоне борьбы либерал-реформаторов с естественными монополиями, в стране незаметно выросли монополии совсем иного рода. Монополизированные рынки товаров и услуг, которые возникли на базе сращивания бизнеса и власти — от муниципального уровня и до федерального. Выйти на данные рынки чужаку с конкурентным предложением опасно для жизни.

Показателен недавний пример международного конкурса по застройке территории, подлежащей сносу гостиницы «Россия» — победил откровенно слабый проект, приближённого к мэрии, Шалвы Чигиринского. Большинство продовольственных рынков страны монополизировано выходцами с Юга или из СНГ. Монополизация здесь происходит не от того, что южане — способные торговцы, а от того, что они умеют исправно платить дань коррумпированным чиновникам, при этом стоимость дани прямо пропорционально отражается на рыночных ценах. Недовольные высокими ценами потребители требуют депортировать всех «чёрных», скинхеды терроризируют «азеров», при этом главный источник монопольного ценообразования остаётся в тени — это коррумпированная бюрократия, по справедливости именно её следует депортировать в места не столь отдалённые. Только добросовестная власть способна организовать рынки, где продавцы свободно конкурируют, независимо от цвета их кожи и места рождения. К сожалению, и федеральные власти показывают всей стране негативный пример альянса интересов бизнеса и власти, направленный против потребителей. Имеется в виду беспрецедентный в истории страны рост цен на моторное топливо, когда Россия обогнала США по уровню цен. Это при том, что Россия экспортирует 50% своей нефти, а США импортирует 50% энергоресурсов. Рост мировых энергетических цен и стагнация экономики стимулировали власти США к развязыванию войны в Ираке ради доступа к дешёвым энергоресурсам.

В то же время, либеральные российские власти безответственно наблюдают как рост внутренних энергетических цен гнобит российскую экономику, обогащая компрадорскую буржуазию. Сельхозпроизводитель не может вспахать поле из-за дороговизны солярки, пенсионер вынужден ставить на прикол автомобиль, производитель из далёкой провинции не может вывезти продукцию на рынок из-за высоких транспортных расходов и т. п. Что порождает такую самоубийственную политику? Такая политика является либо следствием некомпетентности, либо следствием того, что экономическая власть находится на содержании у бензиновых «королей», и в том и в другом случае требуется, как минимум, смена руководящих кадров. Причём законодательная власть несёт такую же ответственность, как и исполнительная. Ведь она давно могла пресечь безобразия монополистов и коррупционеров на топливном рынке, достаточно было принять закон о включении моторного топлива в перечень регулируемых цен. Лишь одна ветвь власти оказалась способной противостоять монополистам — после беседы Путина с руководителем крупнейшей нефтяной компании цены пошли вниз. Жаль, что вмешательство Путина произошло, когда маховик инфляции уже трудно повернуть вспять, слишком долго Президент надеялся на обещания министров укротить цены.

Нет сомнения, что главной движущей силой российской инфляции является монополизация рынков энергоресурсов. Заявление министров Кудрина и Грефа о том, что наибольший вклад в годовую инфляцию внёс рост цен на мясомолочную продукцию, не выдерживает критики, т. к. известно, что в себестоимости любой массовой продукции одной из основных составляющих является стоимость энергоресурсов.

Как выйти из инфляционного тупика

Законы о монетизации льгот, по идее, имеют явную антиинфляционную направленность, ведь сектора общественного транспорта и коммунального хозяйства получат в 2005 году примерно на 30% больше доходов за счёт отмены льгот. Значит, цены в данных секторах должны были, как минимум, остановить свой рост. Однако получается обратный эффект, региональные власти уже объявляют о повышении тарифов в 2005 г. на общественном транспорте и ЖКХ. Значит, законодательные власти всех уровней не занимаются бюджетным управлением, как это положено в развитой стране, а лишь делят и перераспределяют бюджетные доходы и трансферты. Затем исполнительная власть, вместе с крышуемой ею теневой экономикой, в течение года, осваивают нарезанный законодателями бюджетный пирог.
Возможно ли, пресечь эту систему тотального воровства? Как всегда, остаётся надеяться на справедливого царя-батюшку, может, он накажет лихоимцев и наведёт порядок. История показывает, что для наведения порядка во времена лихолетья окрика царского бывало уже недостаточно, приходилось заводить опричников, или жандармов, или чекистов с комиссарами. Может и сейчас, настала очередь строгих мер? Вариант нестрогих мер рассматривался в предыдущей статье «Народ знает, как потратить государственные деньги».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика