Русская линия
Русская линия Сергей Григорьев17.05.2010 

О пользе обрядоверия

В конце 80-х я работал на заводе электрослесарем. С началом перестройки в нашу тихую и размеренную религиозную жизнь влились две бурлящие струи: положительная и отрицательная. С одной стороны, ни с того, ни с сего, верующим власть стала отдавать разрушенные храмы. С другой — свалившиеся неизвестно откуда на нас, грешных, разнообразные отечественные и иностранные сектанты всеми возможными способами развили активную пропаганду среди народа. Так как верующим я на заводе был один, у меня и до перестройки заводчане, случается, спрашивали, как покрестить дитё или что делать, если умерший отец снится каждую ночь. Но, когда появились сектанты со своими проповедями, всё чаще стали спрашивать именно о них, кто, мол, такие, и откуда взялись. Так как мне эти вопросы надоели, да и мои «авторитетные» объяснения явно не устраивали вопрошающих, я решил обратиться к людям компетентным, благо, не в Тмутаракани живём. Подготовил соответствующее письмо от профкома и поехал в Духовную семинарию на приём к ректору, чтобы он кого-то направил разъяснить рабочим и служащим вопросы о вере. Зашёл в кабинет и поначалу испугался, что ректор сам поедет к нам, потому как выглядел он внешне точь-в-точь, как персонаж из известного пушкинского стихотворения о работодателе и рабочем. Завод-то в Пушкине находится, все читали сказки Александра Сергеевича — засмеют.

Но нет, ректор внимание проявил, обещал направить образованного лектора. И действительно через пару дней мне позвонили, и мы сговорились о лекции на заводе. Назначили в будний день, после смены. Приехали два студента, один, молоденький русский — 3 курса семинарии, другой — четвёртого академии, по речи — западэнец. Я в объявлении написал, что лекция оплачена профкомом (по опыту знаю, что на бесплатную никто не придёт), поэтому собралось человек сорок-пятьдесят, в основном — рабочих.

И начали студенты рассказывать о христианском вероучении. И про троичность Бога и про два естества Спасителя и пр. Я не знал, куда деться, хотя народ у нас деликатный, только посматривали на меня сочувственно. Старший лектор начал понимать, что что-то не так, а младший — заливается себе о пророчествах о Христе в Ветхом завете. Наконец, лекция закончилась, меня «коллеги» сочувственно по плечу похлопывали, мол, не расстраивайся, с кем не бывает. Потому что они думали, что им расскажут, сколько стоит и что надо с собой принести для крещения, о святой воде, где её взять и как пользоваться, куда свечки и как ставить, кому и что можно в церкви заказать, нельзя ли от чего-нибудь излечиться и пр., а им — про Царство Небесное теории всякие, от которых у рабочих уже уши вянут. Наслушались про коммунизм, ничего про светлое будущее слышать не хотят — зарплату давай, и здоровье при этом чтоб было.

Я лекторов поблагодарил, гонорар выдал, на обед домой пригласил, они вроде довольны остались. А на заводе меня после этой лекции «острословы» стали регулярно подначивать на религиозные темы. И вот однажды одна такая «острословка» в обед, в столовой, и спрашивает: «Тут нас на стадион приглашают, лекцию про Бога послушать, обещают каждому, кто придёт, библию бесплатно дать. А что, Сергей, ты ведь понимаешь в этом, библии эти — настоящие, наши, православные? Или не те какие-нибудь?» И смеётся, окружающим подмигивает: как он будет выкручиваться, он же всё время говорит, что не надо ходить к сектантам.

И я не выдержал. Говорю ей: «Хорошо. Иди на этот стадион, правильная там библия. Но имей ввиду, что когда твоя мать помрёт, ты её отпевать тоже на стадион тащи, а в церкви тебе делать нечего». Догадываетесь, какая реакция была? Правильно, она заплакала. Мне стыдно стало, давай успокаивать беднягу, просить прощения за такие жестокие слова. Но и пару выводов для себя сделал. Во-первых, что правильно гласит поговорка: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А во-вторых — о пользе обрядоверия. Если что и уважает наш народ, во всяком случае не шибко образованная его часть, так это традицию, обряд.

Сейчас у верующих принято как-то свысока, снисходительно относиться к обряду, к народной традиции. И совершенно напрасно, потому что обряд — очень важная для нас, маловеров, часть нашей жизни. Когда нам справедливо напоминают о временах гонений, что в храмах оставались почти исключительно только простые русские женщины — «белые платочки», то не станем же мы считать, кто из них, сохранивших для нас Церковь, и насколько процентов был верующей или обрядоверующей?

Нам бы вместо того, чтобы свысока смотреть на обряды и народные традиции, лучше из всех сил стараться их сохранить, а где они забыты — насаждать. И просить наших милых женщин ходить в храмы в платочках и в юбках, а то, не дай Бог, начнутся вдруг какие-нибудь гонения, а белых-то платочков и нет. И кто сохранит храмы для потомков?

На первый взгляд, для ищущего, прежде всего, Царствия Небесного (Лук.12:31), всё едино, что с обрядом его искать, что без обрядов. Но при ближайшем рассмотрении оказывается это далеко не так. Во-первых не всё равно, в какой среде спасаться. Одно дело — среди благочестно живущих христиан, пусть и обрядоверов, другое — среди воинствующих атеистов или оккультистов, к примеру. Во-вторых, ещё более важно — в какой среде растить детей: в обществе, уважающем традиционные семейные ценности, или развратном, содомитском. Не случайно, дореволюционное общество многие наши верующие современники воспринимают как едва ли не идеальное. Хотя далеко не все числящиеся православными в дореволюционной России были верующими, но в нравственном отношении то общество было неизмеримо выше современного, и не в последнюю очередь из-за приверженности к русским обрядам и традициям. А те, в свою очередь, зиждутся на Православии.

Если для спасения каждого отдельного человека нужна вера (Евр.11.6), то нравственное выздоровление нашего общества без добрых традиций и связанной с ними церковной обрядности невозможно. Не надо думать, что величавая строгость церковных обрядов нашей церкви чужда современному русскому человеку. Как-то я случайно наблюдал за посетителями музея — Успенского собора Московского Кремля. Среди множества иностранцев затесалась семья явно русская, хотя и ничем от интуристов и не отличающаяся: та же жвачка, те же руки в карманах, та же самоуверенность в завтрашнем дне. Но вот смотрю: стоит глава семьи, смотрит вокруг, и вдруг самодовольство как-то с лица сползает, ручки из карманов чуть не сами собой вылезают и жвачка изо рта куда-то делась. Также благоговеет (или страшится) нормальный русский и перед святыней и перед священником. Хотя, конечно, длительное нахождение в пионерах и комсомолах во многих истребило это начало веры. Как известно, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15.33), но не все же были активистами, были и отлынивающие. На них и надежда. И на родившихся позже, если, конечно, они захотят и смогут вернуть к жизни и «обжить» старые церковные обряды и традиции. А всем нам, людям церковным, надо помочь это сделать, свято храня наследие для потомков.

С.Григорьев

https://rusk.ru/st.php?idar=41477

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Сергей Рябуха    21.06.2010 15:07
А.В. Шахматову http://www.rusk.ru/viewmessage.php?id=274611
О том, что жизнь без Христа, обрядами и традициями – сор и тщета.
  Сергей Рябуха    21.06.2010 15:04
Александру Колышкину на http://www.rusk.ru/viewmessage.php?id=274633
Уважаемый Александр, из того, что я не согласен с объяснениями автора о пользе обрядоверия, совсем не следует, что статью я не читал вовсе.
О том кому и в каком обществе легче жить я спорить не буду, ибо о вкусах не спорят. Со Христом жить легко в любом обществе и при любой власти. Если большинство в обществе отвергает истину Христову своей жизнью, то отвергать её словами уже излишне. Я добиваюсь того, что бы некоторые православные христиане поняли, что жить и спасаться нужно в любом обществе.То что обрядоверы подадутся скорее в атеисты – это верно, т.к. это их стихия, но в этом случае они не будут лукавить и прикрывать своё безбожие обрядоверием. Возможно, что некоторым комфортнее жить и спасаться в традиционном, обрядоверном обществе, но для самих обрядоверов в этом нет никакой пользы.
  Игорь(    15.06.2010 02:05
Хорошая статья. В православии форма и содержание нераздельны.
Много об этом писал прп Иосиф Волоцкий, поучавший, что одежда должна быть целомудренной и аккуратной, речь должна плавной, взгляд – потупленный, не вызывающий. А "миссионэры", "ломающие стереотипы" и борющиеся с "обрядоверием" посягают на целомудрие и чистоту, на основы христианства. Ибо молодые девушки-недотепы, приходящие в храмы в джинсах и шортах, вместо сарафанов и юбок вряд ли будут соблюдать и остальные нормы благочестия.
  Свирченко    10.06.2010 08:58
Спасибо. Полностью соответствует моим личным наблюдениям.
Есть стихотворение времён ВОВ о том как трус "стал храбрецом почти природным", упражняясь в храбром поведении.
На мой взгяд, благоговейное соблюдение обрядов и традиций (а "простым" народом они именно так и соблюдаются) обязательно приведёт истиному почитанию человеком Бога и, в итоге, к истиному воцерковлению.
И очень надеюсь – к возрождению Отечества в истине Православия.
  Православный Христианин (1Петра 4:16)    03.06.2010 02:24
Цена вопроса веры во Христа или обряд – ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ!
  Александр Колышкин    01.06.2010 22:09
Сергею Рябых
У меня такое впечатление, что Вы, Сергей, статью совсем не читали. "Обрядоверие – это вид безбожия, при котором Евангелие Христа на словах признаётся, а жизнью напрочь отвергается. Какая от этого может быть польза?"
В статье как раз и разъясняется, какая от этого может быть польза. В традиционном обществе жить гораздо легче, чем в обществе геев и лесбиянок, где всё хорошо и всё можно. Неужели не понятно? Никто и не говорит о том, что обряд – это главное, но лучше это, чем вообще ничего.
А по вашему выходит, что православному христианину лучше жить в обществе, где истина Христова опровергается не только жизнью, но и словами. Вы этого добиваетесь?
Надеюсь, что нет, но пока ваша логика напоминает известные слова из интернационала – "весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…". Вот только удастся ли вам, начав борьбу с традициями, сделать всех обрядоверов истинными христианами, очень сомнительно. Они, скорее, в атеисты подадутся, чем в Церковь. Даже в православной Руси число истинно верующих было не столь огромно, как принято думать. А что уж говорить о современной России…
  А.В.Шахматов    01.06.2010 18:34
Рябуха,вы о чём это?
  Сергей Рябуха    31.05.2010 19:49
Ответ А.В.Шахматову на пост 29.05.2010 20:18
Уважаемый А. В. Шахматов без Христа, всё, о чём Вы говорите – тщетно. Или Вы считаете, что истинно русские христиане – это какие-то особенные христиане, кот. живут не Христом а обрядами-традициями?
  А.В.Шахматов    29.05.2010 20:18
А мы не только православные,но и русские,так что спасать нужно не только душу, но и тело-нацию.
  Сергей Рябуха    28.05.2010 20:33
А.В.Шахматов 17.05.2010 15:42 "..главное в Православии-это обряды и традиции, то есть то, чем живёт истинный русский христианин"
Уважаемый А.В. Шахматов главное в Православии, чем живёт христианин – это Христос.

Страницы: | 1 | 2 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика