Русская мысль | 29.11.2004 |
«Значение русской традиции»
Отец Владимир Ягелло, настоятель Знаменского прихода в Париже, в своем выступлении говорил о том, что единство во Христе не означает единообразия, но сосуществование отдельных традиций разных Церквей и передачу «собственного духа» каждого христианского народа. Он отметил, что особый характер русской традиции в различных областях — таких, как богослужение, богословие, церковное пение, икона, — состоит в том, что ему свойственны одновременно «верность Преданию» и «дух открытости». Он также подчеркнул важность русского народного благочестия, для которого характерна «забота о благочинии в богослужении» и приверженность к церковнославянскому языку.
Диакон Николай Лосский, профессор Свято-Сергиевского института и клирик Корсунской епархии (Московский Патриархат), подчеркнул «миссионерское призвание» русской традиции. Следствием этого миссионерского духа является «полное отсутствие национализма в русской традиции» и в то же время способность «различать существенное» — благовестие Церкви Христовой, с одной стороны, и «второстепенное» — формы выражения, которые это благовестие может принимать в определенном месте и в определенное время.
Третьим выступил Никита Струве, заслуженный профессор университета Париж X-Нантер и член Епархиального совета, который предложил три парадокса. Первое: «по большому счету, русской традиции не существует» в той степени, в которой она вписывается в сиро-византийское христианское наследие, ничего к нему не добавляя. Второе: «существует несколько русских традиций». Имеется в виду драматический раскол, имевший место в русской Церкви в XVII веке, который разделил тех, кто сохранял древние русские обряды, то есть староверов, и тех, кто воспринял греческие обряды в соответствии с реформами патриарха Никона. Наконец, третье: «существует особая традиция нашей епархии», которая «получает вдохновение от периода подготовки московского Собора 1917−1918 годов и деяний самого Собора» и которая «является и должна остаться нашей традицией». «Архиепископия — это единственное церковное образование русской традиции, вместе с Православной Церковью в Америке (ОСА), которое использует определения Собора 1917−1918 гг.», — подчеркнул докладчик, и поэтому «наша Архиепископия имеет очень важную церковную миссию, и эта миссия должна определять наши позиции и укреплять наше единство».
«Природа Церкви и современное ее проявление»
Мишель Ставру, ассистент кафедры догматического богословия Свято-Сергиевского института, обозначил принципы евхаристической экклесиологии: полнота Церкви выявляется в Евхаристии, совершаемой в данном месте вокруг епископа. Он поставил под сомнение обоснованность тех подходов, которые пытаются представить поместные Церкви в качестве просто частей Церкви Вселенской. «Универсалистская экклесиология противоречит православной экклесиологии», потому что она «разрушает абсолютное онтологическое равенство всех епископов между собой». Экклесиологический кризис, с которым столкнулось сегодня православие, требует осознать эти тенденции, чтобы соборность действительно была осуществлена в Церкви.
Отец Иов (Геча), профессор Свято-Сергиевского института, со своей стороны показал, как в канонической традиции первого тысячелетия местная Церковь отождествлялась с церковной епархией, центром которой был епископ. Поэтому вопроса о том, является ли Архиепископия местной Церковью, не возникает, ибо, поскольку существует канонически организованная епархия и у нее есть законно избранный предстоятель — епархиальный епископ, — «Архиепископия уже является местной Церковью». Проблема — в параллельных епархиях, существующих в соответствии с этническими критериями. Поскольку это касается жизни нескольких епархий, то эта «ненормальная ситуация» должна быть разрешена, но не одной Церковью, только со своей точки зрения, а соборно, всеми Церквами, которых это касается.
В докладе, названном «Диаспора и поместная Церковь», отец Николай Озолин, профессор Свято-Сергиевского института, высказался против употребления термина диаспоры, поскольку «церковная структура исключает само понятие диаспоры». Вместо «диаспоры» лучше говорить «Церковь в состоянии миссии», ибо цель заключается в том, чтобы вместо временных структур приобрести статус автокефальной Церкви. «И тогда многие проблемы исчезнут», — считает докладчик, подчеркивая, что «наша Архиепископия не сталкивается с проблемой выбора своего будущего. Она должна сознавать и осуществлять свое призвание быть поместной Церковью».
Отец Иоанн Гейт, настоятель приходов в Ницце и Марселе, говорил о том, что на всех уровнях церковной жизни необходимо соблюдать баланс иерархического первенства (примата) и соборности. «Сегодня это равновесие должно отражаться на всеправославном уровне», где пока «соборность хромает», в частности по причине спора о первенстве Константинополя. Вот проблема, которую нужно обсуждать. Другая проблема — это наложение епархий разных юрисдикций на одной территории, что сегодня «не имеет оправданий». Неправомерны и требования ряда православных Церквей прямого подчинения включенных в их юрисдикцию национальных общин, разбросанных по всему миру.
В ходе обмена мнениями относительно русской традиции было отмечено, что она никогда не уничтожалась и не порочилась в Архиепископии. Имела место негативная тенденция противопоставлять сторонников использования церковнославянского языка богослужения и сторонников французского, или так называемых «модернистов» и «консерваторов». Владыка Гавриил сказал, что «мы все принадлежим к одной Церкви русской традиции. Все в нашей Архиепископии принимают эту традицию. Ее нужно знать, потому что мы ее высоко ценим».
Серафим Ребиндер, председатель ассоциации «Поместное православие русской традиции», обратил внимание на то, что превратности истории, которые привели Архиепископию к «отделению от других частей русской эмиграции», больше не имеют силы и что следует большего ожидать от проекта Московского Патриархата, чем от «прививки к Константинопольскому Патриархату», которая «не придает нам силы».
С другой стороны, многие участники дискуссии выступили против каких-либо изменений в нынешнем каноническом положении Архиепископии, которые могут привести к расколу епархии. Со своей стороны, Архиепископ Гавриил отметил, что существует центр диалога между православными епископами во Франции — Ассамблея православных епископов Франции, — который был создан в соответствии с решениями Всеправославной предсоборной комиссии, принятыми в Шамбези в 1993 году. Он также сообщил, что делегация Ассамблеи намеревается посетить разные автокефальные православные Церкви и что первая серия визитов должна состояться 19−25 ноября — в Патриархаты Константинопольский (в Стамбуле) и Антиохийский (в Дамаске).
В заключение пастырского собрания Михаил Соллогуб, секретарь Совета Архиепископии, отметил искренность выступлений и плодотворность дискуссии, что теперь должно быть донесено до приходов. Он также сообщил, что в продолжение этого пастырского собрания будет организован епархиальный съезд, открытый для всех верующих, для того чтобы углубить понимание смысла церковной жизни.
№ 42, 18−24 ноября 2004 г.
Опубликовано на сайте Свято-Филаретовского православно-христианского института
25 ноября 2004 г.