Русская линия
Огонёк, журнал А. Букалов21.10.2004 

Грош святого Петра

Закончившийся недавно Архиерейский собор Русской православной церкви многие наблюдатели расценили как преамбулу к становлению РПЦ как крупного финансового игрока (церкви возвращается большая часть земель и недвижимости, ставится вопрос о том, чтобы ее коммерческая деятельность не облагалась налогами). «Огонек» попытался выяснить, каковы принципы экономической жизни другой крупнейшей церкви — католической

Отношения итальянского государства с Римско-католической церковью регулируются особыми соглашениями — Латеранским конкордатом, подписанным главой итальянского правительства Муссолини и статс-секретарем Святого престола кардиналом Гаспарри от имени Папы в 1929 году. Согласно этому документу, подтвержденному в новейшее время, церковь не является экономическим субъектом и потому никаких налогов государству не платит. Наоборот, государство в Италии, так же, как в Германии и ряде других стран Европы, фактически субсидирует деятельность церкви. По тому первому конкордату фашистское правительство напрямую брало на себя обязательство выплачивать жалование священникам. Однако в текст соглашений, обновленный в 1984 году, была введена новая, более современная система: средства на нужды церкви поступают непосредственно от верующих через специальный налог восемь на тысячу. То есть государство перечисляет церкви часть средств, собранных в качестве подоходного налога с физических лиц, эта доля была определена как восемь с каждой тысячи заработанных лир, что составляет 0,8 процента от размера личного дохода.

История этого налога насчитывает около двух столетий, первоначально церковный сбор получил названия грошик святого Петра. Католики, и не только в Италии, делали это пожертвование 29 июня — в церковный праздник Святых апостолов Петра и Павла. Отметим, что сейчас церковь финансируется не за счет добровольных пожертвований (это, разумеется, приветствуется), а именно за государственный счет, поскольку отчисления идут от суммы подоходного налога, который граждане платят в любом случае. Налогоплательщик имеет право, заполнив анкету, указать, какой именно конфессии следует направить его деньги. Если человек по какой-то причине не хочет, чтобы его средства шли на церковь, то он может указать в качестве получателя государство. Большинство итальянцев традиционно считают себя католиками. Поэтому основная часть суммы восьми с тысячи — 83 процента — перечисляется католической церкви.

В 2002 году, например, Итальянская епископальная конференция (высшая национальная церковная инстанция) получила из госбюджета 908 млн евро. На втором месте среди получателей стоит само государство (13 процентов), затем следуют протестантские конфессии и еврейская община. При этом в списке конфессий, имеющих право на получение «церковного налога», православная церковь не значится. И это несмотря на то, что на Апеннинах проживают сейчас свыше полумиллиона православных из числа новых иммигрантов, и те из них, кто имеет постоянную легальную, пусть и низкооплачиваемую работу, а таких большинство, вносят налоги в казну итальянского государства.

Однако основную часть доходов Ватикана составляют отчисления, которые ежегодно направляют Святому престолу католические епархии разных стран. Некоторые их них, в первую очередь в США, традиционно располагают солидными средствами. Приносят определенную прибыль и ватиканские музеи, и почтовое ведомство, которое, так же как и монетный двор, обслуживает в первую очередь коллекционеров. Объем доходной части ватиканского бюджета официально заявлен в 200 млн долларов.

Впрочем, такая гласность в финансовой отчетности — сравнительно новое явление на берегах Тибра. В Средние, да и более поздние века за разглашение цифры доходов папской казны виновному грозило отлучение от церкви. Известна история, когда Лоренцо, казначей Папы Сикста II, в 258 году предпочел умереть под пыткой, чем сообщить императору Валериану источники церковных доходов. За это он был впоследствии возведен в святые и по сей день почитается как духовный покровитель ватиканских финансистов.

Вопреки расхожим данным о весьма скромной территории, занимаемой городом-государством Ватикан (44 га), экстерриториальный статус имеют и многие монастыри и храмы на территории Италии, а также другие церковные владения, в том числе так называемый Ватикан-2, летняя резиденция Папы Римского в Кастель-Гандольфо, на высоком берегу озера Альбано, в окрестностях итальянской столицы (52 га).

Финансовые скандалы и противостояние церкви с итальянским государством — дело нередкое. Так, в 1999 году, в канун 2000-летнего юбилея христианства, компания АЧЕА, управляющая римским водопроводом, пригрозила отключить в Ватикане воду (в том числе, наверное, и «святую») из-за накопившейся огромной задолженности по платежам. Только летом нынешнего года удалось решить эту проблему: итальянское государство обязалось оплатить папские долги и впредь обеспечивать Ватикан бесплатной водой. Правительство Берлускони решило, что этого требует историческая справедливость, потому что в 1870 году римский водопровод принадлежал существовавшей тогда Папской области и был конфискован войсками итальянского короля Виктора Эммануэля II, захватившими апостольскую столицу.

Ватикан имеет подобие Министерства финансов (префектура экономических дел) и собственный банк — Институт религиозных дел (ИОР), который также освобожден от налогов в Италии. Когда итальянская прокуратура выписала ордер на арест главы ИОР монсеньора Марцинкуса (американского архиепископа литовского происхождения по прозвищу Горилла), подозреваемого в финансовых махинациях, он укрылся за толстыми ватиканскими стенами и пять лет не выходил в окружавший его Вечный город, пока Конституционный суд Италии не закрыл его дело в 1988 году. Последние несколько лет тучи финансового скандала сгущаются над другим высокопоставленным прелатом: неаполитанским архиепископом кардиналом Джордано. Его обвиняют в связях с мафиозными структурами юга Италии.

Алексей Букалов: заведующий бюро ИТАР-ТАСС в Италии,
Ватикан
18.10.04


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика