Русская линия
Фонд «Русское единство» Ксения Рябинова19.04.2010 

Тропой православной разведки

Эх, хорошо бывает ночью у костра! Над тобой необъятные глубины звездного неба, рядом изредка бултыхнет в реку лягушка. Эх! Голова, днем опьяненная чистотой лесного воздуха и луговых цветов, убаюкивается под тресканье поленьев и тихой гитарной песни. А вокруг тебя сидят, мечтают и улыбаются молодые ребята из разных городков Украины и России. Здесь — лагерь юных разведчиков.

Откуда дровишки?

Когда речь идет о работе организаций соотечественников с детьми, то оказывается таких организаций единицы, точнее, их практически нет. Наверное, потому, что работа эта — особенная, с такими «особостями», что взрослым порой и не хочется связываться. А вот Сергей Леонидович Бобырев как связался, так и остался в этом узле-связке со своими ребятами.

Организация Юных Разведчиков Сумщины (ОЮРС) была создана 1 октября 1992 году как правопреемница скаутской организации, действовавшей в Сумах (тогда ещё уездном центре Харьковской губернии) в период 1916—1923 гг. и ставшей одной из жертв революционного атеизма. На эту тему сохранились музейные, архивные материалы и даже литературные памятники, в том числе советского времени.

Восстанавливая историю организации, после долгих поисков в начале 90-х сам Леонидыч (как многие называют Бобырева) и его подопечные нашли двух живых участниц разведческого движения в Сумах. Несмотря на возраст (обеим было уже за 80), по ним можно было судить, что значит здоровый фундамент, заложенный в детстве. Екатерина Дмитриевна Сыч, прожившая многие годы в Киеве, стала учёным-химиком, сотрудником Академии наук, автором многих научных работ, объездила весь земной шар в экспедициях; Татьяна Васильевна Бырченко жила в Москве, стала музыкальным педагогом, автором сборников песен и пьес для детей. Обе эти замечательные женщины (определение «бабушки» к ним никак не подходило) являли собой высший образец жизненной энергии, энтузиазма, воспитанности, образованности и доброты.

Ещё за два-три года до возобновления организации Бобыреву посчастливилось познакомиться во Франции с теми, кто, находясь в эмиграции, бережно хранил традиции православия, юношеской романтики и рыцарского воспитания, а затем быть участником первого съезда возрождения скаутского движения на территории бывшего СССР, в Москве, в 1990 году.

И вот уже в 1993 году состоялся первый лагерь «Мирное поле» (в селе Мирополье вблизи украинско-российской границы), ставший первым лагерем возрождения российского разведческого движения на Украине и уже международным (там были ребята из Украины, Беларуси, Латвии, а также группа ветеранов ОРЮР — организации русского православного зарубежья из США во главе со скаут-мастером Георгием Лукьяновым). В следующем году сумчане приняли участие в международном юбилейном лагере «Солнечный мир» на побережье Чёрного моря вблизи Анапы, посвящённом 85-летию российского разведчества. Так все и началось.

Разведка по сути

У всех народов во все времена одной из самых насущных была проблема воспитания молодого поколения и создания для этого оптимальной и максимально универсальной системы, способной вырастить человека здоровым духовно и физически, приучить его к труду, подготовить ко всевозможным неожиданностям и «экстримам», ожидающим молодежь в жизни, сделать ребят культурными, уважающими себя и других, готовыми, не дожидаясь просьбы или приглашения, оказать помощь ближнему и т. д. Тем более для нашей Родины, православного русского народа в их современном состоянии — это в полном смысле вопрос жизни и смерти этноса. И как бы ни был великий народ раздроблен, как бы кто ни пытался замкнуть его в отдельных оболочках суверенных «национальных квартир» — проблема эта была и остаётся нашей общей. Не претендуя ни в каком смысле на безошибочность и уникальность, сумчане работают уже почти 18 лет, пытаясь найти рецепт реально выполнимого и результативного решения.

Как говорит сам Сергей Бобырев: «Уже после первых лагерей стало ясно, что для настоящей результативности необходимо отыскать некий смысловой стержень, «изюминку», позволяющую решать максимальное количество задач параллельно, социально востребованную, увлекающую молодёжь и дающую то, чего не дают ни система образования, ни (за редким исключением) семья, ни общество, ни тем более пресловутая «улица». Мы намеренно отказались от некоторых внешних и формальных сторон скаутинга (обилие символики, ритуалы) и обратились за благословением к правящим архиереям, служившим и служащим на Сумской епархиальной кафедре. Ведь именно Православная Церковь осталась той единственной, особой, надгосударственной связующей силой, которая продолжает соединять народы новых независимых государств. Но Церковь благословила не столько сам факт нашей работы, сколько то, что ОЮРС (и по уставу, и по практике) является православной детско-молодёжной общественной организацией. На нашем знамени, освящённом по канонам Церкви, вступающие в ряды юных разведчиков принимают торжественное обещание: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков».

Разведчик должен уметь все

Всего скаутских законов двенадцать, их простые формулировки имеют глубокое содержание, определяя поведение молодого человека в жизни. Членство в организации с 7 лет, верхнего возрастного предела не установлено, поэтому в лагеря приезжают и школьники, и студенты, и целые семьи. Места расположения лагерей выбираются по возможности вдали от населённых пунктов, в чистом природном окружении, на берегах природных водоёмов. Весь уклад жизни построен на самообслуживании, личный состав лагеря разделяется на бригады, которые по очереди организуют дежурство (включающее организацию питания с костра, поддержание порядка на территории и охрану), следят за выполнением распорядка дня и выполняют поручаемую нам работу (по-церковному — послушание).

Жизнь в лагере подчинена единому распорядку: подъём, зарядка, бег, утренний туалет, утренняя линейка, завтрак, работа на послушаниях (обычно с 10.00 до 13.00), обед, послеобеденный отдых; вторая половина дня посвящается спортивным, культурным, информационно-просветительским мероприятиям. Ребята купаются и загорают, общаются друг с другом, после вечерней линейки и ужина все собираются у костра, звенит гитара, звучат песни. Почти каждый день проводится просмотр видеоматериалов, в основном таких, которых дети не встретят на экране телевизора. От отбоя до подъёма крепкий сон на свежем лесном воздухе отлично восстанавливает силы, и начинается следующий день.

Бога и Родины ради

Стоит отметить в первую очередь то, что лагеря разведчиков проводятся при монастырских обителях или храмах Православной Церкви. Работы там всегда много — стройка, уборка, хозяйственная помощь. И все это — очень конкретное. Именно такой одухотворённый труд, личное участие в восстановлении разрушенных святынь дедовской веры становится самым мощным инструментом очищения и исправления заблудших молодых душ. Удивительные превращения происходят с ребятами: они начинают смотреть на жизнь с духовной точки зрения, по-иному оценивать свои слова и дела. Важно и то, что в лице священников и монашествующих дети получают профессиональное, глубокое духовное окормление: в беседах с теми, кто посвятил себя Богу, ребята получают ответы на такие вопросы, которые очень часто остаются без ответа в мирской жизни.

А еще с ребятами проводят беседы. Не нудные нотации или политинформации, а именно разговоры по душам. С. Бобырев говорит: «За годы существования суверенной Украины, а особенно за период после печально известного майдана в умы молодых людей вложена огромная масса, мягко говоря, неправдивой информации. Внутренние и зарубежные «доброжелатели» сделали всё, чтобы извратить нашу историю, представить единокровных и единоверных братьев Белой, Малой и Великой Руси чуть ли не отдельными антагонистическими этносами, взрастить пещерный национализм, представить героями изменников веры, пособников фашистов, заявить о «европейском пути развития» как о единственно возможном для Украины и т. п. К чему привели такая идеология и государственная политика, понятно сейчас уже подавляющему большинству граждан, даже молодым. Однако все эти чужеродные «матрицы» вкладывались в незрелые мозги системой государственного образования и воспитания в течение многих лет, причём практически безальтернативно, и это не могло не дать своего пагубного результата: сложились довольно устойчивые представления, для исправления которых нужны нестандартные инструменты.

В чём-то это подобно ситуации с «ассиметричным ответом» в гонке вооружений: при практически полном отсутствии у нас ресурсной базы (ОЮРС — неприбыльная организация, вся работа ведётся на энтузиазме, взносах участников лагерей, редкой и минимальной спонсорской помощи) нам надо произвести «перезагрузку» юных матриц, наполнив их родным, исторически достоверным, духовно и физически чистым программным продуктом. Вот здесь-то роль православия просто неоценима: воистину, ложка мёда очищает бочку дёгтя. Тем, кто побывал в наших лагерях, уже никто и никогда не внушит, что они — враги. Роль системы опознавания «свой-чужой» здесь выполняют Вера и вытекающая из неё шкала мировоззренческих ценностей, чистая природа, совместный труд и отдых и порой забытый в школе, но по-прежнему понятный всем русский язык".

С кем ходят в разведку

Сумские лагеря доступны для всех, кто согласен подчиняться простым, но строгим и общеобязательным требованиям: для юных разведчиков курение, алкоголь, наркотики, ненормативная лексика, нанесение ущерба природе и неподобающее отношение к людям — под запретом. Как гласит одна из заповедей, «разведчик должен быть рыцарем, защитником бедных и слабых, он должен поражать зло в мире, но прежде поразить злого дракона в самом себе — свою гордыню, свои собственные грехи».

Большую часть работы тянет на себе сам Сергей Леонидович, а работа — это не только поиск спонсоров, это и методическая работа, бесконечные переговоры, поиск новых форматов работы. Большую помощь ему оказывает Наталья Курасова, депутат Сумского облсовета, сама прекрасный турист. Сумчане не зацикливаются исключительно на себе. Одними из первых в лагерь под Ахтыркой стали приезжать полтавчане, что потом стало традицией. А теперь лагеря собирают коллективы из Харькова, Днепропетровска, Луганска, Одессы, Киева, Черкасс, Львова, Чернигова, приезжают молодые россияне из Белгорода, Смоленска, Санкт-Петербурга, Сургута, Нового Уренгоя, Новосибирска, бывали ребята из Беларуси. Бывали здесь даже гости «дальнего зарубежья» из Швейцарии и Голландии.

За последние годы проведены лагеря во многих святых местах: Глинская Пустынь, Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, Софрониева Пустынь, Свято-Димитриевский монастырь, обитель милосердия во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, при участии разведчиков восстанавливается Спасо-Преображенский Тереблянский монастырь. Бывают лагеря и чисто рекреационные: «Азовский берег», «Черноморская волна».

Пока, наряду с успехами, хватает и проблем: перед летом опять надо заниматься продуктами, транспортом, спортивно-туристским снаряжением и инвентарём. Уже давно С. Бобырев мечтает приобрести армейскую полевую кухню типа КП-130, а если мечтает — значит, найдет, он человек пробивной.

Сергей Леонидович говорит: «Приглашаем в наши лагеря всех желающих. Программа лагерей 2010 года названа «Компас Православия», мы будем работать буквально «на четыре стороны света» относительно нашего центра (г. Сумы): Крым, Закарпатье, Подмосковье (Ново-Иерусалимский монастырь в Истре), Кавказ (Северная Осетия). Вера без дел мертва — эта истина стала понятна на практике. Присоединяйтесь к нам, чтобы мы могли и к вам обратиться с нашим традиционным пожеланием: «Счастливой разведки!»

http://rusedin.ru/2010/04/16/tropoy-pravoslavnoy-razvedki/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика