Русская линия
Храм Рождества Иоанна Предтечи на ПреснеДиакон Павел Бубнов19.04.2010 

«И слово Божие росло, и число учеников умножалось»

В Неделю святых Жен Мироносиц мы слышим за Божественной литургией отрывок из книги Деяний апостолов, рассказывающий о том, как происходила организация жизни первой христианской общины и как решались возникавшие проблемы.

Приведем текст этого отрывка на церковнославянском языке:

Во днех же сих, умножившымся учеником, бысть роптание еллинов ко евреом, яко презираемы бываху во вседневнeм служении вдовицы их. Призвавше же дванадесять множество ученик, рeша: не угодно есть нам, оставльшым слово Божие, служити трапезам: усмотрите убо, братие, мужы от вас свидeтелствованы седмь, исполнены Духа свята и премудрости, ихже поставим над службою сею: мы же в молитвe и служении слова пребудем. И угодно бысть слово сие пред всeм народом: и избраша стефана, мужа исполнена вeры и Духа свята, и филиппа, и прохора и никанора, и тимона и пармена, и николаа пришелца антиохийскаго, ихже поставиша пред апостолы: и помолившеся возложиша на ня руцe. И слово Божие растяше, и множашеся число ученик во иерусалимe зeло: мног же народ священников послушаху вeры.

Рассмотрим этот отрывок, внимательно сопоставляя церковнославянский и русский Синодальный переводы.

Стих 1. Во днех же сих, умножившымся учеником, бысть роптание еллинов ко евреом, яко презираемы бываху во вседневнeм служении вдовицы их / В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

Умножившимся учеником — это иллюстрация свидетельства, которое мы слышали в прошлое воскресенье: «слово Божие росло…» — учеников Христовых стало много. Еллинов ко евреом — апостольскую общину тогда составляли только иудеи, которые, в свою очередь, делились на тех, кто родился и вырос в Палестине и говорил на арамейском языке, и тех, кто приехал в Палестину из других стран и говорил на греческом диалекте койне (именно на этом языке был написан Новый Завет). Эти две группы помимо различия в языке, имели и культурные различия, поэтому не удивительно, что возникли какие-то проблемы. То, что проблемы возникли именно с вдовами, раскрывает еще одно историческое явление. Иудеи рассеяния имели обыкновение возвращаться в старости в Палестину, чтобы умереть на «земле отцов». Естественно, что среди пожилых людей процент одиноких, в т. ч. вдов выше, можно сказать, что их было просто много, и поэтому стали возникать такие проблемы. В этом стихе мы встречаем свидетельство, что социальное служение было неотъемлемой частью жизни первой христианской общины. Вдовы всегда нуждаются в поддержке и вот, община решает улучшить свое служение по отношению к ним.

Стих 2. Призвавше же дванадесять множество ученик, рeша: не угодно есть нам, оставльшым слово Божие, служити трапезам: Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

Слово Божие — проповедь Христа — главное служение Церкви, которое никогда не должно прекращаться.

Стих 3. Усмотрите убо, братие, мужы от вас свидeтелствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею / Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу:

Служение помощи ближним тоже требует настоящих христиан, исполненных Духа Святого и мудрости.

Стих 4. Мы же в молитвe и служении слова пребудем / а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

Вновь мы слышим, что молитва и служение слова, т. е. молитва и проповедь — это то, что Церковь должна делать постоянно, без перерыва.

Стих 5. И угодно бысть слово сие пред всeм народом: и избраша Стефана, мужа исполнена вeры и Духа Свята, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николаа пришельца Антиохийскаго / И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников.

Стефана, мужа исполнена веры и Духа Свята — имя первого из избранных дополняется краткой характеристикой, которая соответствует требованиям, предъявленным к кандидатам в третьем стихе. Церковная история сохранила мало информации о большинстве из имен, упомянутых в этом стихе.

Стих 6. Ихже поставиша пред апостолы: и помолившеся возложиша на ня руцe / Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

Возложение рук апостолов, или как мы называем это сегодня рукоположение, есть ниспослание Святого Духа для совершения определенного служения. Церковная традиция вслед за греческим текстом этого отрывка называет упомянутых в предыдущем стихе людей диаконам. Слово диакон переводится с греческого как служитель, а служение это по-гречески диакония.

Стих 7. И слово Божие растяше, и множашеся число ученик во Иерусалимe зeло: мног же народ священников послушаху вeры / И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Рукоположение диаконов позволило апостолам беспрепятственно продолжать свое главное служение — проповедь о Христе. Именно поэтому Слово Божие росло — т. е. в деле проповеди о Христе появлялись все новые и новые голоса — умножалось число учеников, а каждый ученик — словом и жизнью есть проповедь о Христе. Из священников очень многие покорились вере — это очень важное замечание, поскольку иудейские священники, совершавшие служение в Иерусалимском храме, были гораздо лучше обычных иудеев знакомы со Священным Писанием, пророчествами о Мессии, и то, что они приняли Иисуса Христа как Мессию, предсказанного пророками, наверняка имело огромный резонанс среди простых иудеев, который также следовали примеру священников.

Сегодняшний отрывок из книги Деяний показывает нам два очень важных аспекта жизни Церкви: служение ближним и проповедь Слова Божия. И то и другое должно ответственно совершаться достойными людьми, поставленными на это Церковью.

http://www.ioannp.ru/publications/568 028

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика