Страна.Ru | Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) | 04.10.2004 |
— Рядовых Соборов не бывает вообще. Что такое Собор? Например, сегодня какие-то темы в него не включены, а завтра они возникнут. Ведь на Соборах каждый епископ имеет право внести предложение или поднять ту или иную тему. Потому и соборность, что каждый из нас может поднять любой вопрос.
Поэтому, я думаю, что рядовым он не будет.
— Но если каждый епископ в праве поднять любой вопрос, не может возникнуть нелицеприятной ситуации?
— Понимаете, епископат не играет в штучки политического характера, которые называются провокацией. Епископ это ответственное лицо Церкви, и поднимая ту или иную тему он исходит из целесообразности ее решения в данный период. Поэтому никто не может сказать епископату. Ты не задавай этого вопроса. Но я знаю наш епископат, это ответственные люди.
— Что вы можете сказать о Соборном вопросе об организации церковного суда в Русской Православной Церкви?
— Комментировать или предвосхищать что-либо накануне принятия решений совершенно неблагодарная вещь. Могу только сказать, что есть рабочий документ, который будет обсуждаться. Положение о суде естественно будет принято, правда, я не могу пока сказать, в какой форме. Но то, что этот вопрос будет поднят и что он будет решаться — не вызывает никаких сомнений.
— Кроме этого вопроса, какие еще пункты повестки дня вы бы отметили особо?
— Это все вопросы, связанные с внутренней жизнью Церкви. Сейчас одним из важных, давно назревших и требующий разрешения является вопрос о переговорах, которые ведутся с Зарубежной Церковью. Уже было промежуточное решение Синода — церковного органа, действующего между Соборами, и теперь на высшем органе управления Церковью — Архиерейском Соборе он будет обсуждаться в обязательном порядке, после чего будет выработана определенная позиция Московской Патриархии.
— Кажется, что эта позиция сегодня почти очевидна? Или она может измениться?
— Не думаю, что она будет меняться, потому что у нас соборность и до и между Соборами присутствует. Кроме того, в последнее время работала совместная комиссия Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. Так что работал не один Синод, к обсуждению этого вопроса привлекается и епископат и богословы. Идет нормальная позитивная работа в общем русле.
Общаясь с епископом Михаилом Бостонским, и услышав позицию, которую он выражает, становится ясно, что назрела необходимость это средостение устранить. Я давно знаю Зарубежную Церковь, так как еще 30 лет назад нес послушание за рубежом, в Иерусалиме. Так что могу сказать, что-то крыло Зарубежной Церкви, которое было настроено категорически против сближения, отпало. Но и их можно понять, ведь там были старые люди, уехавшие из России обиженными. Однако молодому поколению, по крайне мере, значительной его части, уже совершенно непонятно существующее сегодня разделение между двумя ветвями Русской Православной Церкви.
Ведь Русская Православная Церковь одна, и как-то странно звучит, когда мы говорим «Русская Православная Церковь с центром в Нью-Йорке». Это было понятно, когда был железный занавес, когда сближению препятствовал коммунистический режим, когда действительно Церковь была в трудном состоянии. Но сегодня все эти причины устранены.
— Есть целый ряд крайне важных вопросов, которые обсуждаются и на Синоде, и сейчас будут обсуждаться на Соборе. Но в приходах говорят, что, поскольку все решается без нас, то нам и не интересно, что там творится.
— Я совершенно не согласен с вами. Любой епископ, прежде чем собираться на Собор обязательно будет разговаривать в своей епархии.
У меня, например, крайне сложная епархия, и я, перед тем, как приехать на Собор, собирал духовенство, выслушивал их предложения и с народом беседовал — что бы хотели они предложить. Некоторых их моих прихожан волнует вопрос ИНН, и мне «дали наказ», чтобы я обсудил его.
Мы должны учитывать все интересы.
3 октября 2004