Православие и современность | Александра Нечаева | 12.04.2010 |
Многие верующие люди стремятся провести отпуск (или хотя бы часть его) в монастыре. Не просто
«приехать на экскурсию», а именно пожить и потрудиться там. Зачем?Думаю, что нормальный православный христианин не может не испытывать интереса к монастырской жизни, к монашеству. Кто они — эти люди, как это — полностью посвятить свою жизнь Богу? Надо увидеть своими глазами, чтобы попытаться понять… С другой стороны, нам, живущим в миру, очень хочется хоть на время вырваться из привычной суеты и отдать Богу, только Ему одному, хотя бы крошечную часть своей жизни — неделю, две. Каждый день ходить на службу, помолиться без спешки, потрудиться во славу Божию.
Многие из моих знакомых ездят в монастырь регулярно, говорят, что
«оживают» там и получают заряд сил на целый год. Недавно и у меня случилась оказия попасть в древний город, где расположен прекрасный женский монастырь с великой святыней. Я решила воспользоваться случаем, чтобы реализовать свое давнее желание пожить недельку в монастыре.Вспоминаю те дни, как очень важное время для себя, и пишу эти заметки, чтобы сохранить все в своей памяти. Думаю, что каждому человеку, приехавшему в монастырь, Бог дает урок, нужный именно ему и именно в это время. Но, возможно, мой опыт тоже окажется для кого-то полезным. Я не хочу указывать название монастыря, чтобы не смутить сестер, зная, как берегут они сокровенность своей монашеской жизни, да и потому, что это совсем не главное1. Главное — что ты уезжаешь из обители немного другим.
Говоришь, приехала помолиться?..
Московский поезд приходит в N. к началу литургии. Это очень хорошо во всех смыслах: во-первых, сразу можно окунуться в молитвенную жизнь монастыря, а во-вторых, если матушка-настоятельница в монастыре, она всегда во время службы в храме.
Главная святыня N-го монастыря — нетленные мощи великой Преподобной. Все, кто был здесь, говорят, что в обители всегда ощущается ее присутствие, что она участвует в жизни всех, кто приезжает сюда и обращается к ней за помощью. С нетерпением подхожу к раке, смотрю на икону. Мне кажется, что святая — строгая. Должна быть строгой ко мне: разве может она относиться ко мне как-то по-другому? Ведь я приехала к ней такой капризной растрёпой, рассеянной настолько, что не слышу ни слова неторопливой службы: включено только зрительное восприятие, хочется получше всё рассмотреть.
После службы беру благословение у матушки-настоятельницы (ее разрешения приехать в монастырь я, конечно, испросила по телефону заранее). Согретая ее теплом, отправляюсь с сестрой-гостиничной в один из паломнических домиков за оградой монастыря. Приехавших впервые в день прибытия обычно благословляют устраиваться, отдыхать и молиться. Я тоже пользуюсь этой привилегией новоприбывших, знакомлюсь с паломнической трапезной, а затем обхожу монастырь.
Это действительно удивительное место. Старейший храм обители построен самой Преподобной в XII веке. Уже несколько лет в нем идут работы: реставраторы открывают первоначальные фрески — мягких тонов, словно пронизанные нездешним светом. Сама Преподобная жила здесь в крохотной келейке на хорах, откуда всегда могла слышать богослужение. Всегда в храме, непрестанно в молитве.
А для меня монастырское богослужение стало первым серьезным и совершенно неожиданным искушением.
В половине пятого колокольный звон созывает всех на службу. Служат здесь неторопливо, читают очень внятно и медленно. Наверное, так и надо: понимаешь, что служба, молитва — самое главное дело для живущих в этом монастыре. Случалось бывать и в таких обителях, где просто отбарабанивают службу, и на меня всегда это производило тяжелое впечатление.
В N-м монастыре образцовое богослужение — пропевают все стихиры с канонархом, читают 3 кафизмы Псалтири и канон на 12. Из-за этого даже рядовая вечерняя служба закачивается не раньше, чем в полдевятого. Казалось бы, приехала молиться? Стой, молись. Но почему вдруг так предательски болят ноги, слипаются глаза? То и дело оборачиваюсь: на лавочках у входа есть места. Но сесть было бы самой главной ошибкой: сознание просто уплывает, начинается неконтролируемый процесс. Чтобы не заснуть окончательно, выхожу на улицу, на холод.
Через аудиосистему богослужение транслируется на всю территорию монастыря. Читают акафист Божией Матери. И я вижу, что те сестры, которые не могут присутствовать в храме из-за несения послушаний, просто стоят на улице и молятся: дежурные у сестринских корпусов, поварихи у трапезной. Совсем старенькие монахини, которым трудно дойти до храма, вышли из своих келеек. Такая любовь к молитве, к Матери Божией кажется очень трогательной. Весь монастырь пронизан закатным светом, и возникает удивительное ощущение, что молитва охватывает собой и освящает все вокруг. На таком фоне мое собственное нечувствие кажется просто катастрофой.
Действительно, если ты не любишь и не умеешь молиться там, где живешь, с трудом вычитываешь домашнее правило и выстаиваешь раз в неделю приходскую службу — почему думаешь, что начнешь молиться, едва попав в монастырь?
«Неужели на самом деле я не люблю молитву, богослужение, Церковь?.. Это значит, я не люблю и Бога?!» — с этой тяжелой для меня мыслью-открытием я ухожу в свой домик и, поставив будильник на 5 утра (чтобы идти к 5.30 на полуночницу) просто проваливаюсь в сон.Вот искушение.
Вторым великим искушением стала для меня необходимость терпения некоторых бытовых неудобств. А я-то считала себя таким неприхотливым человеком.
В паломнических домиках есть туалет и умывальник с холодной водой. Спрашиваю соседку по комнате: где здесь можно помыться? — Да вот, отвечает, тазик. В нем стирают и моют всё, но преимущественно ноги. Как, и ничего больше?! И это после двух дней дороги? И как же голову мыть в тазике
«общего назначения», которым воспользовалось до этого столько людей? Этот красный пластмассовый тазик стал просто каким-то кошмаром на несколько дней: я не могла заставить себя даже до него дотронуться.Но самым серьезным испытанием стало постоянное чувство голода. В воскресные дни и праздники паломников кормят только два раза — после утренней и вечерней службы (примерно в 12 и в 21 час). Еда постная, самая простая, в основном каша, соленая, на воде: пшенно-рисовая, рисово-ячневая, пшенично-гречневая — и тому подобные
«изыски». Очень редко картошка. На обед — рассольник или суп с вермишелью. Невероятно вкусный хлеб. Чай травяной. Ощущение сытости после такой еды сохранялось совсем недолго, а на кашу через три дня я просто смотреть не могла. Знакомые, которых я застала в монастыре, показали мне за оградой киоск, где, по их словам, можно было купить чай, кофе и вкусные булочки. Но, пока я была в монастыре, он почему-то всегда был закрыт. Пыталась разыскать в частном секторе вокруг монастыря продуктовый магазин, но не нашла (потом оказалось, что он был на расстоянии автобусной остановки).Голод в сочетании с усталостью стали просто сводить меня с ума. Это уже потом я узнала, что даже у монахинь в сестринских корпусах есть место, где можно попить чайку, а паломнику совсем не грех привезти с собой кипятильник и небольшой запас продуктов к чаю. Никто не будет возражать, если ты решишь отдохнуть днем часок, если есть возможность, после послушания, перед службой. И я, конечно, перегнула палку в своем желании пожить
«правильной» монастырской жизнью. Но неизбежны и некоторые объективные трудности. Например, паломник может очень ошибаться, думая, что в монастыре его будут окружать исключительно благочестивые и приятные люди. Например, в нашем паломническом домике (одноэтажный длинный барак из отдельных «квартир»), расположенном за монастырской оградой, жили мужчины — наемные рабочие-строители, которым монастырское благочестие было явно по барабану. Из их окон и машин доносились такие слова и музыка, которых в монастыре услышать не ожидаешь. Женщины, тоже работающие в монастыре за плату, жили в одном с нами «квартирном отсеке». Мне часто приходила на память классическая коммуналка, где всегда бывает исключительно вредная соседка, которая просто-таки караулит, когда ты пытаешься зайти на кухню или в санузел, и кричит во все горло, что нельзя так долго занимать места общественного пользования…Наконец (и это самое грустное), и в святых местах попадаются далеко не идеальные священнослужители.
«Белый» священник, который каждый день принимал в монастырском храме исповедь, очень торопился, заметно скучал и даже не дослушивал исповедников до конца.Все это привело к тому, что я стала по-настоящему унывать. У меня появилась странная привычка в свободную минутку доставать из сумочки билеты на обратную дорогу и
«изучать» их. Так, какой у нас вагон, когда отъезд?.. В следующий вторник?.. Как будто дата на билете могла волшебным образом измениться.Неужели я до такой степени, до тоски зависима от удобств и еды? Я до боли скучаю по привычному утреннему кофе; я хочу мыться, когда захочу, и есть, что желаю. Стоп, вот она настоящая причина внутренней тяжести: я хочу делать только то, что я хочу.
Послушания: не ропщи, не оправдывайся, не жди благодарности
В моей монастырской жизни, казалось, не было ничего особенного, каких-то откровенно чудесных событий, но тем не менее сегодня каждый день той недели кажется мне значительным, и трудным, и радостным, потому что я понимала для себя что-то новое.
В первый день своей
«трудовой деятельности» я убиралась в сестринском корпусе. Матушка передала меня послушнице О. («Вот, сестричка нам хочет помочь, покажи ей, что делать»), та сказала: «Сейчас! Столько дел!» — и надолго исчезла. Потом мне поручили почистить и обработать средством от моли несколько больших ковров. Была суббота, время всеобщей уборки, ко мне стали подходить другие сестры, которые иногда хотели от меня прямо противоположных вещей: например, одна просила пропылесосить половички для старенькой монахини, а другая требовала, чтобы я отдала ей пылесос, потому что ей самой надо убраться в келье.К пылесосу скотчем прикреплена записочка:
«Сестры! Сотворите любовь! Вытряхните за собой пылесос!».Потом до самого вечера я мою окна в местах общего пользования. Отказывать никому не хочется, я рада помочь, но чувствую усталость. Начинается трезвон ко всенощной:
— Ну все, сестричка, спаси вас Господи, идите на службочку, — говорит мне другая послушница О.
Слово
«службочка» греет сердце, но как идти на нее такой обессилевшей? Пойду в домик, хоть умоюсь. Прошу ключ у дежурной сестры.— На службу надо идти, а не домой, — говорит та с упреком.
Начинаю оправдываться, что я только на минутку, после послушания, и плетусь в домик, вспоминая на ходу, что самооправдание для христианина — последнее дело.
В один из дней сестра О. приводит меня на кухню монашеской трапезной и вдруг начинает метаться в поисках чистого фартука для меня, а они все
«заслуженные»:—
Ой, надо вам чистый найти, а то на вас всё такое чистое.Ужасно неудобно это, мой внутренний голос к тому же противится:
«А что же, в монастыре только в грязной одежде ходить надо?.. И так третий день в одном и том же!».Вмешивается повар, резко:
— (Послушнице) О., хватит!— (Мне) — Вам не всё равно, какой фартук?
— Конечно, всё равно!
Сестра О. дает мне фартук, велит снять ветровку (
«кухня же!») и куда-то ее уносит, сама исчезает. Через минуту меня отправляют на улицу, под навес, резать лук. Я в хлопчатобумажной рубашке, а там после резкого похолодания градусов двенадцать. Только вернувшись домой, я поняла, насколько промерзла. Мне казалось, что я должна заболеть, простудиться. Но я почему-то не заболела.В тот день (ровно в середине срока моего пребывания в монастыре) прошел мой дурацкий ропот. Дело было так. Получилось, что я вернулась с послушания совершенно окоченевшая, уставшая и отчаянно голодная. И меня сразил наповал, без преувеличения сбил с ног запах жареной рыбы, которую готовила для себя моя шумная и недружелюбная соседка. Когда я, присев на кровать, в тихом отчаянии потянулась за своими билетами на поезд, в дверь постучали: из монашеской трапезной в благодарность за труд мне прислали угощение — жареную рыбу!
Может, кому-то покажется, что это совпадение и совершенная мелочь. Но я в тот момент отчетливо почувствовала, что за мной пристально следит Кто-то, знающий всё обо мне, строгий, но и безмерно любящий, как родной Отец. Тот, кто хочет научить меня крепко стоять на ногах, но готов мягко поддержать, когда я собираюсь отчаяться или изнемочь. И хозяйка обители, Преподобная, на самом деле, относится ко мне вовсе не строго, а заботливо и с любовью.
Похожий случай произошел через несколько дней, когда из-за послушания я не успела на завтрак, а до обеда было очень далеко. Только я вознамерилась возроптать, как заметила, что павильончик с кофе и свежей монастырской выпечкой открыт, работает.
И еще такую вещь заметила: когда не ждешь благодарности, тебя обязательно благодарят. Когда думаешь:
«Я сегодня столько лука перечистила в трапезной, сестры просто обязаны угостить меня чем-то вкусненьким», — ничего не получишь.Подслушанный разговор
Мужчина с сыном, мальчиком лет пяти, выходят из храма. Отец спрашивает:
— Тебе понравилось?
— Да.
— Горит сердечко? Значит, ты разговаривал с Богом.
Сестры
Сестры в монастыре (как можно судить, видя их в повседневной жизни) — какие-то. радостные, об этом многие паломники говорят. К нам, приезжим, ласковые и притом — совершенно не болтливые: никаких лишних разговоров с мирянами при совместном несении послушаний не ведется, да чувствуешь, что и не надо их.
Однажды я зашла в храм к Преподобной днем в будни, между службами, когда паломников практически не было. Несколько монахинь убирались в храме, мыли окна, протирали киоты. И чуть слышно пели мой любимый грузинский Пасхальный тропарь! Тихая радость струилась в воздухе. Удивительная была картина, я подумала:
«Как можно с таким удовольствием убираться?». Потом стали вспоминать другие грузинские песнопения. Заводилой была монахиня И., высоченного роста красавица, монастырский регент. Оказалось, в N-ский монастырь приехали на некоторое время монахини из Грузии. Существует такая вот «дружба» между двумя близкими по духу обителями, и насельницы ездят друг к другу «в гости». И молятся вместе, и трудятся. Даже в таких простых вещах, как уборка храма, оказывается, могут проявляться и духовное общение, и любовь.Узнать грузинских матушек было довольно легко: у них совсем другие апостольники, похожие на обычный черный платок, заколотый у виска.
В нашей епархии недавно была издана книга, которую я считаю сейчас одной из самых своих любимых:
«На пути из времени в вечность» архимандрита Рафаила (Карелина) — об удивительных подвижниках, живших в Грузии, которых застал еще отец Рафаил. Я поняла, что почему-то очень хочу подарить ее сестрам. Но где ее взять? О, чудо! Один экземпляр нашелся в монастырской (очень неплохой) книжной лавке. Вечером, после богослужения, преподношу книгу старшей — сестре Нине. Казалось бы — где мой Саратов? И где Кварели2, откуда приехали сестры? — а сразу протянулась какая-то ниточка. И где находится тот «генератор», благодаря которому при общении двух только что познакомившихся людей вдруг выделяется столько тепла?— Как хорошо, что у нас, православных, нет такого разделения, как в миру, — говорит монахиня Нина.— Здесь сейчас, в монастыре, люди из Белоруссии, Молдавии, Грузии, России. И как хочется встретиться еще — если не здесь, на земле, то в будущем веке увидеть знакомые лица.
***
Будни, за обедом нас только двое — я и Валентина из Витебской области. Рассказывает о себе:
— Я в прошлом году жила в монастыре в Витебске, он только восстанавливается, и там всего три монахини живут. Я и молилась, и работала, и кушала с ними, так матушка благословила. И я поняла — какая же трудная монашеская жизнь! Очень трудная, не думаешь даже, пока на себе не испытаешь. И я пока к ней не готова, — вторит Валентина в чем-то моим мыслям.
***
Моей соседкой по комнате была Оленька — юная, мягкая и приветливая настолько, что все называли ее только уменьшительно-ласкательным именем.
«Какая-то игра в благочестие», — подумала я, когда в первое утро заметила, что она даже спит в платочке. Но за несколько дней общения я поняла, что никакая это не игра, а настоящее ровное, глубоко усвоенное благочестие (понятие-то какое непривычное!), проявляющееся прежде всего в любви к богослужению (всегда на всех службах она сосредоточенно стояла, как струнка) и всему монастырскому.— Оленька, да ты в монастырь собираешься? — спросила я, додумавшись.
Она ответила такой сияюще-счастливой и одновременно застенчивой улыбкой, как будто я спросила, есть ли у нее жених.
— А матушка что?
— Матушка говорит, что сначала академию надо закончить: я учусь в ветеринарной академии, один курс остался. Наверное, пригодится.
Обязательно пригодится, ведь в монастыре большое хозяйство.
***
Как-то удалось спросить матушку-настоятельницу:
— Приходится иногда слышать, даже от родственников, вопрос: зачем женщины уходят в монастырь? Что бы Вы ответили?
? Женщины зачем уходят в монастырь?! — У матушки мягкая, певучая речь, но вдруг в ее голосе появляется такая твердость, что веришь несомненно: всё, что она говорит сейчас, глубоко пережито и выстрадано. Монашество? это соль земли. На чем держится еще весь мир? на монашествующих, на тех людях, кто ходатайствует перед Господом за спасение всего нашего человечества. И Господь избирает, Господь Сам призывает монашествующих. Вот я даже по себе знаю: такое внутреннее пламя, такое рвение, что ничего в жизни не желаешь. Перед тобой все блага мира? а тебе ничего не мило, ничего не хочется. Я приезжала в юности в монастырь с мамой, и мне так там нравилось! Кажется, надеть бы это черное платьице, поселили бы меня с этими сестрами? никогда бы в жизни больше ничего не хотела! Только бы быть вместе с ними, петь в монастыре, читать, жить, трудиться? большего счастья в мире не существует.
Что же важно?..
Я уже не помню, как это произошло со мной. Кажется, в полутемном храме после полуночницы, когда читали часы, я смотрела, как сестры по очереди подходят к матушке, кланяются ей до земли, берут благословение на труды в наступивший день. Я попробовала представить себя на их месте. И вдруг всем существом, на каком-то клеточном уровне почувствовала свою абсолютную никчемность: то, что я ничего не знаю, не имею и не стою. Никому ни в чем не могу помочь. То, что я абсолютно ничего хорошего не сделала за свою жизнь и не в силах сделать, потому что отовсюду торчат острые и жесткие, прямо-таки твердокаменные, углы моего
«я», которые не дают ни мне приблизиться к людям, ни им ко мне.Почему это понимание пришло именно в монастыре? Наверное, потому, что здесь исчезает любой повод для гордости. Никакие житейские
«достижения» не принимаются в расчет. Здесь никто не спросит, кем ты работаешь и какого профессионального уровня достиг. Никто не обратит внимания, во что ты одет. По большому счету, не важно даже, построил ли ты дом, воспитал ли сына, вырастил ли дерево.И ведь точно так же будет, когда мы предстанем пред Господом! Пред Его лицом совсем неважно будет всё то, чем мы живем сейчас. А что же важно?..
Я приучилась носить платок, завязывая концы сзади,
«по-монастырски», как, думала, никогда не буду носить — не идет. Но так теплее, и он не мешает работать. Кажется, стала и по-другому ходить — очень тихо, чтобы не расплескать, не спугнуть то новое, что происходило в душе.Чудики
Пища в паломнической трапезной в воскресенье особенно скудная (доедаем оставшийся от обеда суп), что понятно — такую ораву накормить. Трапезная человек на сто полна. Два автобуса с паломниками из Бреста и с Западной Украины… Я сижу с
«местными» — теми, кто живет в монастыре или приехал не издалека. Поднимаю глаза и понимаю, что рядом — ни одного благополучного человека. Одни «чудики», с которыми я вряд ли оказалась бы за одним столом в иных условиях. Все — битые-перебитые жизнью. В отличие от меня — ни капельки не ропщут. Все рады тому приему, который оказывает им Преподобная — заботе, крову и пище, всем довольны.Вот трудник Олег с длинными спутанными волосами и бородой. Он долго и громко молится перед едой, но, кажется, никогда не стирает свою одежду, такая она грязная…. Вот женщина с тремя детьми (мальчики лет трех и восьми, серьезная девочка лет десяти). Женщина такого возраста, что трудно понять, кто она им — мама или бабушка. Мальчики плохо себя ведут. На службе они, навертевшись, просто лежали на полу и болтали ногами. Глазки несмысленные. Пока мама-бабушка пытается накормить супом младшего, старшему надоедает ложка и он хлебает прямо через край жестяной миски.
— Как вкусно, как вкусно! — раздается рядом.— Вы только попробуйте: если в суп положить каши! — предлагает соседям женщина средних лет с подозрительно восторженными глазами.
Старший мальчик тут же плюхает себе в миску ложку каши, расплескивая суп.
Господи! Я же должна их всех любить! Ведь Ты же любишь, Господи. Как только научиться?
Люди и вечность
Завтра мне уезжать. И я решила: не пойду на службу, поеду в город, которого я толком не видела. Это один из самых выдающихся городов древней Руси — столица княжества, а сейчас — просто тихий райцентр. Вспоминаю Бунина, который в юности мог сесть на поезд и отправиться в эти края, влюбленный в
«Слово о полку Игореве», зачарованный самим звучанием слов: Смоленск, Витебск, Полоцк.Город встретил меня упоительной смесью запахов буйно цветущих лип и речной воды. Старинная Покровская улица тянется вдоль реки. Седоватый джентльмен с крошечной собачкой, у которого я спросила дорогу, вдруг стал для меня настоящим добрым гидом.
— Городской собор десятого века в восемнадцатом был значительно перестроен. Сегодня здесь органный зал и музей. Еще один памятник того же времени — коллегиум иезуитов. Потом здесь было суворовское училище, а сейчас — университет. А вот Борисов камень — кусок цельного гранита. Неудивительно, что ноздреватый — тысячу лет в воде пролежал. Именно здесь проходил путь
«из варяг в греки»: волоком волокли суда из Ильмень-озера в верховья Днепра. Камень отмечал границу владений князя Бориса. А я в молодости ловил с него рыбу. И хорошо клевало.Мне очень-очень спокойно. Я чувствую себя отогревшейся, обласканной Богом и людьми. Прохожу всю улицу до храма, который дал ей имя. Здесь служат, начинается утреня… И вдруг понимаю, что сыта городом по горло. Я хочу в монастырь! Я еще успею: там-то полиелей начнется часа через полтора.
Хочу в монастырь! Там сестры поют, как Ангелы: такие прозрачные у них, чистые голоса. Стихирные напевы какие-то необычные — отзываются прямо в сердце. Сестры! Само слово-то какое замечательное! Счастлив человек, у которого много сестер и который всех их может вместить в свое сердце.
Последние службы — всенощная и литургия — прошли для меня прямо как для послов князя Владимира в Царьграде, когда они не знали, на небе они или на земле.
***
Уезжаю в праздник. Была на ранней литургии, потом нарезала для трапезной три тазика лука, и еще осталось время прийти в храм, прочитать канон Преподобной. Приникаю к раке и чувствую невыразимое тепло. У мощей дежурит монахиня Н.
— Она никогда вас не оставит, не сомневайтесь, — говорит она мне на прощанье.
Ухожу, непрестанно оглядываясь. А на душе — великая тишина.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9194&Itemid=90