Русская линия
Православие.RuСвященник Антоний Ильин14.04.2010 

«Для многих европейцев Христос — это утраченное и потерянное Слово их собственной традиции»
Беседа с протоиереем Антонием Ильиным

В марте в Брюсселе начал свою работу Комитет представителей Православных Церквей при Европейском Союзе. Основной деятельностью новой структуры будет поддержание диалога между политическим сообществом Европы и Православными Церквями. Московский Патриархат в комитете будет представлять и.о. представителя Русской Православной Церкви при Евросоюзе протоиерей Антоний Ильин.

— Отец Антоний, расскажите, пожалуйста, о том, какова история появления Комитета представителей Православных Церквей при Европейском Союзе?

— Инициатива создания Комитета представителей Православных Церквей как консультативного органа принадлежит митрополиту Волоколамскому Илариону, председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Эта идея нашла живой отклик у митрополита Галльского Эммануила, активно обсуждалась в течение последнего года всеми главами представительств и наконец промыслительно воплотилась в жизнь именно сейчас, когда вступил в силу Договор о функционировании Европейского Союза, содержащий в 17-й статье положения о выстраивании открытого, транспарентного и регулярного диалога ЕС с Церквями.

— Какой круг вопросов охватывает деятельность комитета?

— Самый широкий круг вопросов, касающихся православного свидетельства в современной Европе, особенно когда надо будет давать оценку законодательным и политическим инициативам комиссии, парламента и Совета ЕС, напрямую затрагивающим как православную идентичность, так и права и достоинство человека в самых разных сферах.

— Как будет осуществляться деятельность комитета?

— Путем выработки скоординированной межправославной позиции на основе консенсуса и после консультаций глав представительств со священноначалием своих Поместных Церквей, когда речь пойдет о системном выражении православного подхода по ключевым проблемам. Что касается информационной сферы, реагирования на текущую повестку дня общественно-политической проблематики ЕС, взаимодействия со СМИ, то главы представительств смогут заявлять свою позицию от имени комитета в том случае, когда будет получаться координироваться, и всегда — от собственного имени, как это делали и раньше.

— Каковы основные положения коммюнике, посвященного важности диалога европейских институтов с Православными Церквями?

— Откровенно говоря, коммюнике не составлялся как программный документ. А скорее, как способ сделать присутствие комитета видимым как для политических элит, принимающих решения, так и для экспертного сообщества и средств массовой информации в Брюсселе. Судя по огромному количеству откликов с разных сторон, это удалось.

— Что входит в план первоочередных действий комитета?

— Прежде всего, составление «списка озабоченностей». Сначала мы должны понять, что нас волнует в этом море европейских документов и инициатив, связанных с судьбой человека, и особенно православного человека в единой Европе, а затем попытаться понять, как отвечать на эти вызовы.

— В чем ценность появление комитета?

— Ценность комитета очевидна: голос Православия в Брюсселе оказывается наконец симфонией голосов Поместных Православных Церквей. И можно сказать, что в основу положен принцип не вертикали, а сетевого взаимодействия, синергии. А подлинная православная синергия получается только тогда, когда богословский принцип «не слитно и не раздельно» торжествует на практическом уровне, поскольку и единое православное представительство (в плане структуры) невозможно, но и отдельно действующие недостаточно эффективны.

— В чем общность позиций Православных Церквей в диалоге с Евросоюзом?

— Хочется верить, что почти во всем, кроме разве что региональной специфики, определяющей важность сохранения двусторонней повестки дня. Вопрос, где наше Предание актуализировано в социальном плане. И я, честно говоря, не вижу иной возможности, чем выстраивать согласованную позицию на базе того фундамента, которым являются основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. И начать можно было бы с самых очевидных тем — например, с проблемы биоэтики и семьи.

— Предусматривается ли деятельностью комитета консультации или иное общение с другими христианскими деноминациями Европы для выработки совместных позиций?

— В плане взаимодействия с другими Церквями перспективы особо реальные по сотрудничеству с католиками. Православно-католический альянс в современной Европе, основанный на том факте, что Церкви традиции разделяют очень многие ценности, а главное, однозначно воспринимают «воинствующий секуляризм» как главную опасность, — это не утопия, а вполне реальная перспектива. А следующим уровнем, я не исключаю, станет и создание какого-то координационного межрелигиозного совета, тем более что уникальный российский опыт позволяет нам предложить Европе уникальный и работающий формат.

— Что актуального может предложить Православная Церковь современной Европе?

— То же, что Церковь предложила Европе 2000 лет назад, — Христа-Спасителя, воплощенное Слово, то Слово, которое стало смыслом и миссией европейской цивилизации, возвело ее к вершинам духовной и интеллектуальной культуры. Для многих европейцев, увы, сегодня Христос — это утраченное и потерянное Слово их собственной традиции, но, возможно, именно новый и необычный ракурс — а именно, Православие, которое исповедуется сегодня десятками миллионов граждан Евросоюза, — окажется той возможностью вернуться к собственным истокам, через таинство встречи, обретения себя через Другого.

— Не является ли появление комитета при Евросоюзе жестом, обусловленным политикой толерантности?

— Комитет представителей Православных Церквей — это, скорее, вызов политике толерантности. Создание общехристианской платформы на основании «наименьшего общего знаменателя», возможно, и оказалось бы таким жестом, но только не объединение православных.

— Кто сегодня из ключевых европейских политиков является последовательным проводником христианских ценностей?

— Я бы говорил не о личностях, а о партиях. Европейская политика вообще достаточна деперсонализирована, а те персоналии, которые у всех на слуху, на роль иллюстрации к закону Божиему мало подходят. Из партий отмечу, прежде всего, Европейскую народную партию, хотя словосочетание «христианско-демократическая» в ее названии уже отсутствует. Нам удалось выстроить по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла трехсторонний диалог, где именно Русская Православная Церковь играет ключевую роль и, как ведущий институт гражданского общества России, делает возможным собственно и диалог Европейской народной партии с партией «Единая Россия».

С протоиереем Антонием Ильиным беседовал Игорь Ильин

http://www.pravoslavie.ru/guest/34 856.htm

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика