Русская линия
Православие и современность Екатерина Богданова14.04.2010 

Монастырь

Сначала Таня стесняется рассказывать выученный к Пасхе стишок. Стихи она читает лучше всех, и запоминает быстро, но в присутствии незнакомых виновато улыбается и шепчет: «Забыла». Уже потом, познакомив меня со своими игрушками, книжками и пасхальными поделками, Таня теребит матушку Феодосию за рукав, говорит, что вспомнила. И с выражением рассказывает даже и не стишок, а длинное стихотворение о жизни Христа, а все, притихнув, слушают.

Подруги

Все — это девочки-погодки Валя и Настя. Еще при Свято-Алексиевском женском монастыре города Саратова (район 1-й Дачной) живет Юля, самая болезненная и слабенькая из всех, и самая младшая шестилетняя Катя. В воскресный день, когда ехать на занятия в православную гимназию не надо, старшие дети под присмотром матушки выходят на прогулку. Но, конечно же, не просто прогуляться. Всем розданы лопатки, и девчонки с энтузиазмом пытаются предотвратить угрожающие монастырю последствия весеннего паводка.

А у Юли и Кати, которые живут в одной комнате, в эти часы в соответствии с их распорядком дня — сон.

Монастырская жизнь идет размеренно и строго, но несколько лет назад ее неотъемлемой составляющей стала забота о детях. Конечно, настоятельница Свято-Алексиевского женского монастыря игумения Феодосия (Бессонова) мечтает построить отдельный корпус для приюта. Участок земли в монастырском хозяйстве для этого найдется, но вот о тратах на строительство пока не может идти и речи, слишком они велики. И детишек, над которыми матушка оформила опеку, пока всего пять.

Было время, когда девочек в монастыре было больше или напротив — меньше. Первые появились в этой обители в 2005 году. Матушка Феодосия вспоминает, как тогда в монастырь приехали погостить маленькие воспитанницы Аткарской школы-интерната. Приехали, пожили. и попросились остаться. С тех пор старшая из девочек, Нина, уже успела окончить школу и поступила в Духовное училище в Калуге. Младшая, Настя, так и живет с семи лет по сей день в монастыре.

Тогда она была очень робким, тихим и обижаемым сверстниками ребенком. Будучи по возрасту первоклассницей, она с трудом выговаривала слова. Сказать, что сейчас Настя болтает без умолку, нельзя, она и улыбается как будто бы про себя. Но забота монахинь ее отогрела, и теперь девочка оканчивает третий класс.

С Божией помощью

Конечно, брать на попечение детей-сирот, многие из которых стали таковыми при живых родителях, матушке Феодосии поначалу было страшновато. Столько вопросов нужно было решить! Где разместить воспитанниц, как обучать, где в случае необходимости лечить? Но все разрешилось будто само собой, на удивление просто. Это и дало матушке-настоятельнице повод усматривать в появлении в обители девочек Божий промысел.

— Господь их сюда привел, выхватил из той системы, в которой они находились, — делится матушка Феодосия. — Господь нам помогает и в их воспитании, заботе об их здоровье. Когда мы взяли первых девочек, преподаватели приходили обучать их к нам сюда. Когда же детей стало чуть больше, так совпало, что в Саратове открылась православная гимназия, и теперь девочки учатся там.

С появлением детей насельницам монастыря пришлось потесниться. Под детские и классные комнаты для занятий было переоборудовано несколько келий.

Но больше всего матушку озаботила вставшая перед ней однажды дилемма: брать или не брать на воспитание очень болезненную маленькую Юлю. Забирать таких детей в семьи усыновители или опекуны, как правило, не спешат, заранее опасаясь нешуточного груза забот и проблем. Получается, что такие дети обречены на жизнь в казенных учреждениях. За свою коротенькую жизнь девочка успела перенести тяжелейшую операцию на внутренних органах, которая навсегда оставила ее инвалидом. Юля почти утратила природный иммунитет и из-за постоянных простуд и общей физической слабости, которая не позволяет ей подолгу сосредоточиваться на чем-либо, сильно отстала в учебе от сверстников.

Оказавшись в монастыре, девочка не перестала часто и помногу болеть. Так, этой зимой, в морозы, заболела воспалением легких и долго не могла поправиться. Но и здесь, как убеждена матушка Феодосия, без Божией помощи не обошлось: одна из постоянных прихожанок монастыря, профессор СГМУ, сама предложила любую помощь в лечении детей. И сейчас никаких сложностей в медицинском уходе за девочками не возникает.

Дела, дела

В будние дни и не во время школьных каникул застать в обители всех воспитанниц сразу почти невозможно. Их учебный день начинается раньше, чем пробуждение некоторых работающих взрослых. В семь утра дети уже стоят на остановке, откуда их забирает и отвозит в гимназию школьный автобус. Возвращение обратно приходится уже на вечер, и, как правило, оставшееся время посвящается урокам, подготовке к завтрашнему дню. Отоспаться или позволить себе пару лишних часов отдыха детям разрешено в выходные. Правда, некоторые, уже войдя в привычный распорядок дня, все равно просыпаются пораньше. Дел у девчонок невпроворот, особенно сейчас — накануне Пасхи. Надо изготовить поделки, покрасить яйца, помочь на кухне с украшением куличей. Хотя мне показалось, что заготовки яиц всех цветов радуги уже сделаны даже с запасом. Авторы всей этой красоты увлеченно делятся со мной древней как мир технологией производства.

— Нужно проткнуть скорлупу иголкой, выпустить содержимое и покрасить полые шарики разноцветными красками, — наперебой рассказывают девочки.

Когда я прихожу в гости, то застаю их хозяйничающими в столовой: в выходные дни их маленькое послушание состоит в том, чтобы помочь взрослым накрыть стол к трапезе и затем убрать со стола посуду. В период каникул времени на кухне обычно проводится чуть больше: монахини пробуют обучать воспитанниц к их большой радости нехитрым рецептам.

Кораблик в новую жизнь

Я обращаюсь с просьбой показать мне игрушки, и она не остается без ответа. Все вместе мы отправляемся наверх — то ли на экскурсию, то ли в гости. На поверку оказывается, что детские комнатки, чуть похожие на каюты какого-то корабля, очень уютные, порядок в них царит почти идеальный: кровати застелены, игрушки на местах — такое нечасто увидишь в квартире обычной семьи. Единственным предметом, который кажется мне в детской лишним, оказывается гладильная доска.

— Неужели вы сами гладите? — удивляюсь я.

— Да, — в один голос с гордостью отвечают Таня и Валя.

Однако скоро я поражаюсь уже другому факту их жизни: пятиклассница Таня гордо демонстрирует мне подаренный матушкой справочник по английскому языку, почти с нее ростом. Таня застенчиво признается, что учит с его помощью новые слова. Английский, которому обучают в гимназии, девочке очень нравится, больше, чем другие предметы.

А еще девочкам нравится лето и. путешествовать. В прошлом году дети в сопровождении монахинь ездили в Грецию, в поездку по святым местам, а в позапрошлом году — в Крым. Куда девочки отправятся на этот раз, настоятельница еще не решила, но воспитанницы все равно ждут лета с огромным нетерпением. А в детской, на самом виду, красуется стенд с фотографиями из последней поездки в Грецию: девочки на палубе корабля, на фоне достопримечательностей при посещении святынь.

В свободные от учебы дни детям показывают фильмы из обширной фильмотеки монастыря, чтение — тоже обязательная составляющая их жизни. Таня, по обыкновению, путает увиденное с прочитанными книгами. Из пояснений матушки становится понятно, что «Тимур и его команда» — это недавно просмотренный кинофильм, впечатливший девочку так же сильно, как и не самая простая для ее возраста книга «Утро Патриарха. Детские годы Алексия II».

Далеко не всем попавшим в тяжелую жизненную ситуацию детям жизнь в обители приходится по душе. Среди маленьких воспитанниц были и такие, кто не выдерживал в монастыре и пары дней. Впрочем, то же самое случается и с излишне романтично настроенными взрослыми, которые отправляются в монастырь, не зная, что реально собой представляет жизнь в обители.

— Дети есть дети, мы не обольщаем себя никакими особыми надеждами, процесс воспитания сложен, — говорит матушка Феодосия. — Даже в семье бывают различные трудности, а мы взяли детей, которых не знали, которые с младенчества воспитывались не в лучших условиях. Тем не менее, они выправляются. И даже если кто-то из них высказывает желание остаться в монастыре, мы учитываем, что детские настроения изменчивы. Мы перед собой не ставим такой задачи — сделать так, чтобы они остались здесь. Разговариваем с ними о том, что Господь прислал их, чтобы мы помогли им вырасти, предоставили им кров, пищу, одежду, научили каким-то добродетелям, помогли изжить порочные навыки, которые они приобрели. Наша задача — помочь им вырасти до того возраста и внутреннего состояния, когда они смогут сделать самостоятельный выбор. Мы совершенно не навязываем им своего образа жизни. Я прекрасно знаю, что взрослый человек, а тем более ребенок никогда без воли Божией в монастыре не окажется.

Возможно, уже очень скоро в Свято-Алексиевском женском монастыре появится еще один маленький человечек, не обретший дома там, за воротами монастыря. Во всяком случае, договоренность о прибытии в обитель очередной девочки-сироты у матушки уже имеется. Из-за отсутствия условий для создания полноценного приюта вопрос о приеме каждого нового ребенка обговаривается и взвешивается крайне тщательно. К сожалению, помочь большому количеству брошенных детей монастырь пока не в состоянии. Но изменить жизнь некоторых из них вполне возможно, и этому отдают сегодня немало своих сил матушка Феодосия и насельницы монастыря.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9207&Itemid=3


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика