Русская линия
ИА «Обозреватель»20.09.2004 

Почему и как некоторые русские становятся мусульманами?

Многие русские молодые люди и девушки принимают ислам и воюют или готовы воевать с федеральными силами в Чечне. Однако недавно в российской политической палитре появилась новая сила — Национальная организация русских мусульман (НОРМ). Это первое в истории России мусульманское движение, которое стремится к тому, чтобы новообращенные не пополняли собой ряды экстремистских группировок.

Заместителем председателя НОРМ является Тарас (Абдул Карим) Черниенко. В свои 30 лет Абдул Карим — человек с двумя высшими образованиями, вице-президент Гильдии деловых мусульман, начальник департамента международных отношений в одном из коммерческих банков.

В начале 90-х, когда 16-летний Тарас сказал родителям, что теперь он Абдул, счет русским мусульманам в России шел на единицы. В основном это были жены этнических мусульман и военные, на которых произвело впечатление мужество моджахедов в Афганистане. Тарас вырос в интеллигентной семье верующих христиан, но они всегда учили сына искать истину cамостоятельно. Поэтому выбор Тараса-Абдула был понят и принят.

Он объяснил, что его не устраивало в христианстве.

«Оно все построено на иррациональном. Верую, ибо абсурдно. А это не для меня. Я хочу верить, ибо разумно. Ислам — это религия науки и разума. В нем все построено на достоверной информации или хотя бы на законах логики, — говорит Абдул. — Конечно, любая религия утверждает недоказуемое — то, что Бог есть. В этом смысле любая религия абсурдна. Религия, но не Бог. Аллах не может быть абсурден, потому что абсурд не может творить. Следовательно, истинная религия должна обладать строгой внутренней логикой. Ислам ею обладает. По крайней мере он может объяснить многие вещи, которых не может объяснить христианство. Почему нельзя пить алкоголь? Потому, что 2/3 преступлений совершается в нетрезвом состоянии. Почему нельзя есть свинину? Потому, что в ней максимальное содержание холестерина. А главное — христианский догмат о Троице. Как может нечто быть одновременно единосущным и нераздельным и в то же время состоять из трех частей?»

Православные богословы объясняют это так: представьте, что вы видите далекий источник света. На расстоянии он кажется вам светящейся точкой. Но когда вы приближаетесь к нему, вы видите, из чего состоит этот источник. В ветхозаветные времена вера в единобожие была обусловлена именно далеким расстоянием человека от Бога. После пришествия Иисуса Христа Бог просто подпустил людей ближе к себе, вот и все.

«Я по первому образованию инженер и знаю, что есть либо единство, либо множество. Пока мы видим светящуюся точку, мы и обязаны воспринимать ее как точку. Если же мы приблизились и видим некое множество, то мы и обязаны воспринимать его как множество. И вообще, догмат о Троице был утвержден людьми на Втором Вселенском соборе спустя три с половиной века после смерти Христа. Таких противоречий в христианстве очень много. Именно через них я и пришел к исламу», — говорит Абдул.

Как правило, общение с Тарасом и другими русскими мусульманами процентов на 80 состоит из подобных дискуссий. По отмечает издание, по уровню IQ русские мусульмане выше мусульман этнических.

Объясняется это просто. Сознательный выбор веры — это всегда серьезное интеллектуальное усилие, для которого требуется как минимум досконально изучить все источники. Зачем апостол Павел извратил миссию Христа, кто будет приветствовать шахидок в раю, если шахидов встречают 72 прекрасных гурии, является ли идолопоклонством почитание икон, был ли Толстой магометанином — эти и многие другие спорные вопросы пусть остаются за кадром. Кстати, по словам Тараса, Толстой — мусульманин и арабский аналог его имени Гейдар.

«Да, Лев Николаевич — это первый русский, принявший ислам, — сказав такое, Абдул даже не улыбнулся. — Так считают большинство русских мусульман. Толстой много общался с мусульманскими духовными лидерами, очень интересовался исламом, у него был секретарь-мусульманин. Но самое главное — если внимательно почитать его переписку, там можно найти такое место. На вопрос одной женщины: «Да кто же вы, наконец, по вере?» Толстой отвечает: «Прошу считать меня добрым магометанином».

Другая русская мусульманка Екатерина Сергеева — учитель русского языка в медресе «Махинур» в Нижнем Новгороде. В хиджабе она больше всего напоминает благочестивую крестьянку XIX века. Ни за что не скажешь, что за плечами у нее пять лет учебы на филфаке НГУ.

Она рассказала свою историю: почему ислам, а не разумное, доброе, вечное? Почему не красота, которая спасет мир? Она 5 лет читала Гоголя, Толстого, Достоевского.

«Знаете, год назад, когда я еще была атеисткой, я тоже задавала эти вопросы своим ученикам в медресе. И знаете, что они мне отвечали? «Достоевский не спасает, — говорили они, — а Бог спасает. Достоевского человек не боится, а Бога боится. Страх Божий — основа всякой нравственности, а Достоевский — просто хороший писатель».

По словам Кати, эта мысль ее тогда поразила.

«Я и раньше задумывалась, почему люди, которые столько полезных книжек прочитали, вдруг спиваются, или пускаются в разврат, или доводят себя до самоубийства. А тут эти дети мне все популярно объяснили. Через полгода я стала мусульманкой».

НОРМ считает, что процесс естественной исламизации русских необратим

Русские мусульмане считают, что процесс естественной исламизации русских людей (русских, украинцев, белорусов) становится необратимым. Через две недели после регистрации НОРМ, на собрании мусульманской молодежи принял ислам руководитель кафедры иностранных языков гуманитарного факультета Российского университета дружбы народов, кандидат филологических наук Андрей Подгуренко.

Вместе с тем, муфтий Татарстана Гусман Исхаков недавно публично заявил, что его не радует обращение русских в ислам. По его мнению, они пополняют собой ряды экстремистов, и вообще, человек не должен менять национальность и веру. В том же духе в одной из своих статей высказался и заместитель верховного муфтия Центрального управления мусульман России Талгата Таджуддина Фарид Салман.

Однако русские мусульмане не собираются мириться с этим. По их словам, слышать подобные заявления от духовных лидеров очень странно.

«Они противоречат и Корану, и Конституции. И мы готовы защищаться от подобных заявлений. Вплоть до обращения в органы правосудия. Я в личной встрече высказал свое мнение на этот счет Фариду Салману. Он ответил, что мы его неправильно поняли».

«Они мунафики, — высказался на эту тему человек по имени Шамиль Матвеев. — Так в исламе называют гяуров (неверных), замаскировавшихся под мусульман. У этих духовных лидеров, я думаю, просто договор с Патриархией. Мы не трогаем вашу паству, а вы — нашу».

Шамилем Матвеев стал два года назад, до этого он был Владимиром. Перевоплощению предшествовали 12 лет бурной молодости в правозащитном движении. Вообще, путь в ислам из ультралиберального политического крыла характерен для многих русских мусульман, так что биография Владимира-Шамиля в этом смысле типична. В 1988 году он вступил в «Память», но там ему не понравилось, и он перешел в Демсоюз. Здесь он был членом финансовой комиссии, заведовал сетью распространения газеты «Свободное слово». Когда началась первая чеченская, участвовал во всех антивоенных митингах. Стал интересоваться исламом.

«Для меня было откровением, что это совсем не авторитарная религия, как принято считать, — Шамиль говорит напористо, глаза его горят, но напора хватает секунд на 10−20, после чего он начинает немного заискивающе улыбаться, как будто ища поддержки. — Ислам даже более либерален, чем христианство. Например, имамы не назначаются сверху, а избираются людьми, и их в любой момент можно переизбрать. В исламе действует четкий свод законов — как для правозащитника, для меня это было очень важно. Вместе с тем духовный лидер в исламских государствах стоит над, а не под властью. Но в конечном счете, меня убедило даже не это. Меня убедил джихад чеченцев. Теперь я не могу согласиться с теми, кто говорит, что джихад — это исключительно мирное благочестие. У джихада с оружием в руках тоже есть духовный смысл. Он заключается в том, чтобы на поле боя показать противнику свою духовную силу и тем самым заставить его задуматься об исламе».

Кроме НОРМа, есть движение «Прямой путь». Эта община возникла в 2000 году, и в нее входят национально индифферентные русские мусульмане из интеллигентских кругов. Возглавляют «Прямой путь» переводчица Корана Валерия Порохова и бывший православный священник Вячеслав Полосин. Теперь их зовут Иман Валерия Порохова и Али Вячеслав Полосин.

Али Вячеслав занимает отдельный кабинет в здании Совета муфтиев РФ. Видимо, во многом в связи с этим обстоятельством некоторые мусульмане постоянно пеняют ему на то, что он принял ислам исключительно по карьерным соображениям, и в качестве доказательства этого тезиса цитируют статью бывшего соратника Полосина по патриотическому движению, ныне одного из лидеров партии «Родина».

«Однажды, — вспоминает автор статьи, — когда мы сидели рядом на банкете по поводу очередного съезда Конгресса русских общин, Вячеслав Сергеевич посетовал, что не имеет никаких перспектив в Московской Патриархии, — если и дадут приход, то где-нибудь на периферии. «Наверное, буду уходить», — сказал он».

«Что я могу на это ответить, — разводит руками Полосин. — Если спорить с каждым, кто говорит, что ты верблюд, то никакого времени не хватит. Но вот недавно еще два православных священника приняли ислам. Один в городе Белово Кемеровской области, другой — в Узбекистане. Как, по-вашему, они тоже сделали это из карьерных соображений? А бывший католик Валерий Емельянов, который сейчас работает в аналитическом управлении администрации президента? А секретарь Союза писателей России Бронтой Бедюров? Боюсь, на всех карьер не хватит. В нашей общине пока всего несколько десятков мусульман, но мы за количеством не гонимся».

Полосин объяснил, почему он ушел из христианства.

«Религия не меню в ресторане, чтобы там чего-то хватало или не хватало. Человек верует в то, что считает истинным. А истина проявляется в ее носителях. Сегодня ислам — единственная в мире по-настоящему живая религия. Мусульмане действительно боятся Бога и следуют его заповедям. А христианство уже давно стало игрой, элементом фольклора, музейным экспонатом», — считает Полосин.

Кто может считаться мусульманином

Мусульманином считается любой, кто соблюдает пять основных установлений, носящих арабское название «хамсат аркан аль-ислам» («пять столпов ислама»).

1. Иман — приверженность религии ислама, исповедание веры в то, что нет Бога, кроме Аллаха, Мохаммед — последний пророк Его, а Коран — священная книга.

2. Салат — пять молитв в течение каждого дня, которые следует творить, обратившись лицом к Мекке.

3. Закат — подача милостыни нуждающимся.

4. Саум — предписанный законом пост, особенно строгий в течение священного месяца Рамадан.

5. Хадж — обязанность каждого при жизни совершить паломничество в священный город Мекка и побывать в мечети Кааба.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика