Русская линия
Труд Евгений Мухтаров26.08.2004 

Бродячий синь-камень

Много лет назад огромный ледник сполз со Скандинавского щита, увлекая за собой гигантские валуны. Миновав Карелию, камни, вмурованные в лед, благополучно «проехали» Ладожско-Онежский пояс. Так на берегу Плещеева озера близ нынешнего Переславля-Залесского оказалась большая, весом в двенадцать тонн, каменная плита.

«Мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец», — дают Синему камню оценку геологи. На самом деле такой цвет он приобретает солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый. Но известен камень не цветом, а своей древней историей.

В воде не тонет…

Первым побережье Плещеева озера заселило языческое племя мерян. Большим камням они придавали особое значение, считая, что в каждом живет дух какого-либо божества. Валун странного цвета сразу привлек их внимание. В IX веке мерян потеснили славяне — тоже язычники. Они назвали холм Ярилиной горой. Рядом был отстроен город Клещин, упоминаемый в «Повести временных лет». Остаткам мерян милостиво разрешили жить по-старому.

Затем на Русь пришло христианство. Славяне его приняли, а вот меряне продолжали почитать валун. Поэтому в 1152 году христиане поднялись на гору и сбросили его вниз. Мерянам это не понравилось, и они подожгли Клещин. Силами дружины князя Юрия Долгорукого бунт подавили, но язычники клялись, что сброшенный «бог» все равно никого не пустит.

Так, в общем-то, и вышло. Гору присмотрел для своей загородной резиденции князь Александр Невский, после чего она стала именоваться Александровой. Однако хоромы простояли здесь недолго. Холм оставался пустым. Зато рядом с поверженным камнем забил ручей чистой воды.

А народ продолжал ходить к языческому идолу. «Бысть во граде Переславле камень, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе людей… И они слушаху его и стекахуся и творяху ему почесть…», — отмечал летописец. Валун украшали цветами, а в Ярилин день водили хороводы.

В начале XVII века с благословения преподобного Иринарха на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода «каменного беса» и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и «выглянула» из-под земли. И опять к ней потянулись люди. В летописи сохранились строки о том, что игрища у камня проводились в ночь с 28 на 29 июня, то есть в канун Петрова дня. Таким образом, вероятно, хотели задобрить и старых языческих богов, и апостола Петра — ведь когда-то он носил имя Кифа, что в переводе означает «камень».

Новая акция против «беса» была предпринята зимой 1788 года, когда его решили «запечатать крестом», положив в фундамент строящейся Свято-Духовской церкви. Доставить камень предполагалось по льду озера. Валун взвалили на огромные сани и потащили по застывшей глади — но не довезли. Лед треснул, и синяя плита ухнула в глубину.

Однако вскоре пошли тревожные слухи. Вода в озере была тогда прозрачной, и рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении «своей» горы. Это движение, конечно, было едва заметным, и на поход к месту былой славы камню потребовалась уйма времени, однако весной 1850 года он оказался у подножия бывшего холма-пьедестала. Здесь глыба пребывает и ныне. Причем по-прежнему перемещается туда-сюда, то зарываясь в землю, то показываясь из нее. Фотографии 50-х годов запечатлели его на самом берегу озера, а спустя тридцать лет валун оказался уже на расстоянии ста метров от прежней «прописки». Сегодня его отделяет от холма треть километра.

«Здесь был Вася»

Народная тропа сюда не заросла и по сей день. На ветвях засохшего деревца трепещут разноцветные ленточки, которые оставляют ходоки, чтобы камень о них «помнил». Они усыпают подножие валуна монетками и карамельками, хотя порой бывают и оригинальные приношения — вроде банки со сметаной.

Ярила считался некогда богом плодородия, и женщины приходят к валуну, чтобы «вымолить» ребенка, а представители сильного пола — для восстановления мужской силы. В июньскую ночь, накануне праздника Иоанна Предтечи, у Синь-камня стала собираться романтическая молодежь. Девушки возлагают венки и загадывают желания. Случается, поют и частушку: «Синий камень, синий камень, синий камень — сто пудов, синий камень так не тянет, как проклятая любовь». Что до остальных жителей, они любят смотреть на камень зимой. Ведь как бы ни объясняли его природу ученые, факт остается фактом: даже в самую холодную погоду снежинки, касаясь поверхности валуна, сразу тают…

К вниманию журналистов, проведавших о Синем камне, администрация национального парка «Плещеево озеро» относится настороженно. «Как появится очередная статья, так сюда толпы с молотками и зубилами съезжаются», — сетует сотрудница Марина Арнольдовна Дорофеева. Ведь бытует поверье, что если растолочь кусочек «волшебного камня», перемешать с водой и выпить, то избавишься от кучи болячек. Камень будто изгрызен громадным зверем. Видны и процарапанные кое-как надписи, вроде классического: «Здесь был Вася». Уследить за хулиганами невозможно. И оградку вокруг тоже не сделаешь: камень-то движется…

«А и не надо забора, — сказал пьяненький абориген. — Камень сам о себе позаботится, уйдет от людей». Подмечено, кстати, верно, ибо глыба медленно погружается в землю. Когда-то на ее вершине могли запросто уместиться 12 человек. Теперь над почвой осталась только «макушка» высотой в 30 сантиметров. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Разумовская полагает, что виной топкие берега Плещеева озера, не выдерживающие тяжести камня, да оголтелые туристы, что все время на него залезают. А по мнению местных бабуль, валун реагирует на невеселые события. Только с объяснениями не определились. Одни говорят, что камень прячется в предчувствии социальных катаклизмов, другие — что, наоборот, предсказывает светлые времена.

В поисках движущих сил

Надо отметить, что камень-путешественник не одинок: в мире еще несколько мест, где гигантские булыжники двигаются как бы сами собой. Известны, например, «бродячие» валуны в калифорнийской Долине смерти — они переползают со скоростью полуметра в час, оставляя на песке следы, хотя очевидцам не удается уловить сам момент перемещения. Британский Уэльс славен местечком Гламорган, где на берегу моря находится «камень короля Артура», который дважды в год, — на Хэллоуин и Иванов день, — спускается к воде, а затем «заползает» обратно. Есть у Синь-камня «брат» и в России — полуторатонная глыба у озера Болонь на Дальнем Востоке. Местные жители зовут ее Мертвым камнем, уверяя, что внутри обитают злые духи. Валун известен тем, что движется, — причем неравномерно, а скачками. Порой останавливается на несколько месяцев, а затем вдруг срывается с места, словно пытаясь наверстать упущенное…

Аналогичные баталии развернулись и вокруг Синь-камня. В 1996 году здесь работала группа исследователей ассоциации «Экология непознанного», сделавшая вывод, что глыба находится на пересечении неких «энергетических» силовых линий — оттого и движется. У классических ученых объяснения более простые. Еще тридцать лет назад со страниц местной газеты они заявили: валун оказался на берегу, потому что талые воды размыли песок, а затем камень начали двигать подводные течения и ледовые торосы. Правда, ни один ледолом почему-то не вытащил на берег другие затонувшие и куда более легкие предметы — лодки, автомашины. Да и движения уже по поверхности почвы такая гипотеза не объясняет.

Ярославская область.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика