Русская линия
Русская служба новостей Александр Журавский16.08.2004 

В президенты попадают только протестанты

В марте 2004 года согласно опросу Gallup около 64% американцев заявило, что их личная религиозная вера очень важна для принятия ими решения кому отдать свой голос на предстоящих президентских выборах. Учитывая, что и на прошлых выборах религиозный фактор сыграл значимую роль, республиканцы и демократы, всегда внимательно относящиеся к конъюнктурным колебаниям электорального рынка, отреагировали оперативно.

В предвыборной риторике претендентов артикулировано зазвучала тема их личной религиозной веры (собственно у старожила президентской гонки Буша-младшего она звучать и не переставала). В графики предвыборных встреч было внесено общение с религиозными лидерами: методист-республиканец Джордж Буш побывал на аудиенции у критиковавшего его за вторжение в Ираке папы Иоанна Павла II (а ведь оппонент Буша — католик), а кандидат от демократов организовал в Бостоне завтрак, получивший название «Верующие за Керри», куда позвал не только католиков, но также протестантов и иудеев.

Для формирования более преемлемого для верующих избирателей имиджа, Керри взял в свой предвыборный комитет 29-летнюю Мару Вандерслиц, активистку евангельских христиан. Она должна убедить протестантских избирателей, что католик Керри в личном отношении очень даже против аборта и однополых браков, и лишь политкорректность, высокая гражданская ответственность и уважение к правам и свободам простых американских геев и феминисток понуждают его выступать за легализацию «девиантных» форм поведения и семейных отношений.

Под знамена Демократической партии в июле была призвана (в качестве советника по религиозным вопросам) и преподобная Бренда Бартелла Петерсон (Церковь «Ученики Христа»), прежний директор недавно созданной Сети Лидерства Духовенства (Clergy Leadership Network), организации либерального духовенства, заявившей о борьбе с недальновидной политикой республиканца-Буша.

Протестантских деноминаций в Америке много, большинство их штаб-квартир базируется в США. Некоторые из протестантских течений возникли именно в Америке, а потому являются для нее религиями автохтонными. Следовательно, не стоит удивляться тому, что большинство американских президентов были по своему вероисповеданию протестанты, причем достаточно «поздних» деноминаций. Среди американских президентов не было лютеран и кальвинистов.

С католиками ситуация также непростая. Несмотря на значительное число американцев-католиков, центр Римско-католической церкви находится в Ватикане, что периодически вызывает у избирателей-протестантов подозрение в зависимости американских католиков от позиции римского понтифика. Стоит ли говорить, что эта предубежденность американского избирателя особенно активно подпитывается протестантскими политиками в условиях предвыборной кампании. Все это сформировало даже некий «католический комплекс» в сознании политических элит Америки: католические кандидаты — бесперспективны с точки зрения их шансов на общенацинальный успех.

В американской прессе часто вспоминают историю, как в 1960 году сенатор-католик Джон Кеннеди, претендент на пост президента США от Демократической партии, вынужден был убеждать протестантских выборщиков, что его католическая вера не будет влиять на принимаемые им политические решения. Как сказал Кеннеди: «Я верю в Америку, где отделение церкви от государства абсолютно». Те выборы разделили Америку по четкому религиозному принципу: 75% католиков проголосовало за католика-демократа Кеннеди, а 75% протестантов отдали свои голоса республиканцу-квакеру Ричарду Никсону. Вспоминать об этом сегодня весьма актуально, поскольку впервые после Кеннеди демократы выдвинули претендента-католика против республиканца-протестанта.

15 августа 2004 г.
«Другое время»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика