Русская линия
Меридиан (Белгород) Иван Логинов16.08.2004 

Масонские тайны круглого здания

«Среди соделанной небольшой площади узрил я круглое здание, отличное своим великолепием от всех прочих. Сие есть храм Божий». Михаил Щербатов, «Путешествия в землю Офирскую», массонский роман XVIII века

Во время реставрационных работ в знаменитом круглом здании в селе Головчино были обнаружены косвенные доказательства того, что данное сооружение — дело рук первых русских масонов. Если так, то ожидается сенсация в масштабе России, т.к. это единственный подлинный храм «вольных каменщиков» в стране.

Основателями масонства являлись бригады (ложи) строителей средневековых храмов. Они считали себя не простыми ремесленниками, а людьми, выполняющими особую духовную миссию. Считая себя братьями, они тщательно оберегали свои профессиональные секреты и выработали особые правила общения, ритуалы приема в свои ряды и т. п.

В отличие от большинства податного сословия, они были освобождены от большинства налогов и именовали себя «свободными каменщиками». Их первые объединения появились в начале XIII века в Англии, затем во Франции. В России масонские ложи появились в 30-е годы ХVIII века.

Масонство — это самобытная, опирающаяся на тысячелетние мифы и гностические традиции философия жизни, то есть религия, пусть и внецерковная. А лучше всего о религии повествует ее летопись в камне — храм, его сакральная символика и архитектурные «гиероглифы». (Всеволод Сахаров, автор книги «Русское масонство в портретах»).

Скептикам на удивление

Вначале никакого интереса к круглому зданию у меня не было. Стоит и стоит какая-то развалина в одном из сел — мало ли развалин на Руси?! Однако при близком знакомстве с круглым зданием моя ирония сразу же улетучилась.

Поражают циклопическая мощь этого сооружения и абсолютная иррациональность внутреннего устройства. Толщина стен — не менее двух метров. В нем три этажа, один из них — цокольный. Объемная композиция представляет собой «цилиндр в цилиндре». Наружный объем, диаметром около 23 метров, поднят до двух этажей. Внутренний цилиндр имеет диаметр 6,5 метров, высота его — три этажа. Внутреннее пространство каждого этажа разделено на два помещения: центральное круглое и наружное кольцеобразное. Этажи связаны между собой лестницами, расположенными во внутреннем цилиндре. Высота не менее 20 метров.

Сейчас в здании полным ходом идут реставрационные работы. Я походил вокруг и зашел внутрь. После солнцепека и жары лицо овеяло освежающей прохладой. На верхнем этаже между первым и вторым кругом атмосфера достаточно спокойная. Ощущение, будто находишься в каком-то храме, где идут ремонтные работы. Однако от подвала остается явственное чувство глухого каземата.

Оказавшись же во внутреннем цилиндре, в самом сердце круглого здания, я на несколько мгновений ощутил себя погребенным заживо. Исчезли все живые звуки, и несмотря на то что из верхних окон под куполом пробивался свет, концентрация энергии была огромна, и сумерки на дне бетонного колодца показались кромешной тьмой. Однако почему-то страха не было, только отчетливое недоумение: каково предназначение круглого здания? И чем дольше я находился внутри, тем сильнее хотел разгадать эту тайну.

Я подошел к рабочим и завел разговор об особенностях ремонта этого сооружения.

— Работать здесь очень интересно, — рассказывает один из строителей. — Здание не совсем обычное: стены впитывают в себя раствор. Например, мы штукатурим стену, наутро приходим — раствора почти нет, опять кирпичная стена. Прораб кричит, мол, мы ничего не сделали! А мы опять штукатурим, на утро — все то же. И так несколько раз. Когда разбирали старые перекрытия, нашли железную пластину с надписью «Аминь 1790 год». Еще нас удивили старые деревянные балки. Им больше двухсот лет, и хоть бы одна сгнила! Мы попробовали сжечь одну из них (все равно вывозить отсюда с мусором) — не горит! Все двери в здании ориентированы по сторонам света: на юг, север, восток и запад. Во внутреннем цилиндре — две двери из подвала друг против друга: с севера на юг. Зачем-то сделаны ниши, снаружи и внутри. Если там постоять, то понижается артериальное давление. Еще мы по распоряжению начальства искали подземные ходы. Рыли экскаваторами, бурили, но ничего не нашли…

Интересуюсь, что будет в отреставрированном здании. Но рабочие только разводят руками, мол, начальству видней.

Местные старожилы посоветовали мне поговорить с Евдокией Андреевной Сергиенко, коренной жительницей Головчина, чьи предки жили в этом селе не менее двухсот лет.

— В круглом здании, как рассказывала моя бабушка, до революции находился склад, — вспоминает Евдокия Андреевна. — Хозяином его был Иван Павлович Хорбутов, пан Хорбут. На верхнем этаже хранились хлеб, мука, сахар, крупы, зерно, а в подвале — постное масло, мясо, колбасы. В круглом здании весь год одна и та же температура. А лет за сто до Ивана Павловича в круглом здании, говорят, звучала музыка. Крестьян туда не пускали, но люди помнят, что на большие праздники вся семья Хорбутов, нарядившись, шла в круглое здание. От его имения до здания был прорыт подземный ход с каменными сводами. А на моей памяти во время войны немцы держали в круглом здании наших военнопленных. Умерших закапывали прямо в подвале. Несколько лет назад приезжали люди, вели раскопки и останки солдат увезли.

Тайна открывается?

Есть несколько версий, для чего сооружалось это здание. По одной из них — в нем располагалась конюшня. Дескать, помещик любил коней настолько, что построил для них что-то вроде лошадиного «святилища», где совершал верхом регулярные мистические пробежки. По другой версии — Хорват варил в круглом здании сахар. По третьей — там располагалась водокачка, а по подземным ходам растекалась вода. Четвертая — в круглом здании пела арии крепостная хоровая капелла. Более убедительной кажется версия, по которой здание предназначалось для хранения пшеницы или свеклы: своими пропорциями оно напоминает Провиантские склады в Москве, построенные архитектором Стасовым в 30-х годах XVIII века.

Однако находка железной пластины с надписью: «Аминь 1790 год» достаточно четко указывает на дату, когда было возведено здание.

Корреспондент «Меридиана» провел самостоятельное исследование и пришел к следующим выводам.

Помещики Хорваты были в достаточно близких отношениях с петербургской знатью второй половины XVIII века. А этот период стал эпохой расцвета русского масонства.

В пользу масонского происхождения круглого здания говорит его стилистическое сходство с храмом Иоанна Крестителя в селе Винновка, местом собрания масонской ложи «Золотого Венца». Его возвели в конце 80-х — 90-х годов XVIII века предположительно по проекту архитектора Василия Баженова. К сожалению, в 20-е годы прошлого века оно было разрушено. Храм в Ульяновской области представлял собой круглое каменное сооружение с куполом и четырьмя портиками, ориентированными, вероятно, по сторонам света.

У круглого здания в Головчино портики отсутствуют, но не исключено, что в свое время они все же имелись и были утрачены позже. Музыка, которую слышали местные крестьяне, для масонов единственное искусство, допускаемое в храмах. Музыка — естественный язык между человеком и божеством, считают масоны.

Что касается внутреннего цилиндра, то известно, что в обрядах посвящения масоны используют модель пещеры (место размышлений и медитации), где человек осмысливает теневые стороны своего существа, свою слепоту и непросвещенность.

При масонских храмах обязательно имеется парк, открытый для посещения. А возле круглого здания в Головчино таковой не просто имеется, а даже представляет собой памятник садово-паркового искусства. Деревьям, растущим в парке, не менее 130 лет.

Подводя итог этим профанским (в масонской традиции тех, кто не посвящен в братство «вольных каменщиков», называют профанами) исследованиям, можно сделать вывод, что круглое здание, скорее всего, принадлежит масонской традиции, и исследовать его должны люди компетентные в истории этой культуры. Возможно, круглое здание в селе Головчино — единственный сохранившийся памятник масонской архитектуры в России.

Грайворонский район


«Меридиан» (Белгород), 32(83) от 11−08−2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика