Русская линия
Россiя Анна Петросова12.08.2004 

Небожеское дело
Если подавать милостыню, то возле храма

В подземном переходе, по которому мне приходится пробегать каждое утро по дороге на работу, стоит всегда один и тот же молодой человек с круглыми красными щеками, одетый в монашескую рясу. За спиной у него висит внушительный рюкзак, а спереди — коробочка для сбора денег на строительство храма. У гражданина зычный голос, иногда он читает что-то из Библии, и довольно внятно. К нему подходят за советом, суют мелочь. Я знаю точно, что денег ему никогда не дам, потому что он — не монах и даже не церковнослужитель.

Случаи из жизни

Для жителей и гостей Москвы привычным явлением стали колоритные персонажи, которые под видом священников или монахов стоят в столичной подземке и собирают подаяние на строительство или ремонт всевозможных храмов. Многие, пройдя мимо, опускают монету или даже крупную купюру. А вдруг человек в подряснике — настоящий монах или настоятель какой-нибудь далекой или ближней церквушки, собирающий милостыню на богоугодное дело? Однако это строго запрещено Архиерейским собором Русской православной церкви. Следовательно, на самом деле сердобольные люди подкармливают подаянием «на храм» профессиональных мошенников.

Реальных анекдотов на тему церковного мошенничества случается множество. Как-то недалеко от храма Христа Спасителя милиция подняла с тротуара «монаха» и повезла в вытрезвитель. Тот прижимал заветный ящик к грязной рясе и таким матом крыл милиционеров, что даже они удивлялись, ибо не все обороты знали. Через какое-то время выяснилось, что «монах» — безработный, бывший уголовник; рясу он украл в одной церкви по дороге из мест заключения.

Другой сборщик пожертвований оказался приличнее — сшил рясу в ателье. Окупилась она быстро. Когда псевдосвященника поймали, оказалось, что он успел насобирать более 30 000 рублей. Еще один товарищ ходил от церкви к церкви и представлялся настоятелем сожженного в Чечне храма, фотографии показывал. В итоге выяснилось, что «настоятель» приехал из Твери, а сана не имел и не имеет.

А однажды объявился умелец, который обзавелся рясой, чистыми церковными бланками и печатью несуществующей православной благотворительной организации и охмурял таким образом не отдельных прохожих, а целые предприятия. Однако долго мошенник не прокормился, его выдали многочисленные грамматические ошибки: ведь заполнять прошения приходилось самому.

Досадное совпадение стало роковым для «батюшки», собиравшего пожертвования на восстановление храма в пригородной электричке Симферополь — Новоалексеевка. Представляясь служителем местной епархии, он молил пассажиров «помилосердствовать несколько гривен». Все шло как по маслу, но неожиданно мошенник столкнулся с молодым батюшкой, стоявшим в окружении двух монахинь, которые не признали в нем коллегу ввиду отсутствия в округе священника с такой внешностью.

Когда лжесвященник сошел на станции Джанкой и залпом осушил пару рюмок водки в ближайшем буфете, то ставшие свидетелем этого действа священник и монашки не выдержали и сообщили о мошеннике милицейскому патрулю. Злосчастного «батюшку» задержали для проверки документов. Как выяснилось позднее, «священником» оказался обыкновенный мошенник, похитивший церковные одежды и старинную Библию из храма поселка Новоозерное. В «батюшках» промышлял он недолго — всего 3 дня.

Не экономьте на отпевании

Нередки случаи, когда кровные денежки идут в карманы таких же лжесвященников и обманщиков в дни похорон. Это случается, когда сограждане хотят сэкономить и не везут своего умершего родственника на отпевание в храм, а позволяют сделать это прямо в морге. Само таинство отпевания становится лживым, а покидающий сей мир остается неотпетым.

На сей счет еще 14 апреля 1997 года вышло распоряжение ‹230, подписанное митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром: «В связи с участившимися случаями злоупотреблений при отпевании покойников в моргах благословляется совершать отпевание усопших только в храмах Санкт-Петербургской епархии».

Во исполнение этого распоряжения канцелярия Санкт-Петербургского епархиального управления в тот же день за ‹231 разослала всем главным врачам больниц Санкт-Петербурга и Ленобласти письмо, в котором говорилось, что «отпевание усопших в моргах на территории Санкт-Петербургской епархии запрещается. Отпевание благословляется совершать только в храмах».

Зарубежный лов «батюшек»

В некоторых странах священникам в борьбе с мошенничеством на помощь приходят власти. Так, в Бухаресте монахов, собирающих милостыню на улицах, развелось такое количество, что градоначальники устроили настоящую облаву на попрошаек. Среди задержанных оказалось несколько десятков лжемонахов, собиравших пожертвования на «церковные нужды». У всех, как водится, были документы, удостоверяющие их принадлежность к различным благотворительным организациям. Однако мало кто из них смог ответить на элементарные вопросы, касающиеся основ Евангелия. В полиции пойманные объяснили, что они занимались мошенничеством по причине безработицы, чтобы заработать на кусок хлеба. Однако, по словам полицейских, «изъятых средств с лихвой хватило бы не только на хлеб, но и на масло».

В Румынии монашествующим и священнослужителям сбор каких-либо пожертвований на улицах и в общественных местах запрещен. Собирать на церковь могут только миряне в светской одежде, имеющие письменное разрешение на строительство храма или монастыря, заверенное правящим архиереем епархии, где находится монастырь или приход.

На Украине, в Полтавской области, мошенники настолько обнаглели, что помимо ношения бороды, рясы и креста они совершают обряды крещения, венчания, освящают дома. В итоге епископ Полтавский и Кременчугский Филипп не выдержал и обратился с заявлением в Полтавское областное управление внутренних дел, попросив органы помочь церкви в борьбе с псевдосвященниками.

Епископ Филипп ратовал за суровое наказание и благословил милиционеров на борьбу с самозванцами. Кроме того, он попросил сотрудников МВД останавливать на улицах всех мошенников с целью проверки документов. Всем же настоящим священникам епархия выдала специальные удостоверения.

А стоит ли различать?

Отличить мошенника от настоящего священника порой очень сложно. Некоторых даже не подловишь на незнании Библии. Но в основной массе своей «батюшки» либо источают алкогольные пары, либо не могут связать двух-трех слов, давая совет некоторым вопрошающим. Все это, конечно, наносит ущерб Православной церкви.

Дело доходит до того, что сегодня некоторые священники просто стесняются надевать рясу. Как рассказывал в одном из интервью митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, «служители иногда говорят мне: «Знаете, входишь в автобус и сразу ловишь на себе взгляды пассажиров, которые ждут, что ты начнешь у них просить милостыню».

Собирать пожертвования могут только миряне. При этом у них должно быть письменное официальное благословение архиерея или епископа, настоятеля монастыря или церкви, на которые пойдут деньги. Кроме того, надпись на ящике должна содержать точное наименование прихода, печать храма, подпись настоятеля или председателя приходского совета. Хотя, к сожалению, в городе можно украсть или купить все — от нужного документа до епископского облачения.

Бывают исключительные случаи, когда настоящие священники выходят на улицу. Но это можно делать, только имея на руках два разрешения. От своего епископа и от епископа той епархии, на территории которой это подаяние собирается. Поэтому, если кто-то входит в электричку в рясе, с крестом и начинает просить подаяние, церковники рекомендуют спрашивать у этого человека письменные разрешения.

Впрочем, непривычно для российских сограждан при возникшем желании подать милостыню спрашивать документы. Не по-людски как-то. К тому же зачастую возникает мысль, что вдруг человеку очень понадобились деньги. Хотя, если понадобились деньги, неужели обязательно просить их, облачаясь в рясу?


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика