Русская линия
Русский дом Владимир Бондаренко06.08.2004 

Народный писатель
25 июля — 75 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (+ 2 октября 1974 г.)

Господь каждому даёт право выбора судьбы. И за прожитые 45 лет Шукшину удалось сделать столь много, что другим и за сто лет не совершить. И главное — стать любимым народным писателем. 30 лет прошло после его смерти, имена многих, ушедших в те годы, давно и позабылись, но Василия Макаровича Шукшина знают, ценят и помнят… С первых его шагов и в кино, и в литературе было видно: начинается большой художник. Всё чаще имя писателя, режиссёра, киноактёра Василия Шукшина не «пристёгивалось» к обойме связанных общей тематикой мастеров искусства, а становилось предметом отдельного спора. Зрители ждали от режиссёра Шукшина его главной работы — кинофильма о донском атамане Стеньке Разине, к которой он готовился долгих шесть лет. Читатели ждали явления нового, зрелого мастера, удачно сочетавшего в себе дотошного социолога современной жизни, исследователя народного характера и смелого художественного экспериментатора, философа, творца фантасмагорических образов и гротескно-сатирического условного мира. Собственно, Шукшин уже стал явлением, но круги от этого явления расходились всё шире и шире, устремляясь в основном в будущее, порождающее самые большие надежды. И вдруг оказалось — всё в прошлом. Не будет ни кинофильма о Разине, ни нового великого синтеза в прозе. Ранняя, резанувшая по сердцам многих тысяч его земляков, смерть Василия Шукшина поставила все точки над «i». Что сделано, то сделано. Больше ничего не будет. Только из этого и надо исходить.

Сделано много и на века… Сделано главное — во всём разнообразии характеров, со страниц книг и экранов телевизоров с нами заговорил наш современник. Не герой будущего, не герой идеальный, не свидетель иных эпох, а наш сосед по квартире, сослуживец по работе, спутник по поездке. Вместе со своими героями заговорил сам автор, становясь постоянно действующим лицом собственных произведений.

О чём всю жизнь говорил художник Василий Шукшин? Он говорил о нравственном состоянии человека. Но что такое нравственность для него? «Нравственность есть правда… Ибо мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ…»

Бездуховность — враг номер один во всех произведениях Василия Шукшина. С первых рассказов, со сборника «Сельские жители» и до последнего уже посмертного сборника «Брат мой» воюет писатель с миром пошлости, с затягивающей трясиной материальных интересов, с бездуховным, животным состоянием человека.

И чем более отчётливо проявлялись контуры нравственной позиции художника в его творчестве, чем свободнее и непринуждённее обращался он с материалом конкретной действительности при выявлении своей сверхзадачи, которая на удивление одних читателей и на радость других оказывалась всё той же сверхзадачей великих русских писателей Н. Гоголя и Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Платонова — утверждения нравственного самосознания человека, — тем шире становилось его читательское признание. Он выходил напрямик к народу. Как сказал о нём другой наш современник Михаил Шолохов: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…»

Ещё при жизни он стал классиком русского рассказа, продолжателем традиций Чехова, Бунина и Куприна.

Я не разделяю Шукшина-писателя и Шукшина-режиссёра, Шукшина-сценариста и Шукшина-драматурга. То, что не договаривал в кинофильме, он прояснял в рассказе. То, что было не совсем ясно в рассказе, объяснял в ярких, публицистических статьях. Делить его на жанры, на периоды нельзя — увидишь какие-то новые оттенки, но потеряешь ощущение личности в целом. Потеряешь то, ради чего жил Василий Шукшин. А жил и работал он для того, чтобы говорить на одном языке, на равных, со своим народом, чтобы помогать «…исследовать жизнь, открывать прекрасное в жизни и идти с этим к людям. Надо страдать, когда торжествует зло, и тоже идти к людям. Иначе к чему всё?».

…И правда, иначе к чему искусство?


N 7 Июль 2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика