Седмицa.Ru | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 26.07.2004 |
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры!
Ныне все мы переживаем великую духовную радость, принимая в наших городах и весях благословенную святыню — честную десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и частицу святых мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна, как и ее старшая сестра, — последняя Российская императрица Александра Феодоровна, принадлежала к царскому роду. Родившиеся в маленьком немецком городке Дармштадте и воспитанные в традициях Лютеранской церкви, они не могли себе и представить, что когда-нибудь покинут Родину и переселятся в далекий край, где разделят со своими мужьями не только славу и радость, но и великую скорбь и мученическую кончину. Но от Бога стопы человеку исправляются!
В девятнадцатилетнем возрасте юная Елисавета стала женою Великого князя Сергея Александровича и переехала в Россию, где обрела для себя не только новую Родину, но и Православную веру. Постепенно проникаясь глубиной православного вероучения и красотой богослужения, Елизавета Феодоровна по собственному сердечному избранию, присоединилась к Православной Церкви.
Как евангельский купец, обретши многоценный бисер, она все силы своей сострадательной души устремила на помощь всем, нуждающимся в помощи. В стремлении исполнить заповедь Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода евангельского служения, два рода любви. С одной стороны деятельную сострадательную любовь к ближнему, с другой — созерцательную молитвенную любовь ко Христу Спасителю. И на этом пути она во многом преуспела. В годы потрясений и мятежей — русско-японской войны, первой революции и волны террора, княгиня вместе с сестрою-Государыней организовывала в залах Кремлевского дворца лазареты и швейные мастерские, где шили одежду для раненных и больных.
Будучи супругой московского губернатора, она деятельно участвовала в жизни Православной Церкви, посещала храмы и монастыри, неустанно хлопотала в разных комиссиях по попечительству над сиротами, посещала воспитанниц дворянских институтов, а свои личные средства тратила на дела широкой благотворительности. Неслучайно именно в эти годы в народной среде ее впервые назвали — «Великой Матушкой».
Трагическая смерть мужа, привела ее к решению оставить светскую жизнь и посвятить себя всецело делам молитвы и милосердия. «Я оставляю блестящий мир…и восхожу в более высокий мир — мир бедных и страдающих. Я приняла это не как крест, а как дорогу полную света, стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе», — писала княгиня в своем дневнике.
На свои средства она приобретает в Замоскворечье старинную усадьбу и основывает в ней Марфо-Мариинскую обитель. Ее трудами и заботами сестер в обители были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. В обязанности сестер входило посещение больных и престарелых, помощь бедным семьям. Сама Великая княгиня самоотверженно ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Она разыскивала в недрах Хитрова рынка и в городских ночлежках заброшенных детей, чтобы накормить и отогреть их в обители, дать им постоянный кров. Вместе с трудами милосердия Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь. В полночь она неизменно вставала на молитву, а потом обходила палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Несмотря на утомление, ее лицо всегда сияло тихим, благодатным светом.
Наступивший 1917 год страшным вихрем революционных потрясений обрушился на нашу многострадальную Родину и положил начало невиданным гонениям на Русскую Православную Церковь. Тысячи и тысячи невинных страдальцев составили великий собор новомучеников и исповедников Российских. Их христианский подвиг, как и подвиг всех пострадавших за Христа в эти годы, навсегда останется для нас образцом служения Богу и верности Матери Церкви. Великая княгиня и сестры Марфо-Мариинской обители продолжали помогать всем страждущим, не разделяя их на друзей и врагов. И бесценной наградой за помощь бедным, больным и сиротам стала всеобщая любовь к ней простого, даже революционно настроенного народа, не утратившего, однако, чуткости к добру и бескорыстию.
Но разрушительные силы зла все более заполоняли Россию и сердца людей, и одной из первых жертв начавшихся гонений стала Августейшая семья и преподобномученица Елисавета. Ее арестовали в апреле 1918 года и вывезли по железной дороге в город Алапаевск. Вместе с ней по крестному пути добровольно отправилась и преданная ей инокиня Варвара (Яковлева). На следующий день после убийства Царской семьи, глубокой ночью 5 (18) июля Великую княгиню Елизавету Феодоровну, инокиню Варвару, вместе с другими членами императорского дома живыми сбросили в шахту заброшенного рудника. Последние ее слова были молитвой за убивающих: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк. 23. 34).
Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию. Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви, способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом.
Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты. И нам особенно отрадно сознавать, что в год празднования 140-летия со дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы и 95-летнего юбилея основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия ее святые мощи прибывают в Россию. Мы благодарим всех, кто оказал помощь в этом богоугодном деле. Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшему процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину Святого Православия.
+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси
Седмица