Средневековые «граффитчики» покрыли надписями и рисунками стены уникальной православной церкви в Великом Новгороде
Средневековые «граффитчики» покрыли надписями и рисунками стены уникальной православной церкви. В Великом Новгороде завершилась комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса на Нередице, расположенной неподалеку с Рюриковым Городищем, сообщает корреспондент РИА «Новости». На всех стенах внутри этого храма, построенного еще в XII веке, специалисты обнаружили так называемые «средневековые граффити» — надписи и рисунки, сделанные на древней церковной обмазке при помощи разнообразных острых предметов. Меньше всего таких рисунков было найдено в алтарной части церкви. Реставраторы связывают это обстоятельство с тем фактом, что доступ в это церковное помещение являлся ограниченным: туда мог войти не каждый. Как отметили специалисты, надписи и рисунки их авторами наносились исключительно на так называемые «фоновые части» храмовой росписи. «Граффитчики» не сделали ни одного рисунка непосредственно на фресковых изображениях святых. По словам реставраторов, такие «граффити» в древности не считались святотатством. «Тому, что наши предки царапали храмовые стены, судя по всему, не придавалось особого значения, важно было то, что именно они там процарапывали», — говорят специалисты. Среди «средневековых граффити» не было таких, какие в настоящее время можно было бы назвать «хулиганскими». Надписи на стенах уникальной церкви, по сути, напоминают те «записки», которые в наше время принято оставлять верующими в любом из действующих православных храмов. Главным образом, древние славяне «процарапывали» на церковных стенах обращения к Богу с различными просьбами: о здравии их близких или за упокой души родных людей. Среди «граффити» встречаются целые поминальные списки, содержащие сразу по нескольку имен. Однако некоторые средневековые рисунки не имели культового характера. По всей видимости, древние славяне изображали важные, с их точки зрения, события, очевидцами которых были либо они сами, либо кто-то из знакомых им людей. Так, на стенке возле жертвенника в церкви Спаса на Нередице процарапан фрагмент битвы древнерусских ратников с европейскими рыцарями. Некоторые «средневековые граффити» напоминают детские рисунки и это, по словам специалистов, не случайно. Вероятно, авторами «граффити» были не только взрослые, но и подростки. Об этом реставраторы судят не только по тематике рисунков и по их качеству, но и по уровням их расположения над полом. Некоторые из «граффити» находятся столь низко, что могли быть нарисованы либо взрослыми очень небольшого роста, либо, что вероятнее, детьми. По словам специалистов, «средневековые граффити», подобные обнаруженным при реставрации храма Спаса на Нередице, встречаются и в других новгородских и псковских православных церквах и соборах. В частности, надписи и рисунки найдены в древнейшем в современной России православном храме — в кафедральном Софийском соборе Новгородского кремля. В башне собора Рождества Богородицы новгородского Свято-Антониева монастыря было обнаружено изображение льва или сфинкса. В одном из древнерусских православных храмов реставраторы нашли редкое «граффити» с текстом языческого заговора. Процарапанный текст был перечеркнут. По предположению специалистов, это было сделано одним из храмовых священнослужителей, который таким образом давал средневековому «граффитчику» понять, что надписи языческого характера на стенах христианской церкви все-таки неуместны. Как сообщили в Новгородском государственном музее-заповеднике, большинство рисунков и надписей на стенах православных храмов делались в XII—XVI вв.еках. После XVI века количество «граффитчиков» в Древней Руси значительно уменьшилось, что, по всей видимости, было связано с распространением бумаги. Несмотря на то, что изучение «средневековых граффити» в России началось еще в XIX веке, специалисты утверждают, что этот пласт исторического материала еще не достаточно исследован. Иногда древним рисункам и надписям вообще не придавалось особого значения и некоторые из «граффити» при реставрации просто замазывались.