Русская линия
Седмицa.Ru12.02.2004 

Эксперт Центра Карнеги считает, что война в Ираке привела к обострению отношений между христианским и мусульманским миром

Война Соединенных Штатов в Ираке привела к осложнению отношений между исламским и христианским миром. Об этом 11 февраля на пресс-конференции в Независимом пресс-центре в Москве заявил эксперт Московского центра Карнеги, профессор МГИМО МИД РФ Алексей Малашенко. Эксперт уточнил, что в данном случае стоит говорить об ухудшении отношений между мусульманским миром и всем остальным (к которому, помимо США и России, относятся также Китай, Индия, страны Латинской Америки и т. д.). Пресс-конференция прошла по теме «После войны в Ираке. Запад и мусульманский мир: возможна ли его демократизация?» Однако, отметил далее исламовед, предсказания о том, что в результате войны в Ираке мусульмане и Запад «окончательно перессорятся», также не оправдались. По мнению ученого, Ирак не станет «ближневосточным конфликтом» .2, но то, что он превратится в постоянно негативно действующий на мусульмано-христианские отношения фактор, сомнений не вызывает. Алексей Малашенко указал на проблему, которая в настоящее время особо остро встает перед американцами в Ираке: США все еще борются с Саддамом Хусейном, в то время как сопротивление в Ираке приобретает «все более исламский характер». «При Саддаме Хусейне ничего подобного быть не могло, поскольку Саддам был ярко выраженным националистом, дважды националистом — иракским и арабским, и все попытки реализовать исламскую идеологию и тем более практику в Ираке подавлялись», — подчеркнул докладчик. По его мнению, в данном случае события в Ираке для коалиции развернулись по формуле «за что боролись», т.к. коалиция натолкнулась на исламское сопротивление. «Качество сопротивления» свидетельствует о том, что в Ираке не только исламская идеология борется против коалиции, а еще задействовано и то, что принято называть «международным терроризмом». Международный терроризм пока что победить нельзя (борьбу против терроризма сравнивают с борьбой против бедности), отметил Алексей Малашенко. «Противник, с которым сталкиваются США и союзники в Ираке, является более опасным, чем Саддам Хусейн», — считает ученый.
Алексей Малашенко остановился также на проблеме демократизации Ирака и исламского мира вообще. «Американцы, молниеносно выиграв войну, заявили о возможности построения там демократической системы», — отметил он. Формально для этого был создан Временный совет, в который вошли представители всех политических сил Ирака, но этот совет, считает профессор, «по-прежнему сидит на штыках»: «Если Буш примет решение вывести войска из Ирака, то как долго этот совет продержится? Этого не знает никто». По мнению Малашенко, американцы не столько «начали демократизацию», сколько нанесли удар по ней. То, что происходит в Ираке, дискредитирует демократию. «Демократию невозможно навязать, если общество к ней не готово, — заявил эксперт.
Что касается России, то она в отношениях Запада и исламского мира «пытается вести две линии», продолжил исламовед. Во-первых, Россия поддерживает действия коалиции в Ираке, во-вторых — «сохраняет за собой свое особое мнение». Россия подчеркивает, что «стоит особняком», пытается показать, что «претендует на независимую политику в исламском мире». Об этом свидетельствует посещение делегацией России конференции Организации Исламская конференция.
Говоря об исламо-христианском диалоге в России, Малашенко прежде всего отметил, что в России нет единой исламской общины. Есть российский ислам, который можно назвать «татарским»: это вся Россия, кроме Северного Кавказа. С татарским исламом сейчас «проблем нет»: пик политизации прошел, и мусульманские организации заняты скорее своими хозяйственными проблемами. На Северном Кавказе качественно иной ислам, более политически ангажированный. Мусульмане Северного Кавказа события в Ираке воспринимали болезненно: ожидали действий в защиту Ирака; были люди, готовые поехать в Ирак.
В отношении мусульман Северного Кавказа, считает ученый, произошла «печальная вещь»: в свое время «мы поверили, что они любят Бен Ладена». Однако все, что происходило на Северном Кавказе, не было «так уж сильно завязано на Бен Ладене», отметил Малашенко. И несмотря на то, что в 2001 году, после первых терактов, были отрезаны контакты мусульманских организаций с Саудовской Аравией, мусульмане Северного Кавказа все больше стали ощущать себя частью мирового радикального ислама. «Если раньше это был чеченский сепаратизм, то сейчас они все больше ощущают себя частью мирового джихада», — заявил эксперт. По его словам, произошел парадокс: денег стало меньше, условий меньше, а радикализм растет. В этой связи можно говорить, что международный терроризм укрепляет свои позиции. Об этом свидетельствует и «интернациональная» технология терактов. При этом Алексей Малашенко считает, что международный терроризм не структурирован и не организован: существует сеть мелких и средних организаций, которые трудно обнаружить, передает «Благовест-инфо».
Седмица.Ru

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика