Русская линия
Правда.Ru Вероника Генина08.09.2003 

«Мы не должны бояться»
Русское подворье в Иерусалиме: взгляд «изнутри»

У израильтян словосочетание «Миграш ха-Русим» («Русское подворье») ассоциируется с полицейским участком, камерами предварительного заключения да c обшарпанным зданием столичного мирового суда.
Международная общественность убеждена, что Русское подворье — это название того места в центре Иерусалима, в непосредственной близости к которому палестинцы осуществили несколько крупных терактов.

А православные христиане знают: Русское подворье — это духовное представительство России на Cвятой земле.
Господи, дай же ты каждому.
Прикатив в Иерусалим ранним субботним утром, вхожу с замиранием сердца в Троицкий собор.
Я — человек светский. Тем не менее, оказавшись в храме, испытываю необъяснимый эмоциональный подъем и глубочайшее волнение. Ощущение такое, будто ты очищаешься, избавляешься — хотя бы на время — от повседневных житейских проблем, становишься лучше, благороднее, милосерднее.
В храме идет богослужение. Среди прихожан замечаю паломников, прибывших из разных городов России исключительно ради того, чтобы с евангелием в руках объездить святые для православных христиан места, вдохнуть полными легкими воздух, которым дышал Спаситель, зарядиться его живительной энергией.

В глубине собора, недоступный взорам молящихся, поет хор — звенят под куполом чистые девичьи голоса. Атмосфера храма завораживает.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл написал в свое время следующее: «В Русской Православной Церкви не случайно с особым вниманием воспринимают все события, происходящие во Святой Земле, и любые процессы, имеющие значение для живущих там людей и народов. Это обусловлено не только естественной для православных христиан духовной обращенностью к местам, где проходила земная жизнь Спасителя. Наша церковь была и остается теснейшим образом связана с этой землей через молитвы, через почитание подвижников благочестия, подвизавшихся у Гроба Господня, через многовековую традицию паломничества, через русское церковное присутствие в благословенной Палестине. Чтобы своими глазами увидеть священные места евангельских событий, христиане издавна стремились во Святую Землю. С особой любовью они припадали ко Гробу Господню, Голгофе, с трепетом ступали по Крестному пути, молились в Гефсиманском саду, Сионской горнице, на горе Фавор, в городах Назарете и Вифлееме, погружались в священные воды Иордана и Генисаретского озера».

Как израильтянка с 14-летним стажем пребывания в стране, я неоднократно бывала во всех перечисленных митрополитом местах. Как человек, родившийся в России и воспитанный на русской классической литературе, я испытываю в святых для христиан местах не меньшее благоговение, чем бруклинский еврей, добравшийся до Иерусалима, чтобы припасть к Стене плача. Видимо, русскоязычные израильтяне обречены на то, чтобы до конца своих дней страдать «раздвоением личности». С одной стороны, мы сполна — в том числе и ценой жизни десятков соотечественников, погибших от рук террористов, — делим с Израилем его тяжелейшую, трагическую судьбу. С другой, мы остаемся носителями русской традиции и русской культуры. В том числе — и духовной. А вера и духовность — тождественны.

Точка притяжения
Израиль всегда магнетически притягивал православных христиан. О Святой Земле знает каждый читающий Библию, причем знает иногда больше, чем о своем родном крае. С распространением христианства по всей Римской империи, примерно в четвертом веке н.э., появляются люди, желающие собственными глазами увидеть дорогие их сердцу места, где жил и проповедовал Христос и его апостолы. Здесь происходили многие события, описанные в книгах Ветхого и Нового Завета.

Пилигримы и паломники из разных стран стекались к Иерусалиму, с особым чувством молились у святых мест, а возвратившись домой, рассказывали о своем волнующем путешествии, о радости соприкосновения с библейскими святынями. И хотя такие походы были сопряжены со многими трудностями и опасностями, верующих это не останавливало и не пугало.

Архимандрит Иоанн (Верюжский), автор книги «Девять бесед с русскими богомольцами на Святой Земле», изданной в начале ХХ века Императорским Православным Палестинским Обществом, сравнивал посещение Палестины с сильнодействующим лекарством. Оно способно помочь даже тем больным, кому обычные снадобья уже не приносят пользы.

«Видение паче слуха, — писал архимандрит Иоанн. — То, что мы видели и осязали, глубже проникает в сердце и запечатлевается в памяти… Святые места священны потому, что укрепляют в нас веру и возносят нашу мысль к тому, что на них некогда было». — Для паломников, которые хотят посетить эту землю, теракты не являются помехой, — произносит в такт моим мыслям архимандрит Елисей, глава Русской православной Миссии в Иерусалиме. — Многие россияне, попавшие в беду, шлют в Иерусалим письма, звонят и просят за них помолиться. И это — наш естественный долг.

Наша беседа протекает в старинном здании Русской православной Миссии, расположенном на Русском подворье в Иерусалиме. В двух шагах отсюда носятся полицейские «воронки», спешат на заседания суда адвокаты, терпеливо дожидаются свиданий с арестованными их родственники. А здесь, в просторном рабочем кабинете архимандрита Елисея, царит благословенная тишина. Как будто нет за окнами ни бесконечной гонки, ни нервозности, ни говорливой толпы.

— Какова позиция Русской Православной Церкви по отношению к исламскому террору? — спрашиваю я.

— Независимо от того, где совершаются акты терроризма — в Москве или в Иерусалиме, позиция Русской Церкви однозначна: действия носителей зла невозможно оправдать ничем, никакой религией! — говорит архимандрит Елисей. — Ведь любая религия — это связь с Богом, а злодеяниями террористов движет сатана — противник жизни.

«Я думаю, — продолжает архимандрит Елисей, — что и москвичи, и жители некоторых районов Израиля оказались в одинаковом положении перед угрозой терроризма. Не удивительно, что для паломников, желающих посетить Святую землю, теракты в Израиле не являются помехой, потому что-то же самое происходит и у нас, в России. Во время богослужения в Русской Духовной Миссии я как-то сказал на проповеди, что мы не должны бояться. Терроризм — это действия, направленные на устрашение. Главная их цель — вывести общество из нормального состояния, посеять страх. Результат — разрушение, прежде всего — человеческой личности. Если человек подвержен страху, разрушается его психическое здоровье. Так же и в обществе: если все мы будем постоянно сидеть у экрана телевизора и отслеживать каждую подробность того или иного теракта, значит, мы поражены страхом, а наша коллективная воля скована. Я сказал верующим, что такой страх греховен! Есть страх божий, когда мы боимся совершить грех, нарушить заповедь Творца, — такой страх ведет к любви. А страх перед злом — поражает. И это уже — духовная болезнь. Я убежден, что добро победит зло.»

История и современность
Духовная Миссия в Иерусалиме была учреждена в 1847 году Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. Первым ее начальником был назначен известный богослов, знаток христианского Востока, архимандрит, а впоследствии епископ Порфирий (Успенский). В состав миссии входил бакалавр Петербургской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров), впоследствии прославленный в лике святых Затворник Вышинский. По прибытии в Иерусалим русская духовная миссия обосновалась в Старом городе, в Архангельском монастыре. Через некоторое время при Иерусалимской патриархии открылась типография, в которой на арабском языке печатались богослужебные книги. В Иерусалиме, Лидде (ныне — Лод), Рамле и Яффо были основаны школы для подготовки пастырей — представителей местного населения. Много было сделано и для улучшения условий пребывания на Святой Земле паломников.

30 августа 1860 года в Иерусалиме был заложен соборный храм в честь Святой Троицы. Затем началось строительство других зданий: большого двухэтажного дома для Миссии с храмом во имя святой мученицы Александры, а также подворья для паломников — Русского подворья! Расцвет деятельности миссии относится к периоду руководства ею (1865−1894 г. г.) архимандритом Антонином (Капустиным). Магистр Киевской духовной академии, одаренный, энергичный человек, знаток местной религиозной жизни, он обладал к тому моменту немалым опытом зарубежной церковной работы: был настоятелем русской посольской церкви в Афинах и в Константинополе. В Иерусалиме архимандрит развил бурную деятельность, в частности, — приобретал земельные участки, ставшие впоследствии пристанищем для русских паломников.

Одним из первых и наиболее замечательных приобретений отца Антонина был участок близ Хеврона, где находится знаменитый Мамврийский дуб, у которого Авраам оказал гостеприимство Трем Странникам. Архимандриту Антонину пришлось преодолеть немало препятствий, чтобы это священное место перешло в собственность русской церкви. Купив еще несколько смежных участков, Миссия получила владение площадью в 72 тысячи квадратных метров. 22 мая 1871 году у дуба Мамврийского русским духовенством была отслужена на переносном престоле первая литургия. Позднее здесь был построен храм во имя Святых Праотцев. После кончины Антонина (1894 г.) деятельность русской духовной Миссии продолжалась до первой мировой войны. В 1914 году, с вступлением в войну Турции, члены и сотрудники Миссии были вынуждены покинуть Иерусалим. Начальник Миссии архимандрит Леонид (Сенцов), с 1903 года ревностно заботившийся об умножении ее земельного имущества, с частью русских насельников переехал в Египет, под покровительство патриарха Александрийского Фотия. К тому времени на 37 земельных участках Миссии было расположено 8 храмов, несколько молитвенных домов, две женские обители и монашеская община, здания для размещения паломников и другие постройки.

Только в 1948 году, после провозглашения Еврейского суверенного государства, Русская Православная Церковь возобновила свое управление той частью владений Миссии, которая находилась на территории Израиля. С тех пор в христианских святых местах Израиля были проведены восстановительные работы и развернуто новое строительство. В иерусалимском соборном храме во имя Святой Троицы был произведен капитальный ремонт, в Горней отремонтирован храм в честь Казанской иконы богоматери, на горе Кармил (Кармель) — храм пророка Илии, в Яффо — храм во имя св. апостола Петра и праведной Тавифы. Были благоустроены участки Миссии, в том числе территория Горненского монастыря, цитрусовый сад в Яффо, сад с целебными источниками в Магдале. Во всех храмах совершаются богослужения.

Христианские святыни неизменно привлекают туристов из России, но мало кому известна история их восстановления. Так, в 1886 году был освящен храм Вознесения Господня, воздвигнутый на вершине Елеонской горы, а в 1888 году в Гефсиманском саду был освящен храм во имя св. Марии Магдалины (его золоченые купола видны из многих точек Иерусалима). В 1871 году архимандрит Антонин на русском участке в селении Эйн-Карем (Горняя), где пречистая дева Мария, согласно евангельскому повествованию, встретилась с Елизаветой, матерью Иоанна Предтечи, — основал женскую обитель. В 1903 году в монастыре были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, а слава об искусных мастерицах распространилась далеко за пределами Палестины. К 1914 году Горненская община насчитывала 200 сестер. В настоящее время монахини Горненской женской обители ведут интереснейшие экскурсии по христианским святыням Иерусалима.
+++
Сегодня в тенистом саду, раскинувшемся на территории Русской православной миссии в Иерусалиме, установлен бюст Антонина Капустина. Архимандрит Елисей и сестра Спиридония провели меня в домовую церковь царицы Александры. «Просите мира Иерусалиму» — такую надпись, сделанную кириллицей, я обнаружила под одной из икон. В настоящее время России принадлежит порядка десятка храмов и монастырей, расположенных на Святой Земле. Богослужения проводятся в Троицком соборе в Иерусалиме, в находящейся здесь же церкви царицы Александры, в храме Петра и Тафивы в Яффо (это место, кстати, пользуется огромной популярностью среди представителей русской диаспоры, а их на сегодняшний день в Израиле порядка 200.000 человек), в храме Илии Пророка в Хайфе, в храме Марии Магдалины на берегу Тивериадского озера и, конечно же, в легендарном Горненском монастыре — духовном центре Миссии.

Православие на Святой Земле переживает новый подъем. Практически каждое уважающее себя туристическое агентство проводит экскурсии по святым для христиан местам. На Рождество в стране зажигают огни десятки тысяч елок, а на Пасху в Храм Гроба Господня в Иерусалиме не попасть: толпа собирается такая, что пробиться внутрь попросту невозможно.
На обратном пути из Иерусалима в Тель-Авив включаю в машине радио. Из динамиков льется Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Как говорят англичане, «no news — good news» («отсутствие новостей — это уже хорошая новость»).


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика