Комсомольская правда | С. Шайдакова, Галина Пилявская | 18.08.2003 |
Подольский и Наро-Фоминский районы (волки-оборотни). Трассы здесь проходят по местам бывших владений двух самых кровавых российских помещиц — Верхнего Теплого Стана (принадлежавшего Дарье Салтыковой (Салтычихе) и Коньково-Троицкого (принадлежало Авдотье Наумовне Зиновьевой (Наумихе), загубивших и похоронивших без должного христианского обряда десятки людей.
В селах Борисовка, Захарьино, Красная Пахра в 70-х годах ХХ века было отмечено несколько случаев нападения волков на 10 — 12-летних детей. Причем никто из пострадавших не выжил.
Сейчас волков можно встретить только в Наро-Фоминском и Серебряно-Прудском районах.
Талдомский и Сергиево-Посадский районы, Серпуховской район (летучие мыши). В давние времена по Ярославскому тракту ездили из Москвы в Александровскую слободу (ныне город Александров) к царю Ивану Грозному опричники и бояре, здесь же, по дороге, на скорую руку и расправу творили. А в Серпухове лютовала местная душегубка-помещица Мораева.
Летучих мышей (нетопырей) можно встретить в любых поселках этих регионов (в Серпуховском районе специалисты насчитывают 11 видов этих млекопитающих), но опасности они не представляют. Разве что выглядят страшновато.
Упыри, вурдалаки, вампиры — в чем разница?
Вампир, оборотень и упырь — суть одно и то же.
Упыри могут принимать практически любой облик, чаще — летучей мыши или кота. Притворившись безобидным представителем фауны, упыри пьют кровь и просто пугают людей, так как, по одной из легенд, могут «питаться энергией страха».
Вурдалак же, как правило, сохраняет свою человеческую оболочку или (крайне редко) превращается в волка. Если верить слухам, он не приносит большого вреда живым, потому что обитает вблизи кладбищ и питается мертвечиной*.
Зато прикинувшийся волком вурдалак смертельно опасен и для человека, и для домашних животных.
Как распознать
Издревле у каждого народа были свои методы определить, является ли покойник вампиром. Славяне считали, что потенциальными вампирами могут оказаться злые и жестокие люди, колдуны, самоубийцы, клятвопреступники, проклятые своими родителями, не отдающие свои долги и те, кто умер во время занятия сексом. Еще подозревали рыжих, появившихся на свет на Рождество и зачатых во время Поста, рано отнятых от материнской груди и рожденных в новолуние. Граждане с заячьей губой, деформацией черепа или конечностей, пятые сыновья в семьях, где одни мальчики, и дети, родившиеся с зубами, умершие в мороз в поле — все они были под подозрением.
В Греции считались вампирами люди с голубыми глазами. В Румынии к ним причисляли седьмых сыновей седьмого сына и тех, чья мать во время беременности ела мало соли. Но в одном мнении сходились все — и славяне, и китайцы: если через гроб, еще не преданный земле, перескочит кошка, собака или перелетит курица, то покойник превратится в вампира. В суеверной Древней Руси причисляли к упырям и тех, на чей гроб во время похорон упали капли дождя или град.
Как распознать
Наши предки носили ожерелья из цветков чеснока. В каждом доме обязательно было распятие из веток боярышника, терна или можжевельника. Также было заведено втыкать ножи в землю, под которой «покоились» предполагаемые вампиры, окуривать могилы серой и дымом от лимонного дерева. Мазали дверь дегтем, сыпали на пол соль и перец, разбрасывали колючки по полу спальни — предполагалось, что вампиры любят считать. Из тех же соображений в гроб клали просо, а дорогу от кладбища до дома посыпали маком — дабы занять вампира пересчитыванием зернышек.
В России делали заговоренное тесто — смешивали муку с кровью, вытекавшей из тела вампира. Съевший хлеб из этого теста навсегда освобождался от вампирских нападок.
Поскольку упыри бывают в образе летучих мышей и котов, их грешно убивать. Гораздо лучше их угостить. Молоком, например, или еще чем-нибудь вкусненьким. Древние славяне еще до принятия христианства именно таким образом ублажали упырей — приносили им в жертву еду.
Как уничтожить
Общеизвестно, что вампира надо проткнуть осиновым колом или застрелить серебряной пулей. Но не все так просто. В старину славяне набивали могилу соломой, отрезали упырю голову лопатой могильщика, а тело поджигали. Иногда голову отгораживали от остального тела земляным валиком.
Западные славяне в прямом смысле слова перемывали кости — тело расчленяли, вываривали в святой воде, затем в новой порции святой воды перемывали кости, припоминая заодно злые и добрые поступки покойного.
А русские просто отчитывали три ночи подряд перед похоронами Святое Писание (помните Хому Брута?).
* Это суеверие описано в одноименном стихотворении А. С. Пушкина — кстати, считается, что именно он придумал слово «вурдалак».