Русская линия
Молодежь Эстонии Марк Останин07.07.2003 

Для Бога все живы
Эстонская Православная церковь обрела святые мощи

Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий сообщил журналистам на специально созванной пресс-конференции, что 2 июля в Раквере впервые в Эстонии — подчеркнул владыка — состоялось обретение святых мощей, т. е. святых останков священномученика Сергия Раквереского. Священник Сергий (Флоринский) принял мученическую кончину за веру в декабре 1918 года.

Митрополит Корнилий отметил, что, согласно традициям христианской церкви, святые мощи почитаются особо, так как «благодать Духа Святого», которую человек приобрел при жизни, делает источником благодатных сил и его святые останки. «Для нас важно, что для Бога нет мертвых людей. Для Бога все живы», — заявил митрополит.

Обретение и почитание святых мощей, т. е. останков людей, причисленных церковью к лику святых, — традиция древняя и непрерывающаяся и по сей день. «Эту традицию сохраняет и Эстонская Православная церковь», — отметил митрополит Таллиннский.

Протоиерей Сергий Флоринский был военным священником, — продолжил владыка, — последним местом его служения был военный госпиталь в Раквере. Когда в декабре 1918 года город перешел в руки большевиков, о. Сергий был расстрелян за отказ отречься от веры в числе 80 других горожан. После ухода большевиков местные верующие опознали тело священника в общей могиле и перезахоронили около алтаря кладбищенской церкви. Митрополит Корнилий специально отметил, что все работы по обретению мощей были проведены в полном соответствии с христианской традицией и церковными канонами, а также с соблюдением законов Эстонской Республики. Все необходимые документы были заблаговременно получены от государственных и городских властей. «Хочется отметить доброжелательное отношение и помощь со стороны властей и выразить благодарность мэру Раквере Андресу Яадла», — сказал митрополит Корнилий.

Для святых мощей будет приготовлена специальная рака. Пока же гроб с останками, перенесенный в церковь, не вскрывался. Присутствующие при вскрытии могилы и обретении мощей рассказывают, что через щели в крышке гроба видны сохранившийся череп святого, рука, держащая крест, священнические одежды, в которые облачены останки. Стало ясно, что в гробу останки священника и именно того, который был там похоронен. «Интересно, что со дня захоронения сохранился и крест, поставленный на могиле, — отметил владыка. — В дальнейшем мы должны будем раскрыть гроб, удалить накопившийся песок, обмыть останки и, как положено, облачить в новые специально для этого случая изготовленные священнические одежды и поместить в специальной раке. И когда все это будет закончено, будет назначен и день прославления святого».

На вопрос, будет ли этот день приурочен к приезду в Эстонию патриарха Алексия II, митрополит Корнилий ответил, что, конечно, этот вопрос будет согласовываться с приездом патриарха. Но владыка «не может предсказать, какие будут планы» у главы РПЦ. Сергей Алексеевич Беляев, профессиональный археолог (60 экспедиций), старший научный сотрудник Института всеобщей истории Академии наук России, участвовал в обретении мощей по благословению патриарха Московского. «На мою долю выпала честь обретать святые мощи патриарха Тихона в Донском монастыре, преподобного Максима Грека и других святых. Могилы их были разрушены и потеряны», — сказал Сергей Беляев. По словам археолога, случай в Раквере относительно легкий, так как могила была не потревожена, четко обозначена. Все равно приходилось соблюдать строгие археологические правила и подчас даже святых отцов удерживать от поспешности. По оценке специалиста, пока никаких сомнений, что останки принадлежат именно о. Сергию Флоринскому, нет, и нужды в специальной экспертизе ДНК нет. По архивным данным, о. Сергий погиб от выстрела в грудь. Неизвестно, правда, произведен ли был выстрел из винтовки или пистолета (револьвера). С археологической точки зрения, можно утверждать, что с момента захоронения могила была не потревожена, и слой между поверхностью и захоронением не был почти за 85 лет нарушен. Кстати, внук о. Сергия живет в Санкт-Петербурге и «обретение мощей» произошло, в частности, и с его письменного разрешения.

Из досье «МЭ»
17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной церкви постановил включить в состав Собора новомучеников священномученика протоиерея Сергия Флоринского, пострадавшего во времена гонений на церковь в 1918 году. Канонизированные церковью святые земли эстонской делятся на три группы. Первая — древнейшие подвижники православия — такие, как св. благоверный князь Александр Невский, священномученик Исидор Юрьевский, преподобные Васса, Иона и мученик Корнилий Псково-Печерские. Вторая — продолжатели благочестивых подвигов времен Российской империи — священномученик Арсений и праведный Иоанн Кронштадтский. Третья группа — жертвы большевистского террора — священномученик Платон, епископ Ревельский, протоиереи Николай и Михаил, расстрелянный в Раквере священномученик Сергий Флоринский, а также убитые в Нарве священномученики Александр Волков и Димитрий Чистосердов. Священный Синод РПЦ установил праздновать Собор святых эстонской земли 1 декабря. Однако в этом году этот день пришелся на воскресенье, так что митрополит Корнилий решил перенести праздник на 21 декабря.
ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ ФЛОРИНСКОГО
Протоиерей Сергий Флоринский родился в древнем городе Суздале 4 марта 1873 года в семье священника. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии он поступил на должность учителя, а в 1900 году был определен священником в 151-й пехотный Пятигорский полк в Гродненскую губернию. Сформированный 28 ноября 1863 года 151-й пехотный полк отличился в русско-турецкую войну 1877−1878 гг. и был награжден Георгиевским знаменем с надписью «За взятие Карса 6 ноября 1877 года». С началом русско-японской войны 1904−1905 гг. отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год проводит в действующей армии. Его служение на фронте было отмечено двумя наградами: орденом святой Анны III степени и памятной бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте.

Необходимо отметить, что обязанности полкового священника не ограничивались совершением богослужений. Порой полковые священники шли в атаки вместе со своими частями, вместо оружия держа Святой Крест, и во время гибели не покидали своих подопечных, оставаясь на тонущих кораблях вместе с ранеными и умирающими. Когда началась Первая мировая война 1914 года, протоиерей Сергий вместе со своим полком отправляется на передовую. И здесь его отмечают наградами: орденом святой Анны III степени, святого Владимира IV степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. После Февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным. Равнодушие и кощунство окружающих порождало чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела были не лучше. 22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в
29-й полевой запасной госпиталь, который в это время располагался в Эстонии в городе Раквере и занимал здание городской гостиницы.

В госпитале, как и на предыдущем месте своего служения, о. Сергий своими качествами пастыря и человека в скором времени покорил сердца всех сотрудников госпиталя. Когда через 6 месяцев после его назначения, в январе 1918 года, последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, то госпитальный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и вынес решение об оставлении о. Сергия на службе в госпитале «по желанию всего состава служащих».

Недолго пришлось прослужить отцу Сергию в госпитале. В феврале 1918 года ввиду окончательного распада русской армии и беспрепятственного продвижения германских войск в глубь России Эстония была занята немецкими войсками с установлением оккупационного режима. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что новое правительство, взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало разрешение отцу Сергию на выезд из страны на родину, даже тогда, когда надзор с него был снят.

Когда же власть взяла Эстляндская Трудовая Коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима в числе многих других жителей Раквере из самых разных слоев общества.

По делу о. Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь». 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстрел был совершен в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время.

После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Протоиерей Сергий Флоринский был похоронен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Раквере.

Мощи священника Сергия (Флоринского), канонизированного Русской Православной церковью, будут покоиться в храме Рождества Богородицы в эстонском городе Раквере. Протоиерей Сергий (Флоринский) был причислен к лику мучеников Архиерейским Собором Русской Православной церкви в августе 2000 года наряду с другими новомучениками и исповедниками земли российской.

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ ФЛОРИНСКОГО
Протоиерей Сергий Флоринский родился в древнем городе Суздале 4 марта 1873 года в семье священника. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии он поступил на должность учителя, а в 1900 году был определен священником в 151-й пехотный Пятигорский полк в Гродненскую губернию. Сформированный 28 ноября 1863 года 151-й пехотный полк отличился в русско-турецкую войну 1877−1878 гг. и был награжден Георгиевским знаменем с надписью «За взятие Карса 6 ноября 1877 года». С началом русско-японской войны 1904−1905 гг. отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год проводит в действующей армии. Его служение на фронте было отмечено двумя наградами: орденом святой Анны III степени и памятной бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте.

Необходимо отметить, что обязанности полкового священника не ограничивались совершением богослужений. Порой полковые священники шли в атаки вместе со своими частями, вместо оружия держа Святой Крест, и во время гибели не покидали своих подопечных, оставаясь на тонущих кораблях вместе с ранеными и умирающими. Когда началась Первая мировая война 1914 года, протоиерей Сергий вместе со своим полком отправляется на передовую. И здесь его отмечают наградами: орденом святой Анны III степени, святого Владимира IV степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. После Февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным. Равнодушие и кощунство окружающих порождало чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела были не лучше. 22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в
29-й полевой запасной госпиталь, который в это время располагался в Эстонии в городе Раквере и занимал здание городской гостиницы.

В госпитале, как и на предыдущем месте своего служения, о. Сергий своими качествами пастыря и человека в скором времени покорил сердца всех сотрудников госпиталя. Когда через 6 месяцев после его назначения, в январе 1918 года, последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, то госпитальный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и вынес решение об оставлении о. Сергия на службе в госпитале «по желанию всего состава служащих».

Недолго пришлось прослужить отцу Сергию в госпитале. В феврале 1918 года ввиду окончательного распада русской армии и беспрепятственного продвижения германских войск в глубь России Эстония была занята немецкими войсками с установлением оккупационного режима. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что новое правительство, взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало разрешение отцу Сергию на выезд из страны на родину, даже тогда, когда надзор с него был снят.

Когда же власть взяла Эстляндская Трудовая Коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима в числе многих других жителей Раквере из самых разных слоев общества.

По делу о. Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь». 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстрел был совершен в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время.

После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Протоиерей Сергий Флоринский был похоронен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Раквере.

Мощи священника Сергия (Флоринского), канонизированного Русской Православной церковью, будут покоиться в храме Рождества Богородицы в эстонском городе Раквере. Протоиерей Сергий (Флоринский) был причислен к лику мучеников Архиерейским Собором Русской Православной церкви в августе 2000 года наряду с другими новомучениками и исповедниками земли российской.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика