Русская линия
Независимая газета Бесик Пипия04.07.2002 

Диалог культур во имя будущего России
Ислам и христианство для нашей страны одинаково важны

Вопрос о сосуществовании и взаимодействии двух цивилизаций, христианской и исламской, в свете событий последнего времени приобрел совершенно особое значение. Из чисто теоретической плоскости он перешел в разряд актуальнейших практических проблем, связанных, в первую очередь, с международной безопасностью. Именно поэтому диалог между исламским и христианским миром сегодня представляется крайне необходимым. И важнейшая роль в таком диалоге, несомненно, принадлежит России как стране, в которой на протяжении уже трех столетий имеет место интегрированное мирное существование православных христиан и мусульман.
В последние несколько месяцев дискуссии политиков, журналистов, общественных и религиозных деятелей по вопросам конфессиональной гармонизации российского общества значительно интенсифицировались. Одна из наиболее серьезных встреч такого рода недавно прошла в Санкт-Петербурге — городе с давними традициями национальной и религиозной терпимости. По мнению полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко, «если мы не найдем цивилизованного входа ислама в международное сообщество, то он будет прорываться путем смены элит. Проблемы политического ислама порождены глобализацией, так как традиционный ислам перестал справляться с ударом, нанесенным глобализмом».
Сергей Кириенко ожидает в ближайшие два года смену среднего и высшего звена мусульманского духовенства — вместо муфтиев с тремя-четырьмя классами образования придут «молодые энергичные ребята, которые получили хорошее образование в Саудовской Аравии», и к этому следует быть готовыми.
Касаясь проблемы терроризма, полпред отмечает, что «победа на территории Афганистана не гарантирует полной победы над терроризмом, поскольку существует, прежде всего, идеологический конфликт, который нельзя победить оружием. Поэтому Сергей Кириенко считает конструктивным выходом использование идеологической борьбы внутри самого ислама, который не является сам по себе террористической или воинственной религиозной идеологией.
«О создании международного антитеррористического центра не может быть и речи — террористов готовят спецслужбы, и для создания такого центра им пришлось бы рассекречивать свои базы данных. А они, прежде всего ЦРУ, на это никогда не пойдут», — полагает президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Сергей Кургинян. По его словам, сегодня Россия отказалась от собственной уникальности, и в результате она может стать «девочкой по вызову» в уже состоявшейся без ее участия мировой цивилизации. «России надо быть с самой собой, а не с бен Ладеном или Бушем», — подчеркивает известный политолог.
Директор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников предупреждает, что если сейчас мировое сообщество перейдет на принцип «око за око», мир «скорее ослепнет, чем избавится от терроризма». По его мнению, восприятие западной цивилизации как единственно правильной является нарциссизмом, который не может быть принят всеми государствами и культурами. Необходимо признать, что есть и другие цивилизации, в том числе и мусульманская, которая является качественно иной, располагающей непонятной западному миру символикой и ментальностью. То, что представляет жизненно важную ценность для европейцев, ничего не значит для исламского фундаменталиста. Если европейцы воспринимают свою демократию как воплощение свободы, то исламские фундаменталисты — как развратную цивилизацию вседозволенности.
Мусульманский мир крайне заинтересован в глобализации, поскольку этот процесс может решить многие внутриисламские проблемы, в том числе проблему отсутствия страны-лидера и проблему «зависимости» исламских стран, убежден депутат Госдумы РФ, председатель Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов. По его словам, глобализация уже отразилась положительным образом на исламском мире: мусульмане во всех странах получили возможность найти свою нишу и на информационном поле (телекомпания «Аль-Джазира»), а также создавать исламские экономические институты, чему ранее препятствовало законодательство многих исламских государств. Ниязов полагает, что при решении «исламской проблемы» необходимо учитывать возросшую за последнее десятилетие роль Китая в исламском мире. Наши Сибирь и Дальний Восток находятся на границе с Китаем, эти территории богаты и не слишком заселены. И Китай может распространить на них свое влияние. По мнению Абдул-Вахеда Ниязова, единственный способ для России предотвратить «китайскую угрозу» — это взять на себя определенную роль в исламском мире.
«На сегодняшний день в исламском мире происходит постепенный уход «старых» лидеров, власть меняется, и с ней можно вести диалог», — считает директор отдела восточной Европы Германского совета внешней политики Александр Рар. По его мнению, Россия, вступая в антитеррористическую коалицию, не должна стать членом «антиисламского лагеря». Напротив, она должна продвигать исламские идеи в различных международных организациях, таких как «Большая восьмерка», НАТО, ВТО и ЕС, в которых исламский мир практически не представлен.
«В настоящее время мы являемся свидетелями конфликта части арабского мира с Америкой, а не конфликта цивилизаций, — утверждает президент Института проблем глобальной безопасности, профессор Рашид Исмагилов. — Стадии зарождения, созревания и проявления конфликта уже прошли, и теперь надо разобраться в последствиях». Ученый считает, что «мир никогда не согласится на то, чтобы правила, которые подходят Америке, распространились повсеместно».
На сегодняшний день в России проживает около 20 млн. приверженцев ислама, а через 20−30 лет мусульмане могут составить половину ее населения. С учетом этого обстоятельства значение диалога христианской и мусульманской культур для нас будет только возрастать.
Бесик Мамиевич Пипия — собственный Вопрос о сосуществовании и взаимодействии двух цивилизаций, христианской и исламской, в свете событий последнего времени приобрел совершенно особое значение. Из чисто теоретической плоскости он перешел в разряд актуальнейших практических проблем, связанных, в первую очередь, с международной безопасностью. Именно поэтому диалог между исламским и христианским миром сегодня представляется крайне необходимым. И важнейшая роль в таком диалоге, несомненно, принадлежит России как стране, в которой на протяжении уже трех столетий имеет место интегрированное мирное существование православных христиан и мусульман.
В последние несколько месяцев дискуссии политиков, журналистов, общественных и религиозных деятелей по вопросам конфессиональной гармонизации российского общества значительно интенсифицировались. Одна из наиболее серьезных встреч такого рода недавно прошла в Санкт-Петербурге — городе с давними традициями национальной и религиозной терпимости. По мнению полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко, «если мы не найдем цивилизованного входа ислама в международное сообщество, то он будет прорываться путем смены элит. Проблемы политического ислама порождены глобализацией, так как традиционный ислам перестал справляться с ударом, нанесенным глобализмом».
Сергей Кириенко ожидает в ближайшие два года смену среднего и высшего звена мусульманского духовенства — вместо муфтиев с тремя-четырьмя классами образования придут «молодые энергичные ребята, которые получили хорошее образование в Саудовской Аравии», и к этому следует быть готовыми.
Касаясь проблемы терроризма, полпред отмечает, что «победа на территории Афганистана не гарантирует полной победы над терроризмом, поскольку существует, прежде всего, идеологический конфликт, который нельзя победить оружием. Поэтому Сергей Кириенко считает конструктивным выходом использование идеологической борьбы внутри самого ислама, который не является сам по себе террористической или воинственной религиозной идеологией.
«О создании международного антитеррористического центра не может быть и речи — террористов готовят спецслужбы, и для создания такого центра им пришлось бы рассекречивать свои базы данных. А они, прежде всего ЦРУ, на это никогда не пойдут», — полагает президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Сергей Кургинян. По его словам, сегодня Россия отказалась от собственной уникальности, и в результате она может стать «девочкой по вызову» в уже состоявшейся без ее участия мировой цивилизации. «России надо быть с самой собой, а не с бен Ладеном или Бушем», — подчеркивает известный политолог.
Директор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников предупреждает, что если сейчас мировое сообщество перейдет на принцип «око за око», мир «скорее ослепнет, чем избавится от терроризма». По его мнению, восприятие западной цивилизации как единственно правильной является нарциссизмом, который не может быть принят всеми государствами и культурами. Необходимо признать, что есть и другие цивилизации, в том числе и мусульманская, которая является качественно иной, располагающей непонятной западному миру символикой и ментальностью. То, что представляет жизненно важную ценность для европейцев, ничего не значит для исламского фундаменталиста. Если европейцы воспринимают свою демократию как воплощение свободы, то исламские фундаменталисты — как развратную цивилизацию вседозволенности.
Мусульманский мир крайне заинтересован в глобализации, поскольку этот процесс может решить многие внутриисламские проблемы, в том числе проблему отсутствия страны-лидера и проблему «зависимости» исламских стран, убежден депутат Госдумы РФ, председатель Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов. По его словам, глобализация уже отразилась положительным образом на исламском мире: мусульмане во всех странах получили возможность найти свою нишу и на информационном поле (телекомпания «Аль-Джазира»), а также создавать исламские экономические институты, чему ранее препятствовало законодательство многих исламских государств. Ниязов полагает, что при решении «исламской проблемы» необходимо учитывать возросшую за последнее десятилетие роль Китая в исламском мире. Наши Сибирь и Дальний Восток находятся на границе с Китаем, эти территории богаты и не слишком заселены. И Китай может распространить на них свое влияние. По мнению Абдул-Вахеда Ниязова, единственный способ для России предотвратить «китайскую угрозу» — это взять на себя определенную роль в исламском мире.
«На сегодняшний день в исламском мире происходит постепенный уход «старых» лидеров, власть меняется, и с ней можно вести диалог», — считает директор отдела восточной Европы Германского совета внешней политики Александр Рар. По его мнению, Россия, вступая в антитеррористическую коалицию, не должна стать членом «антиисламского лагеря». Напротив, она должна продвигать исламские идеи в различных международных организациях, таких как «Большая восьмерка», НАТО, ВТО и ЕС, в которых исламский мир практически не представлен.
«В настоящее время мы являемся свидетелями конфликта части арабского мира с Америкой, а не конфликта цивилизаций, — утверждает президент Института проблем глобальной безопасности, профессор Рашид Исмагилов. — Стадии зарождения, созревания и проявления конфликта уже прошли, и теперь надо разобраться в последствиях». Ученый считает, что «мир никогда не согласится на то, чтобы правила, которые подходят Америке, распространились повсеместно».
На сегодняшний день в России проживает около 20 млн. приверженцев ислама, а через 20−30 лет мусульмане могут составить половину ее населения. С учетом этого обстоятельства значение диалога христианской и мусульманской культур для нас будет только возрастать.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика