Русская линия
Прочие периодические издания Я. Маевская04.07.2002 

Студенты? чистого? ислама

?Европа стоит на пороге большого упадка… Европейский человек живет только ради земных благ. Всех панически угнетает страх смерти. Интеллектуальные круги бездействуют в нравственной пустоте. Перед Европой стоит единственный выбор, единственный путь к спасению. Этот путь — ислам. Другого выбора нет?.
Ричард Белл, английский исследователь религий

Кто такие ваххабиты? Что такое Талибан? Терроризм — это истинное лицо ислама или нет? Нам, рядовым жителям, трудно определить различие между различными толками и направлениями далекой восточной религии.

Ваххабизм или ханбализм?

Сейчас суннизм — основное мировое направление ислама. И в этом направлении существуют четыре признанные религиозно-правовые школы — мазхабы, основанные ведущими имамами ислама еще в VIII—IX вв.еках. Их приверженцы — это ханафиты, шафииты, ханбалиты и маликиты. Ханафизм — самое распространенное в мире суннитское течение. А ханбализм — самое известное и печально знаменитое в современном мире.
Многие исследователи ислама считают, что ваххабитов на самом деле нет — есть ханбалиты, представители самого жесткого и крайнего суннитского толка. Однако сами мусульмане с этим не согласны. Ваххабизм — это ересь, это отклонение от истинного пути пророка, утверждают они. Ошибкой было бы считать ваххабитов салафитами, то есть приверженцами изначального ислама, гласит фетва, изданная 28 февраля 2001 года. Деятельность этих людей противоречит догмам мусульманской веры.
Однако у правоверных есть и другая точка зрения. Человек — мусульманин, и никто не имеет права сказать, что он не является таковым, если он произнес хотя бы один раз в жизни с полной ответственностью слова? Ля Иллаха илла Ллаху уа Мухамаддун расулу Ллахи? (?Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его?)! Ваххабиты произносят эти слова, следовательно, они — мусульмане.
Трудно сейчас понять, каковыми были истинные цели Мухаммеда аль-Ваххаба, жившего в XVIII веке в Саудовской Аравии. Может быть, он действительно искренне считал, что мусульманская традиция испорчена поздними наслоениями, что правоверным необходимо вернуться к корням ислама. Ваххабиты считают его алимом, то есть человеком, владеющим знаниями о Коране и неукоснительно соблюдающим их. Однако в еще одной фетве, изданной 24 февраля 2001 года, мы читаем: ?Совершенно очевидно, что Мухаммед ибн Абдуль-Ваххаб не являлся алимом: настоящий алим стремится помочь человеку встать на правильный путь, а Мухаммед ибн Абдуль-Ваххаб ввел в заблуждение своих последователей. Его учение, противоречащее Священному Корану и хадисам, стало причиной опасных негативных процессов в умме (мусульманской общине — Я.М.), породило вражду и раздор между мусульманами?.

Хороший мусульманин — плохой ваххабит

Мусульманам известно много изречений, в которых предсказывается появление ваххабизма. В одном из них, переданном авторитетнейшим в мусульманском мире знатоком хадисов имамом Аль-Бухари, сказано: ?Появятся люди со стороны востока, которые будут читать Коран неискренне. Они отходят (отклоняются) от ислама, словно стрела, летящая мимо мишени. Их признак — бритые головы?.
В былые времена ваххабитов можно было отличить по внешнему виду: как правило, они брили головы, носили длинные нерасчесанные бороды и подворачивали узкие брюки. После событий в Дагестане летом-осенью 1999 года они изменили свой внешний вид, и определить их среди мусульман достаточно сложно. Впрочем, грамотному мусульманину и нескольких минут общения с ними бывает достаточно, чтобы определить, кто перед ним. Шейх Саид-афанди Чиркейский говорит: ?На вопрос, кто такие ваххабиты, я отвечу так. Когда гнев Всевышнего настигает какой-то народ, Он закрывает для них ворота к служению Себе и открывает ворота вражды и раздоров?.
Кроме того, мусульмане обвиняют ваххабитов в том, что те не признают мусульманские святыни, считают, что им позволено не молиться и не соблюдать пост.
У ваххабитов есть интересные догмы, которые позволяют им устанавливать контакт с любой религией. Например, традиционные мусульмане часто принимают ваххабитов за… православных. Один мусульманин-традиционалист даже заметил: ?Ваххабиты придумали такие обычаи, чтобы легче завоевать Россию?.

Воины, партии и народы

Корень ?ваххабитской? политики — учебный курс (по-арабски ?талибан?). Его важность такова, что в Афганистане он постепенно стал символизировать все? ваххабитское? движение. Он стал не просто учебно-пропагандистской частью, но и государственной структурой.
Первые упоминания об исламском движении Талибан в средствах массовой информации относятся к 1993 году. Однако в полный голос о нем заговорили в сентябре 1996-го, когда после кроваво-триумфального шествия по южным провинциям Афганистана талибы — группа студентов-ваххабитов — захватили Кабул. После этого им понадобилось около двух лет, чтобы взять под свой контроль 9/10 территории страны. В пользу этого движения сыграл один немаловажный факт: оно изначально строилось по моноэтническому принципу. Его основу составили пуштуны — основная народность Афганистана, составляющая более 38 процентов 23-миллионного населения страны. Это еще одно отклонение ваххабизма от традиционного ислама. Талибан — во многом националистическое течение, а перед Аллахом все народы равны.
А вот моджахедов теоретически можно встретить в любой мусульманской стране, ведущей войну с неверными. Моджахед — это? воин Аллаха?, ведущий борьбу с неверными. Поэтому сейчас так называют даже воинов Северного альянса, правоверных суннитов, которые сражаются с ваххабитами. Можно так назвать талибов, воюющих с Америкой. Чеченских боевиков, воюющих против России.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика